Дата __________
Урок 37: Т. Бокова «Жизнь под солнцем»
Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, по цепочке, навык выборочного чтения; развивать умение самостоятельно работать в группе; способствовать обогащению словарного запаса пословицами и поговорками о дружбе, развитию внимания н памяти; содействовать установлению дружеских отношений в классе.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Подготовительная работа: несколько учащихся учат стихи о дружбе.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Молча мы за парты сели,
Друг на друга поглядели,
Усмехнулись, улыбнулись,
К педагогу повернулись.
Будем мы усидчивы
Прилежны и внимательны
И пойдет у нас работа
Просто замечательно! Н. Ковалева
2. Проверка домашнего задания
3. Артикуляционная и речевая разминка
-
Артикуляционная разминка.
Упражнение «Чайник»
Чайник закипел. Пар вырывается из-под крышки то длинными струйками, то короткими. Щелочка, в которую прорывается «пар», находится между верхними зубами и нижней губой. Чайник расшумелся, расфыркался и своим фырканьем как бы зовет хозяйку: «Я закипаю, иди скорее! Скорее же! Пора чай заварить!» — Ф-Ф-Ф! ФОФ! Ф-Ф-Ф!
Последние легкие «ФФФ» звучат умиротворено, чайник закипел и выключен.
-
Речевая разминка.
Упражнение «Зоркий глаз»
Прочитайте слова. Найдите и назовите другие слова, которые в них спрятались: хлев, уточка, столб, щель, зубр, коса, олень, клещ, удочка. (Лев, точка, стол, ель, зуб, оса, лень, лещ, дочка.)
4. Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя.
О друзьях и дружбе мы с вами беседовали не один раз. Сегодня на уроке мы снова поговорим об этих важных моментах взаимоотношений между людьми.
Ребята, как вы думаете, нужна ли дружба людям?
Как ее можно увидеть, почувствовать?
Нужно ли учиться дружить?
- Прочитайте начало предложения (на доске): «Друг – это тот, кто...» Закончите его.
2. Учащийся читает стихотворение
Слово «друг»
Когда еще никто
Не знал ни слова —
Ни “здравствуйте”,
Ни “солнце”,
Ни “корова”,-
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).
Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.
Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?
Друзей —
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: “Дурак!”,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу —
Пускай оно
Достанется врагу!
(Я. Аким)
Слово «друг» возникло очень давно. Его первоначальное значение «сражающийся вместе». Как вы понимаете смысл этого выражения? (Ответы детей.)
Детский писатель Самуил Яковлевич Маршак хотел, чтобы все ребята дружили, не обижали друг друга, жили в ладу с добрыми делами. Давайте хором прочитаем, что он пишет в стихотворении «Пожелания друзьям» (написано на доске):
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
5. Работа с текстом Т. Боковой «Жизнь под солнцем»
-
Чтение рассказа учителем (с. 24).
-
Лексическая работа.
• Неладное – плохие взаимоотношения, ссоры.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
Какое настроение возникло у вас во время чтения?
4. Анализ произведения.
Что делали мальчики на улице?
Почему они перестали играть?
Кто поспешил разнять сердитых друзей?
Что сказал мальчикам старичок?
Почему мальчики смутились?
Что подарил мальчикам старичок?
Почему он это сделал?
Как вы понимаете выражение
Изменилось ли настроение у мальчиков? Почему?
Хотелось ли ребятам ссориться снова?
Каким нужно быть, чтобы стать настоящим другом?
5. Чтение произведения учащимися «по цепочке».
– Найдите описание старичка. Прочитайте.
Какие чувства были у мальчиков, когда они смотрели на солнце? Прочитайте.
__ Найдите в тексте предложение, в котором отражена главная мысль рассказа. Прочитайте ее.
6. Чтение по ролям.
Физкультминутка З
вучит песня «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова), дети становятся в круг и поют, выполняя движения.
6. Работа в группах
Задание для 1 группы
Учащиеся получают ромашку, на лепестках которой каждый пишет по одному главному качеству, без которого не может состояться дружба.
Задание для 2 группы
Прочитайте. Напишите еще 2 ПОСЛОВИЦЫ о дружбе.
(Друга ищи, а найдешь— береги. Старый друг лучше новых двух.)
Задание для З группы
1. Прочитайте стихотворение.
Со мной здоровался петух:
- Ку-ка-ре-ку! – пропел он вслух.
- Ко-ко, - услышал я от кур.
Мурлыка-кот мурлыкнул:
- Мурр…
И пес Барбос, меня узнав,
Пролаял вежливо:
- Гав-гав.
И протянул теленок:
- Муу… -
Мол, здравствуй, скучно одному.
И воробей на ветке вмиг
Чирикнул:
- Жив я, чик-чирик…
«Как хорошо, - подумал я, -
Что у меня кругом друзья».
В. Медведева
2.Ответьте на вопросы.
Какие друзья были у мальчика?
Можно ли назвать домашних животных своими друзьями?
Есть ли у вас такие друзья?
Задание для 4 группы «В гостях у сказочных героев»
Ответьте на вопросы:
-
В какой сказке дружили все герои? («Теремок»)
-
Назовите друзей Винни-Пуха. (Тигруля, Кролик, Топа, Хрюня, Ушастик, Кенга, Сова.)
-
С кем подружился Незнайка в Зеленом городе? (С Синеглазкой.)
-
Назовите известные вам произведения о дружбе. (Г. Демыкина «Дружба», Э. Мошковская «Почему ты плачешь?», К). Мориц «Попугай и утка», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» и др.)
7. Проверка выполненных заданий
8. Подведение итогов урока
Нужна ли дружба людям? Нужно ли учиться дружить?
Относитесь к окружающим с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей. Уважайте старших, заботьтесь о младших, будьте внимательны и вежливы по отношению друг к другу. Учащиеся читают стихотворение.
Друг познаётся в удаче
Также порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познаётся в удаче.
Если удача твоя
Друга не радует, – значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его,
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит… Но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познаётся в удаче
Больше порой, чем в беде.
А. Дементьев
9. Домашнее задание
Прочитать рассказ Т. Боковой «Жизнь под солнцем»
Дата ____________
Урок 38: Н. Носов «Заплатка»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать выразительно, повышая и понижая голос; совершенствовать умение читать вслух и молча; формировать навык прогнозирования; совершенствовать умение находить слова и выражения, с помощью которых можно рисовать устный портрет героев произведения, характеризовать их чувства; развивать умение инсценировать произведение; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, содействовать формированию трудолюбия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают рассказ Т. Боковой «Жизнь под солнцем».
III. Дыхательная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка.
Упражнение «Я на солнышке лежу…»
- Представьте, что вы загораете на солнышке, вам спокойно и свободно. Снимите с мышц излишнее напряжение. Прикройте глаза и подставьте расслабленное лицо воображаемому солнышку.
Сделайте несколько вдохов и выдохов в следующем порядке: вдох, выдох, пауза.
2. Речевая разминка.
Игра «Лесенка-чудесенка»
Произнося текст упражнения, с каждой следующей строчкой повышайте голос. Последние слова произносите самым высоким голосом, "распевайте".
Чудо-лесенкой шагаю,
Высоту я набираю.
Шаг на горы,
Шаг на тучи,
А подъем все выше,
Круче.
Выше голос,
Петь хочу,
Прямо к солнцу полеч-у-у!
3. Бугаева
Отгадайте название рассказа, который вы будете читать. Для этого прочтите слово (на доске)
справа налево: АКТАЛПА3.
IV. Работа с текстом Н. Носова «Заплатка»
1. Лексическая работа.
Заплатка - кусок ткани, кожи, нашиваемый на дыру для починки.
Лоскуток - отрезок ткани, кожи.
2. Чтение произведения учителем (с. 29).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
4. Анализ произведения.
-
Почему мама не захотела пришить заплатку?
-
Как поступил Бобка?
-
Найдите в тексте место, где описывается, как Бобка пришивал заплатку? Легко ли ему было?
-
Как автор оценивает работу Бобки? (На заплатку было любо взглянуть.)
-
Хорошие ли друзья были у мальчика? Докажите.
-
Как относится Н. Носов к своему герою? Нравится ли он ему? Почему?
-
Какие черты характера присущи мальчику?
Среди слов, записанных на доске, назовите те, которые обозначают чувства мальчика, после того, как он:
а) порвал штаны;
б) сам зашил штаны.
Радость, огорчение, тоска, гордость, смелости, возмущение, обида, веселье, досада, удовольствие, презрение
5. Чтение произведения учащимися:
a) чтение молча (про себя);
б) чтение «цепочкой».
6. Выразительное чтение. (Драматизация произведения: выбирается только прямая речь героев, предварительно определяется интонация, с которой нужно произносить слова.)
Физкультминутка
V. Самостоятельная работа
1. Подчеркните слова, которые встречаются в рассказе Н. Носова «Заплатка».
Бобка, Сережа, порошок, забор, мама, папа, заяц, сестра, нитка, ножик, лопата, пуговица, лоскуток, книга, карандаш, пальто, рубашка, снег, огонек.
2. Выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. Как зовут мальчика в рассказе Н. Носова «Заплатка»?
a) Борька;
б) Бобка;
в) Вовка.
2. Какие штаны были у мальчика?
a) солдатские;
б) милицейские;
в) спортивные.
3. Кого мальчик попросил зашить штаны?
a) бабушку;
б) сестренку;
в) маму.
4. Мальчик вырезал заплатку величиной:
a) с яблоко;
б) с кулак;
в) с огурец.
5. Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку:
a) с третьей попытки
б) во второй раз;
в) сразу.
6. Дети во дворе назвали Бобку:
a) молодцом;
б) героем;
в) солдатом.
VI. Проверка выполненных заданий
VII. Подведение итогов урока
-
Как вы понимаете пословицу «Трудиться - всегда пригодится"? Какие вы знаете пословицы о труде?
-
В каких рассказах вы читали о том, что всякий труд нужен и полезен?
-
В каких произведениях рассказывается о труде, добрых делах ребят?
Если вы будете стараться, то все получится. Стоит только захотеть можно всему научиться.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
VIII. Домашнее задание
Прочитать рассказ Н. Носова «Заплатка», подготовить пересказ по плану