Форма проведения: круглый стол.
Человек обладает способностью любить, и если он не может
найти применения своей способности любить, он способен
ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
(презентация) Вопросы для обсуждения
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Ход собрания
- Выступление соц. педагога.
(презентация ) Детство – период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них – детская агрессия.
Уважаемые родители! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии.
Педагоги отмечают, что участились случаи проявления агрессивности детей по отношению друг к другу.
Для решения данной проблемы необходимо разобраться в происхождении такого поведения.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей.
- Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Как Вы считаете? Вы правы, стоит.
- А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
(Презентация). Что такое агрессия?
(Презентация). Агрессия - это поведение, которое причиняет вред всему предмету или предметам или группе людей.
(Презентация). Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
(Презентация). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у младших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью.
-Как вы считаете, это равнозначные качества?
- Что Вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость.
Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношения к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой
Основные причины детской агрессивности:
- Унижение ребёнка взрослыми.
- Ежедневная демонстрация сцен насилия на телевизионных экранах.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.
Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессия против родителей и других людей.
(Презентация). В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе ласковое слово, ласковый взгляд
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. (Презентация.)
- Что это такое?
Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей в семье имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень заманчиво для человека и наказание, если:
- Оно следует немедленно за поступком;
- Объяснено ребёнку;
- Оно суровое, но не жестокое;
- Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
(Презентация.)
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам
(аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как…
|
Если тебя поощряют, то как …
|
Четыре «НЕЛЬЗЯ», которые бы ты хотел иметь в своей семье,
когда тебя наказывают
|
- Повышенным тоном
- Угрозами, побоями
- Дают обещание наказать в следующий раз, но этого не делают
- Не приобретают то, что обещают
- Спокойная беседа с обсуждением
- Откровенный разговор с одним из родителей
|
- Деньгами
- Приобретением вещей, техники
- Нежными словами, взглядом, одобрением
- Никак
|
- Чтобы в семье «царил» мир между родителями
- Родители не ругались мир собой, и ребёнок не был «крайним»
- Больше уделяли внимание ребёнку
- Чтобы всегда был достаток в семье и родители имели место работы
|
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
(Презентация).
И по традиции для нас с вами, родителей, «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи в первую очередь, а потом общество, в котором находится ребёнок.