СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.В. Михеева «Асино лето»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке

Просмотр содержимого документа
«Т.В. Михеева «Асино лето»»

Урок №16

Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке

Учитель: Веджатова Е. А.

Класс: 4-А

Дата:____________

Тема: Т.В. Михеева «Асино лето»

Цели: ввести учащихся в культурно-языковое пространство русского народа; приобщить к его современности через знакомство с творчеством Т.В. Михеевой.

Планируемые результаты: предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения (читать вслух); определять позиции героев

художественного текста; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

– Что вы узнали о жизни своих ровесников во время Великой Отечественной войны?

– Чем осложнялась жизнь детей в блокадном Ленинграде?

– Какие обязанности взрослых они выполняли?

– Что такое Дорога жизни?

– Кто может нам рассказать о судьбе другой девочки из блокадного Ленинграда – Тани Савичевой?

– Почему Наташа сожгла первое письмо папе?

– Как вы понимаете пословицу «Согласную семью и горе не берёт»?

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа

– Прочитайте название нового подраздела в разделе «Мир детства» на с. 61 учебника. («Я фантазирую и мечтаю».)

– Определите по названию, какие произведения мы будем читать. (Мы будем читать фантастические рассказы, сказочные истории.)

– Прочитаем авторскую статью.

– Совпали ли ваши предположения с обращением авторов учебника?

– О каких мирах будут произведения, которые мы будем читать на ближайших уроках? (О придуманных мирах.)

– Найдите в этом тексте слова, которые показывают то главное, о чём хотят сказать нам авторы этих произведений, их персонажи. («…Добро побеждает зло, дружба помогает преодолеть любые преграды, любовь сильнее смерти».)

– Какое произведение начинает этот раздел?

(На доске опорная таблица для определения задач урока.)

– Определите задачи урока. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Т.В. Михеевой, научимся определять тему и главную мысль прочитанного текста, применим эти знания при выражении своих мыслей, составлении текстов, высказываний.)

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о творчестве Т.В. Михеевой, выставка книг

(См. «Дополнительный материал» в конце урока.)

2. Первичное чтение произведения

(Учащиеся читают по цепочке главу 3 в учебнике на с. 61–66.

В ходе чтения проводится первичный анализ, работа над пониманием содержания.)

– Почему у Аси не было настроения смотреть футбол? (У неё не было настроения, потому что рядом не было друзей, ещё она скучала по папе.)

– Как вы поняли, где находится девочка? (В летнем лагере.)

– На кого обиделась Ася?

– Почему шутка Щеглова так обидела девочку? (Это была шляпа, которую папа привёз из Африки.)

– Почему у Щеглова было такое прозвище? (Он ловко висел на ветках и перекладинах, корчил гримасы и умел двигать ушами.)

– Объясните с помощью словаря в учебнике на с. 124 значение слова «вожатая».

– Что удивительного произошло со шляпой, когда Щеглов убежал? Объясните значение слова «планировать». (Постепенно, плавно снижаться.)

– Почему Ася легко забралась на сосну? (Ей помогла сама сосна.)

– С кем повстречалась Ася? Как звали гнома? (Гном Сева.)

– Что узнала Ася о директоре лагеря? (Он тоже в детстве был в этом лагере и дружил с гномами.)

– Как зовут папу Севы? (Степан.)

– Почему гном Степан и директор Василий Николаевич перестали дружить? (Они остались друзьями, но у директора

было много дел.)

– Как звали второго гнома?

– Как звали третьего гнома?

– Как Ася обращалась к гномам? Почему? (Она обращалась к гномам на «вы», потому что стеснялась, была воспитанной девочкой.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Анализ произведения

(Анализ и выборочное чтение произведения проводятся по трём вопросам учебника на с. 68.)

– Как на самом деле выглядел первый гном? Чей колпак он одолжил? (Примерный ответ. Он был в зелёных шароварах и в зелёной курточке. Колпак он одолжил у Горыныча.

На самом деле он носил ярко-зелёный колпачок.)

– Как выглядел второй гном? Чей колпак он одолжил? (Примерный ответ. У Горыныча был красный комбинезон. Колпак он одолжил у Ежа. На самом деле у него был красный

колпак.)

– Как выглядел третий гном? Чей колпак он нашёл? (Примерный ответ. Ёж носил золотистую куртку. Свой колпак, жёлто-золотистого цвета, он отдал Горынычу.)

– Прочитайте, что умеет каждый гном. (Горыныч умеет летать, Ёж – высоко прыгать, Сева дружит с ветерком.)

VII. Рефлексия

Графический диктант

– Поставьте знак «+», если утверждение истинно, и знак «–», если утверждение ложно.

1) Полное имя Аси – Анастасия.

2) Папа Аси был «вечно в разъездах».

3) Ленточка на шляпе Аси была зелёного цвета.

4) Степан – это папа гномов.

5) Директор лагеря Василий Николаевич дружил с папой Севы.

6) Сева – летучий гном.

(Ответы: 1) «–»; 2) «+»; 3) «–»; 4) «+»; 5) «+»; 6) «–».

Самопроверка по образцу.)

VIII. Подведение итогов урока

– Как называется подраздел, который мы начали изучать?

– Что вы узнали о писательнице?

– С каким словарём мы работали на уроке?

– Вспомните авторскую статью перед произведением. Какие слова вы бы назвали главной мыслью прочитанного отрывка? (Дружба помогает преодолеть любые преграды.)

– Что вы расскажете дома о нашем уроке?

Домашнее задание

Читать, пересказывать

Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л

Тамара Витальевна Михеева

Т.В. Михеева – наша современница. Она родилась 26 февраля 1979 года в городе Усть-Катав Челябинской области. К литературе и театру приобщилась благодаря маме – режиссёру народного театра во Дворце культуры. Вместе с братом и сестрой много времени проводила за кулисами театра. О своём театральном закулисном детстве Тамара Михеева написала небольшой рассказ «Алька», который был напечатан в 2005 году. Она вспоминает, как, сидя высоко над сценой, сочиняла

фантастические истории.

В доме Тамары была хорошая библиотека, а лучшим подарком в семье считалась книга. Но и сочинять истории Тамаре нравилось не меньше, чем читать. Первую свою сказку она написала во втором классе.

После школы поступила в Челябинский колледж культуры. Во время каникул работала в летних детских лагерях. Она почувствовала в себе призвание работать с детьми, писать для них книги.

После колледжа поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Посещая занятия по детской литературе Р.С. Сефа и А.П. Торопцева, она поняла, что её призвание – детская литература.

Уже во время учёбы написала для детей повести: «Две дороги – один путь», «Лысый остров», «Асино лето», «Летние истории».

За эти книги в 2005 году она получила награду – стала лауреатом конкурса «Новая проза для наших детей».

Детские рассказы Тамары Михеевой успешно печатались в журналах и сборниках.

В 2007 году сказочная повесть «Асино лето» принесла Тамаре Михеевой премию «Заветная мечта». Книга включена в федеральную целевую программу «Культура России». Затем в свет выходит следующая книга Михеевой «Летние истории». В неё вошли небольшие истории, рассказанные от имени вожатой, о жизни ребят в летнем лагере. Тамара Витальевна Михеева – член Содружества детских писателей Урала, член жюри премии им. В.П. Крапивина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя