СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация ориентирована на учащихся девятого класса, которым предстоит сдача итоговой аттестации по русскому языку. Разработка содержит материал, который поможет педагогу подготовить школьников к ГИА. Текстовое содержание, включенное в показ, направлено на обобщение знаний учеников о способах сжатия текста, а также на развитие монологической и диалогической речи. Упражнения, которые включены в разработку, помогут формированию общеучебных навыков работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение»

Грызя гранит науки неустанно,  Давая пищу здравую уму,  Опять очередное испытанье  Нам выдержать бы вопреки всему !

Грызя гранит науки неустанно,

Давая пищу здравую уму,

Опять очередное испытанье

Нам выдержать бы вопреки всему !

 ГИА-2016 Как написать сжатое изложение

ГИА-2016

Как написать

сжатое изложение

Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

Подробное изложение

Краткое изложение

Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля

Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова

 Сжатое изложение должно быть коротким  по форме, но не бедным по содержанию. Объем сжатого изложения – не менее 70сл.    ЦЕЛЬ  СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ - Воспроизвести основное содержание  текста , сохраняя композицию, логическую, последовательность,  стиль и тип исходного текста..  -Кратко изложить содержание исходного текста, не   допуская  искажения фактов и используя ключевые авторские слова .

Сжатое изложение должно быть коротким

по форме, но не бедным по содержанию.

Объем сжатого изложения – не менее 70сл.

ЦЕЛЬ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

- Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую, последовательность,

стиль и тип исходного текста..

-Кратко изложить содержание исходного текста, не

допуская искажения фактов и используя ключевые

авторские слова .

ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? связность текста, содержание текста, тему, идею; последовательность изложения; микротемы; ключевые авторские слова и обороты речи; наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста основные детали, помогающие понять авторскую идею аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли

ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?

  • связность текста, содержание текста, тему, идею;
  • последовательность изложения;
  • микротемы;
  • ключевые авторские слова и обороты речи;
  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
  • основные детали, помогающие понять авторскую идею
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? описание природы, чувств, настроений; примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления; повторы; обобщающие слова и предложения; однородные члены; диалог; обязательна замена прямой речи косвенной Ключевая информация текста- это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?

  • описание природы, чувств, настроений;
  • примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
  • повторы;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • диалог;
  • обязательна замена прямой речи косвенной
  • Ключевая информация текста- это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  1. Этап определения темы текста.  Тема - то, о чём говорится в тексте. О чём текст?  2. Вопросы к тексту.  - Что хотел сказать автор?.  - Какую основную проблему ставит автор ?  - Чему он хочет нас научить?  3. Этап определения структуры текста.  Композиция-построение текста.  Разбейте текст на части. (в ГИА 2016 г.-3 части) 4. Найдите ключевые слова, передающие главную информацию .  Определите микротему каждого абзаца  Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной  мыслью - абзацем.  Без основных предложений микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. 5. Подумайте,что можно исключить,от каких подробностей отказаться,что обобщить.

ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Этап определения темы текста.

Тема - то, о чём говорится в тексте. О чём текст?

2. Вопросы к тексту.

- Что хотел сказать автор?.

- Какую основную проблему ставит автор ?

- Чему он хочет нас научить?

3. Этап определения структуры текста.

Композиция-построение текста.

Разбейте текст на части. (в ГИА 2016 г.-3 части)

4. Найдите ключевые слова, передающие главную информацию .

Определите микротему каждого абзаца

Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной

мыслью - абзацем.

Без основных предложений микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

5. Подумайте,что можно исключить,от каких подробностей отказаться,что обобщить.

Как определить микротему?  ! Выделяем главную мысль в абзаце.   ! По ключевым словам и  ключевым предложениям.

Как определить микротему?

! Выделяем главную мысль в абзаце.

! По ключевым словам и

ключевым предложениям.

 Как писать сжатое изложение Выделить самые существенные мысли Разбить текст на части – абзацы, сгруппировав вокруг существенных мыслей Составьте план В каждой части (абзаце) сожмите текст с помощью указанных приемов, оставив самое важное Запишите сжатый текст на черновике

Как писать сжатое изложение

  • Выделить самые существенные мысли
  • Разбить текст на части – абзацы, сгруппировав вокруг существенных мыслей
  • Составьте план
  • В каждой части (абзаце) сожмите текст с помощью указанных приемов, оставив самое важное
  • Запишите сжатый текст на черновике
 ИЗВЕСТНЫ ТРИ СПОСОБА СЖАТИЯ ТЕКСТА        1. исключение 2. обобщение  3. Упрощение (замена) Навыки сжатия текста (случайное , хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие !) Надо создать новый текст, лаконичный и целостный.

ИЗВЕСТНЫ ТРИ СПОСОБА СЖАТИЯ ТЕКСТА

 

1.

исключение

2.

обобщение 

3.

Упрощение (замена)

Навыки сжатия текста (случайное , хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие !)

Надо создать новый текст, лаконичный и целостный.

ИСКЛЮЧЕНИЕ     Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; предложений с описаниями, рассуждениями; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. одного или нескольких синонимов предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления. Подробностей Исключение фрагмента предложения вводных слов; однородных членов предложения; повторов; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; предложений с описаниями, рассуждениями; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. одного или нескольких синонимов предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления. Подробностей Исключение фрагмента предложения .    .

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Исключение

  • вводных слов; однородных членов предложения; повторов; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; предложений с описаниями, рассуждениями; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. одного или нескольких синонимов предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления. Подробностей Исключение фрагмента предложения
  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • предложений с описаниями, рассуждениями;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
  • одного или нескольких синонимов
  • предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления.
  • Подробностей
  • Исключение фрагмента предложения
  • .
  • .
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (19 слов) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. (17 слов) 11

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (19 слов)

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. (17 слов)

11

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ?  Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами кирпичом, цементом? (35 слов)   Почему так часто менял он свои профессии? ( 7 слов)

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ?

Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами кирпичом, цементом?

(35 слов)

Почему так часто менял он свои профессии? ( 7 слов)

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения  Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (27 слов) Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.(12 слов) 11

Удаление поясняющих конструкций:

однородных членов, частей сложного предложения

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (27 слов)

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.(12 слов)

11

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений

Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.  (22 слова)  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.  (22 слова)   избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.   Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде,  во всем  ( 5 слов)  Сказка живет везде,  во всем  ( 5 слов)
  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
  • Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
  • Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)

избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.

Уберем эти однородные обстоятельства.

Смысл предложения не изменится:

  • Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
  • Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
 2 СПОСОБ - ОБОБЩЕНИЕ   Обобщение или объединение     - замена простых предложений сложным    Найти в тексте мелкие, единичные факты   Найти в них общее.   Объединить эти факты на основе общего.  Сформулировать получившееся предложение.

2 СПОСОБ - ОБОБЩЕНИЕ Обобщение или объединение

  • - замена простых предложений сложным

Найти в тексте мелкие, единичные факты

Найти в них общее.

Объединить эти факты на основе общего.

Сформулировать получившееся предложение.

Например:  До сжатия: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. (9 слов)   После сжатия : В коробке лежали разноцветные шары.(5 слов)   Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Например:

До сжатия:

В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. (9 слов)

После сжатия :

В коробке лежали разноцветные шары.(5 слов)

Образование сложного предложения путем

слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи.

до сжатия :  Жители посёлка проводят свой досуг по-разному . Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.   после сжатия :  Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
  • до сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному . Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
до сжатия :   Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.  (30 слов) до сжатия :   Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.  (30 слов)  После сжатия : Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
  • до сжатия : Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
  • до сжатия :
  • Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

После сжатия :

  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере. 11

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

11

  • однородных членов обобщающим словом; образование сложного предложения из слияния простых слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи; - разбивка сложного предложения на простые; -замена сложноподчинённого предложения простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; перевод диалога или прямой речи в косвенную; части текста одним предложением; части предложения местоимением; Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.
  • однородных членов обобщающим словом;
  • образование сложного предложения из слияния простых
  • слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • - разбивка сложного предложения на простые;
  • -замена сложноподчинённого предложения простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • перевод диалога или прямой речи в косвенную;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением;
  • Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.

замена фрагмента текста синонимичным

выражением;

• переформулирование мысли своими словами.

 При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.

При замене необходимо

Найти слова, смысловые части или предложения, которые

можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Сформулировать получившееся предложение.

  замена придаточного определительного предложения синонимичным  определением .     до сжатия:  Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. (17 слов)    после сжатия:  Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.(8 слов)

замена придаточного определительного предложения синонимичным определением .

до сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. (17 слов)

после сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.(8 слов)

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые,  добрые и не очень.  (12 слов) Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые,  добрые и не очень.  (12 слов)    Сказки любят все. (3 слова )
  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые,
  • добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

 при компрессии часто совмещают разные способы сжатия   - обобщение и исключение; - Обобщение и замена;

при компрессии часто совмещают разные способы сжатия

- обобщение и исключение;

- Обобщение и замена;

ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ   ИСКЛЮЧЕНИЕ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего , но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего , но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

            Сочетание  исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова) Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.  (18 слов)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.  (18 слов)

Сочетание исключения и замены

  • Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
  • Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

  • Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
  • Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
  • (18 слов)
СОЧЕТАНИЕ ОБОБЩЕНИЯ И  ИСКЛЮЧЕНИЯ Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (19 слов)   Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений сложное, одновременно исключая при этом повторы.  Годы проходят, но не стареют книги писателя.( 7 слов)

СОЧЕТАНИЕ ОБОБЩЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (19 слов)

Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений сложное, одновременно исключая при этом повторы.

Годы проходят, но не стареют книги писателя.( 7 слов)

Сочетание  исключения и обобщения (объединения)  Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.  (50 слов) Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.  (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.   (20 слов)  (20 слов)

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

  • Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
  • Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
  • Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.
  • Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.

  • (20 слов)
  • (20 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

  • Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
  • Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
  • Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
  • Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли. аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
  • Основные детали,
  • помогающие понять авторскую идею;
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  • При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
  • При первом чтении :
  • Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  • Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  • Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

  • Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите количество абзацев, ключевые слова.
  • Запомните последовательность событий, рассуждений.
  • Определите количество абзацев, ключевые слова.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части.
  • Разделите текст на смысловые части.
  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
  • Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Обязательные условия: Не объединять микротемы в один абзац; 2. Каждый абзац с красной строки! 3. Объём изложения – 90-100 слов; 4. Аккуратный, разборчивый почерк; 5.  Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

Обязательные условия:

  • Не объединять микротемы в один абзац;

2. Каждый абзац с красной строки!

3. Объём изложения – 90-100 слов;

4. Аккуратный, разборчивый почерк;

5. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

  УДАЧИ  НА ЭКЗАМЕНЕ!

УДАЧИ

НА ЭКЗАМЕНЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!