Двигатели внутреннего сгорания - тепловые двигатели, у которых процесс сжигания топлива, выделения теплоты и преобразования в механическую работу происходит внутри цилиндров дв-ля. В зависимости от применяемого топлива, способа и места приготовления горючей смеси ДВС подразделяют на дизели и бензиновые, в зависимости от рабочего цикла — двух- и четырехтактные.
Просмотр содержимого документа
«2Э Дизельные двигатели»
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)
ДВС - тепловые двигатели, у которых процесс сжигания топлива, выделения теплоты и преобразования в механическую работу происходит внутри цилиндров дв-ля. В зависимости от применяемого топлива, способа и места приготовления горючей смеси ДВС подразделяют на дизели и бензиновые , в зависимости от рабочего цикла — двух- и четырехтактные.
Рабочий цикл ДВС — это комплекс чередующихся процессов изменения давления, температуры и состава газов, происходящих в цилиндрах ДВС, которые обусловливают преобразование теплоты в механическую работу. Рабочий цикл в четырехтактном ДВС (рис. 2.1) состоит из впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска, при этом в дизеле и бензиновом двигателе происходит следующее:
Рабочий цикл
Дизель
1-й такт — впуск
2-й такт — сжатие
Карбюраторный ДВС
Впуск воздуха
Сжатие воздуха и впрыск топлива, воспламенение
Впуск рабочей смеси
3-й такт — рабочий ход
Сжатие рабочей смеси, воспламенение
Сгорание и расширение газов
4-й такт — выпуск
Удаление отработавших газов, продувка цилиндра
При рабочем ходе происходит передача энергии от сгорающих газов на поршень и через шатун на коленчатый вал.
- Устройство дизеля
- В ДВС имеются механизмы и системы, расположенные в корпусных деталях — блок-картере и головке блока цилиндров, обеспечивающие преобразование тепловой энергии сгорающего топлива в механическую работу: кривошипно-шатунный механизм (КШМ), газораспределительный механизм, смазочная система, системы охлаждения, питания, пуска (в дизеле) или зажигания (в бензиновом ДВС).
- Кривошипно-шатунный механизм (рис. 2.2) служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и включает в себя поршень 6 с компрессионными и маслосъемными поршневыми кольцами 8, поршневой палец 7 с втулкой, шатун 5, коленчатый вал 1 с вкладышами 2 коренного подшипника и 4 шатунного подшипника, маховик 9. При сгорании газов поршень перемещается, и через поршневой палец и шатун давление передается на коленчатый вал. Коленчатый вал воспринимает нагрузки от шатуна через шатунные шейки 3, опирается и вращается на коренных шейках. В шатунных шейках имеются полости 10 для дополнительной центробежной очистки масла. На передний конец коленчатого вала, закрепленного в крышках 11 , устанавливают шестерню 12 и шкив 13 , на задний конец — маховик 9. В процессе эксплуатации происходит изнашивание деталей КШМ, вследствие чего работа дизеля становится более шумной, снижается компрессия в цилиндрах и давление масла, увеличивается расход масла в картере (угар) и происходит дымление из сапуна.
- Газораспределительный механизм (рис. 2.3) служит для своевременного впуска воздуха и выпуска отработавших газов и состоит из шестерни 15, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов 1, установленных в головке 3 блока цилиндров, направляющих втулок 2 и пружин 4, толкателей 13, штанг 12, коромысел 7, регулировочных винтов 10 с контргайками 11, тарелок 5, сухарей 6, стоек 8 и осей 9 коромысел.
- При работе дизеля распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через шестерни и кулачком 14 действует на толкатель 13, который поднимает штангу 12 и через регулировочный винт 10 поворачивает коромысло 7 вокруг оси 9. Длинная часть коромысла нажимает на клапан 1 и открывает его, сжимая пружину 4. Как только кулачок сойдет с толкателя, клапан под действием пружины прижимается к седлу 16. Так происходит в определенной последовательности со всеми клапанами.
- Клапаны дизеля открываются с некоторым опережением, а закрываются с запаздыванием относительно моментов прохождения поршнем так называемых мертвых точек (фазы газораспределения ). В процессе эксплуатации необходимо проводить регулировку теплового зазора клапанов, зазора между бойком коромысла и стержнем клапана (0,25... 0,5 мм) и контролировать плотность прилегания фаски (рабочей поверхности клапанов) к седлу.
