СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сжатое изложение - одно из заданий на ОГЭ по русскому языку. Подготовке к этому виду работы нужно уделять особое внимание.При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение 9 класс»

          м

м

Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин) Шаг 4 . Пишем черновик. (30 мин) Соблюдай деление текста на части (в 1 абзаце может быть 2 микротемы ) Постарайтесь представить то, о чем пишет автор Поменьше пиши – больше слушай ! Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин) Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин) Изложение не должно быть сочинением . Запиши ключевые слова по памяти. Восстанови микротемы в виде плана. Воспользуйся словарем! Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин) Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5мин) Дополни словарь ключевых слов. Запиши средства связи между предложениями .

Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин)

Шаг 4 . Пишем черновик. (30 мин)

Соблюдай деление текста на части

(в 1 абзаце может быть 2 микротемы )

Постарайтесь представить то, о чем пишет автор

Поменьше пиши – больше слушай !

Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин)

Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин)

Изложение не должно быть сочинением .

Запиши ключевые слова по памяти.

Восстанови микротемы в виде плана.

Воспользуйся словарем!

Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин)

Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5мин)

Дополни словарь ключевых слов.

Запиши средства связи между предложениями .

       1 этап:  1.Определите  ТЕМУ текста (о чём текст?).  2. Сформулируйте  ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ  (чему учит текст?)   3. Определите  СТИЛЬ текста и  ТИП речи, особенности   построения текста.  4. Составьте  ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавли ва я .

1 этап:

1.Определите  ТЕМУ текста (о чём текст?).

2. Сформулируйте  ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ  (чему учит текст?)

3. Определите  СТИЛЬ текста и  ТИП речи, особенности

построения текста.

4. Составьте  ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавли ва я .

  2 этап:  1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ .  2. Определите  СПОСОБ сокращения текста  (исключение, обобщение, упрощение ).    3. Напишите  СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

2 этап:

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ .

2. Определите  СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение ).

3. Напишите  СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Запомни!!!  Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Запомни!!!

Сжатое изложение

должно быть

коротким по форме,

но

НЕ бедным по содержанию.

 Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно  ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:  Убрать всё лишнее, подробности, детали.  2. Оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ  .

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно  ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно:

  • Убрать всё лишнее, подробности, детали.

2. Оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ  .

Способы сжатия текста      1.Исключение 2.Обобщение  3.Упрощение

Способы сжатия текста

1.Исключение

2.Обобщение 3.Упрощение

Исключение – это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения ит.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Исключение это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения ит.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо :  1.выделить главное (существенное) и детали (подробности);  2.убрать детали;  3.пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;  4.пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;  5.объединить существенное;  6.составить новый текст .

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо :

1.выделить главное (существенное) и детали (подробности);

2.убрать детали;

3.пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

4.пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

5.объединить существенное;

6.составить новый текст .

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:   Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов  при обобщающем слове или ряд простых предложений  в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

       Способ исключения Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.

      Способ исключения

Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.

Способ обобщения замена однородных членов обобщающим наименованием;- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением  Она достала из пакета морковь, картофель, рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.

Способ обобщения

замена однородных членов обобщающим наименованием;- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

Она достала из пакета морковь, картофель, рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.

Обобщение  Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу , увлекались до самозабвения.    В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и раб оту .

Обобщение

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу , увлекались до самозабвения.

В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и раб оту .

Упрощение При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми. Например: Цветущие поля , сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника

Упрощение

При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми. Например: Цветущие поля , сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника

  Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся: сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями

Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся: сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя