Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему !
ГИА-2016
Как написать
сжатое изложение
Подробное изложение
Краткое изложение
Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля
Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова
Сжатое изложение должно быть коротким
по форме, но не бедным по содержанию.
Объем сжатого изложения – не менее 70сл.
ЦЕЛЬ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
- Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую, последовательность,
стиль и тип исходного текста..
-Кратко изложить содержание исходного текста, не
допуская искажения фактов и используя ключевые
авторские слова .
ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
- связность текста, содержание текста, тему, идею;
- последовательность изложения;
- микротемы;
- ключевые авторские слова и обороты речи;
- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
- основные детали, помогающие понять авторскую идею
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
- описание природы, чувств, настроений;
- примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
- повторы;
- обобщающие слова и предложения;
- однородные члены;
- диалог;
- обязательна замена прямой речи косвенной
- Ключевая информация текста- это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Этап определения темы текста.
Тема - то, о чём говорится в тексте. О чём текст?
2. Вопросы к тексту.
- Что хотел сказать автор?.
- Какую основную проблему ставит автор ?
- Чему он хочет нас научить?
3. Этап определения структуры текста.
Композиция-построение текста.
Разбейте текст на части. (в ГИА 2016 г.-3 части)
4. Найдите ключевые слова, передающие главную информацию .
Определите микротему каждого абзаца
Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной
мыслью - абзацем.
Без основных предложений микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.
5. Подумайте,что можно исключить,от каких подробностей отказаться,что обобщить.
Как определить микротему?
! Выделяем главную мысль в абзаце.
! По ключевым словам и
ключевым предложениям.
Как писать сжатое изложение
- Выделить самые существенные мысли
- Разбить текст на части – абзацы, сгруппировав вокруг существенных мыслей
- Составьте план
- В каждой части (абзаце) сожмите текст с помощью указанных приемов, оставив самое важное
- Запишите сжатый текст на черновике
ИЗВЕСТНЫ ТРИ СПОСОБА СЖАТИЯ ТЕКСТА
1.
исключение
2.
обобщение
3.
Упрощение (замена)
Навыки сжатия текста (случайное , хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие !)
Надо создать новый текст, лаконичный и целостный.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Исключение
- вводных слов; однородных членов предложения; повторов; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; предложений с описаниями, рассуждениями; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. одного или нескольких синонимов предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления. Подробностей Исключение фрагмента предложения
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- предложений с описаниями, рассуждениями;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- одного или нескольких синонимов
- предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления.
- Подробностей
- Исключение фрагмента предложения
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (19 слов)
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. (17 слов)
11
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ?
Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами кирпичом, цементом?
(35 слов)
Почему так часто менял он свои профессии? ( 7 слов)
Удаление поясняющих конструкций:
однородных членов, частей сложного предложения
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (27 слов)
Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.(12 слов)
11
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений
Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
- Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
- Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.
Уберем эти однородные обстоятельства.
Смысл предложения не изменится:
- Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
- Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
2 СПОСОБ - ОБОБЩЕНИЕ Обобщение или объединение
- - замена простых предложений сложным
Найти в тексте мелкие, единичные факты
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
Например:
До сжатия:
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. (9 слов)
После сжатия :
В коробке лежали разноцветные шары.(5 слов)
Образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же предмете речи.
- до сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному . Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
- до сжатия : Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
- до сжатия :
- Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
После сжатия :
- Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
- Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
11
- однородных членов обобщающим словом; образование сложного предложения из слияния простых слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи; - разбивка сложного предложения на простые; -замена сложноподчинённого предложения простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; перевод диалога или прямой речи в косвенную; части текста одним предложением; части предложения местоимением; Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.
- однородных членов обобщающим словом;
- образование сложного предложения из слияния простых
- слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи;
- - разбивка сложного предложения на простые;
- -замена сложноподчинённого предложения простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- перевод диалога или прямой речи в косвенную;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением;
- Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.
замена фрагмента текста синонимичным
выражением;
• переформулирование мысли своими словами.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые
можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
замена придаточного определительного предложения синонимичным определением .
до сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. (17 слов)
после сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.(8 слов)
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые,
- добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
при компрессии часто совмещают разные способы сжатия
- обобщение и исключение;
- Обобщение и замена;
ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего , но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
Сочетание исключения и замены
- Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
- Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
- (18 слов)
СОЧЕТАНИЕ ОБОБЩЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ
Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (19 слов)
Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений сложное, одновременно исключая при этом повторы.
Годы проходят, но не стареют книги писателя.( 7 слов)
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
- Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
- Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
- Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.
- Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.
Сочетание замены, исключения и объединения
- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
- Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- Основные детали,
- помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
- При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- При первом чтении :
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части.
- Разделите текст на смысловые части.
- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
- Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Обязательные условия:
- Не объединять микротемы в один абзац;
2. Каждый абзац с красной строки!
3. Объём изложения – 90-100 слов;
4. Аккуратный, разборчивый почерк;
5. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
УДАЧИ
НА ЭКЗАМЕНЕ!