СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т Н Леонтьева Диктанты по Лермонтову

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Материалы ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________



Дорога на Гуд-гору

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы и задания

1. Определите состав 1-го, 2-го и 3-го предложений, подчеркнув в них грамматические основы и выделив средства связи между ними. Охарактеризуйте предложения и составьте их схемы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Найдите такие причастные обороты, которые относятся к слову, входящему в деепричастный оборот. Заметили ли вы, что оба причастных оборота начинаются с одного и того же страдательного причастия? Можете ли вы предложить варианты замены одного из них?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Четвертое предложение в отрывке из главы «Бэла» приведено не полностью, здесь лишь половина его (о незаконченности говорит знак многоточия), понаблюдайте за средствами связи в нем, а в той части, которая выделена курсивом, подчеркните грамматические основы и запишите, сколько их. Постройте синтаксическую схему этой части предложения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Дополнительные вопросы и задания

1. Как вы произносите слово прояснилось (из 1-го предложения), значение которого связано с погодой? Изменится ли место ударения в нем, если его значение будет, например, связано с состоянием ума (в голове прояснилось)? Проверьте свой ответ по словарю.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Найдите среди первых трех предложений такое, в котором находятся две пары однородных деепричастий, соединенных сочинительными союзами. Проверьте, нет ли в последней паре неточности. Если обнаружите, постарайтесь устранить ее.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Наша публика

Дорога на Гуд-гору

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание. Подчеркните грамматические основы и постройте схему каждого предложения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Материалы учителя»

Дорога на Гуд-гору

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами.

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуты утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу //… //

(168 слов)


Вопросы и задания

1. Определите состав 1-го, 2-го и 3-го предложений, подчеркнув в них грамматические основы и выделив средства связи между ними. Охарактеризуйте предложения и составьте их схемы.

2. Найдите такие причастные обороты, которые относятся к слову, входящему в деепричастный оборот. Заметили ли вы, что оба причастных оборота начинаются с одного и того же страдательного причастия? Можете ли вы предложить варианты замены одного из них?

3. Четвертое предложение в отрывке из главы «Бэла» приведено не полностью, здесь лишь половина его (о незаконченности говорит знак многоточия), понаблюдайте за средствами связи в нем, а в той части, которая выделена курсивом, подчеркните грамматические основы и запишите, сколько их. Постройте синтаксическую схему этой части предложения.


Дополнительные вопросы и задания

1. Как вы произносите слово прояснилось (из 1-го предложения), значение которого связано с погодой? Изменится ли место ударения в нем, если его значение будет, например, связано с состоянием ума (в голове прояснилось)? Проверьте свой ответ по словарю.

2. Найдите среди первых трех предложений такое, в котором находятся две пары однородных деепричастий, соединенных сочинительными союзами. Проверьте, нет ли в последней паре неточности. Если обнаружите, постарайтесь устранить ее.


Наша публика

Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения. Она не угадывает шутки, нечувствует иронии; она просто дурно воспитана.

Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

(99 слов)

Задание. Подчеркните грамматические основы и постройте схему каждого предложения.

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)