- Система охлаждения поддерживает необходимый тепловой режим работающего дизеля, отводит избыточную теплоту от нагретых деталей за счет охлаждения воздухом или жидкостью.
- Жидкостная система охлаждения (рис. 2.4) состоит из рубашки 6 охлаждения, водяного насоса 8, патрубков 2, 4, 7, термостата 5, радиатора 1, вентилятора 3, расширительного бачка, жалюзи или шторки. Охлаждающая жидкость (вода, тосол или антифриз), нагретая в рубашке 6, нагнетается насосом 8 через верхний патрубок 2 в радиатор. Проходя через трубки радиатора, жидкость охлаждается потоком воздуха, нагнетаемым вентилятором 3, направляется по нижнему патрубку 7 обратно в рубашку, циркулируя по системе охлаждения во время работы дизеля, и отводит лишнюю теплоту от наиболее нагретых деталей. Водяной насос 8 приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
- Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру и световому сигнализатору. Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурно го режима при различных нагрузках и температуре окружающего воздуха служит термостат. Когда дизель холодный, термостат закрыт и жидкость циркулирует по малому кругу рубашка — насос — рубашка, что обеспечивает быстрый прогрев дизеля. При достижении температуры 80... 95 °С клапан термостата открывается, и поток жидкости идет через радиатор. Через паровоздушный клапан выпускается пар при нагреве и впускается воздух при остывании системы охлаждения.
- На дизелях может быть установлена муфта вязкого трения, автоматически регулирующая работу вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в дизеле. Предусмотрено также принудительное включение вентилятора. При автоматическом режиме работы вентилятора температура охлаждающей жидкости в дизеле поддерживается в пределах 80... 97 °С.
- Неисправности системы охлаждения обусловлены перегревом или переохлаждением дизеля, что ведет к потере мощности, увеличению удельного расхода топлива, интенсивному изнашиванию деталей дизеля. Основные неисправности: нарушение герметичности соединений; неисправности водяного насоса, радиатора (засорение сот снаружи и трубок внутри, повреждение трубок, нарушение целостности и т.д.), паровоздушного клапана, термостата; нарушение натяжения ремня вентилятора (слабо или сильно натянут); заедание шторок (жалюзи); образование накипи.
- Смазочная система (рис. 2.5) обеспечивает подачу масла к трущимся поверхностям деталей для уменьшения трения, удаления продуктов изнашивания и частичного охлаждения трущихся деталей. Смазочная система дизеля комбинированная: наиболее ответственные детали (подшипники коленчатого и распределительного валов, поршневой палец, головки шатуна, втулки шестерен, коромысло) смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием. Смазочная система состоит из поддона 1, масляного насоса 17, масляного фильтра 10, масляного радиатора 13, главной масляной магистрали 15 и каналов 5, клапанов 11, 12, 16, 20, датчика давления.
- Масляный насос шестеренного типа служит для подачи масла под давлением, привод осуществляется от шестерни коленчатого вала. В масляном насосе имеется редукционный клапан 16, отрегулированный на давление 0,7...0,75 МПа. При работе холодного дизеля, когда вязкость масла большая, давление масла поднимается выше указанного, открывается клапан и часть масла перепускается обратно. Масляный насос подает масло из поддона под давлением в масляный фильтр для очистки.
- Масляные фильтры служат для очистки масла от примесей (сажи, пыли, продуктов изнашивания и окисления деталей и т.д.). Масляные фильтры могут быть со сменными фильтрующими элементами или центробежные (центрифуги).
- Полнопоточная центрифуга (рис. 2.6) очищает весь поток масла, подаваемого в дизель. Полнопоточная центрифуга состоит из корпуса 2, оси 6, ротора 5, колпака 4 , двух сопел 3, трубки 7. Масло подается насосом под давлением, поступает внутрь ротора и под давлением выбрасывается через сопла. Вращение ротора происходит от действия реактивных сил, возникающих при выбросе масла под давлением через два диаметрально расположенных сопла 3. Очистка масла происходит под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора с частотой 5 ООО... 7 ООО об/мин. Примеси осаждаются на стенках ротора 5, а очищенное масло по трубке 7 и каналам 1 поступает в магистраль.
- Масло, очищенное в масляном фильтре, поступает в масляный радиатор. В корпусе устанавливают перепускной и сливной клапаны, клапан- термостат. При засорении ротора или сопла давление в канале 8 повышается, перепускной клапан 9 открывается, подача масла к трущимся поверхностям деталей идет без очистки. Работу центрифуги проверяют после отключения дизеля, продолжительность «жужжания» ротора должна быть не менее 30 с. Периодически через 250 мото-ч производят очистку ротора от отложений и замену масла в картере.
- В смазочной системе дизеля применяют моторное масло марок М-8В 2 (среднефорсированный дизель), М-10Г 2 (высокофорсированный дизель), М-10Д 2 и М-5 3 /14Д 2 (высокофорсированный дизель с наддувом). Масло М-5 3 /14 (класс вязкости по SAE 15W-40) является всесезонным, М-8 (класс вязкости SAE 20W) — зимним, М-10 (класс вязкости SAE 30) — летним.
- Система питания (рис. 2.7) служит для подачи очищенного воздуха и топлива в цилиндры дизеля. Система питания дизеля состоит из топливного бака 1, топливных фильтров грубой 3 и тонкой 6 очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) 5, топливоподкачивающей помпы 4 и ручного насоса, форсунок 8, топливопроводов низкого 2 и высокого давления 7, сливного топливопровода 15, воздухоочистителя 12 с моноциклоном 11, впускного 14 и выпускного 13 коллекторов, турбокомпрессора 9, глушителя 10.
- Топливный насос высокого давления служит для подачи под высоким давлением в форсунки дизеля дозированных порций топлива в строго определенные моменты времени и состоит из корпуса, головки, кулачкового валика, толкателя с роликом, пружины, плунжерной пары (плунжера и гильзы), нагнетательного клапана с пружиной, рейки. Существуют ТНВД распределительного типа со сложными секциями и рядного типа с простыми секциями. Сложная секция осуществляет подачу топлива в 2 — 4 форсунки, а простая секция — только в одну форсунку.
- При вращении вала кулачок ТНВД поднимает толкатель и плунжер, пружина при этом сжимается, после прохождения верхней точки кулачком пружина распрямляется, опуская плунжер с толкателем. При движении вверх плунжер перекрывает впускное отверстие в гильзе, и топливо под высоким давлением через нагнетательный клапан подается в форсунку. При опускании плунжера открывается впускное отверстие в гильзе, и полость заполняется топливом от подкачивающей помпы.
- Топливный насос высокого давления объединен в один агрегат с все- режимным регулятором. Количество подаваемого топлива изменяется поворотом плунжера вокруг оси при помощи рейки, соединенной с всережим- ным регулятором.
- Всережимный регулятор служит для автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала дизеля в зависимости от нагрузки путем изменения порции подаваемого топлива и состоит из корпуса, вала, шее-
- I
- терни, ступицы, грузиков, муфты, упорного подшипника, пружины, вилки, тяги, корректора, ограничителей подачи топлива.
- При увеличении частоты вращения вала грузики расходятся под действием центробежных сил от центра вращения и своими выступами перемещают муфту. Муфта перемещает вилку и через тягу — рейку ТНВД, которая поворачивает плунжер и тем самым уменьшает подачу топлива.
- Регулятор имеет корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи, работающий на пусковых оборотах, и противодымный пневмокорректор.
- Топливоподкачивающая помпа служит для преодоления сопротивления, возникающего в топливных фильтрах, устойчивой подачи топлива в ТНВД и состоит из корпуса, толкателя с роликом, штока, поршня, пружины, впускного и нагнетательного клапанов; приводится в действие от эксцентрика вала ТНВД.
- Форсунка служит для распыла топлива в цилиндре дизеля. Распылитель форсунки — закрытого типа (несколько отверстий обеспечивают необходимое равномерное распыление топлива в камере сгорания). Впрыск топлива осуществляется под давлением свыше 17,5 МПа. Форсунки расположены на головке блока цилиндров. Форсунка состоит из корпуса, корпуса распылителя с иглой, гайки распылителя, штанги, пружины, втулки, регулировочного винта с гайкой. В корпусе распылителя имеется несколько отверстий диаметром 0,25...0,35 мм. Топливо подается через канал форсунки, попадает в кольцевую канавку распылителя, давлением поднимает иглу и через отверстия распыляется в камере сгорания.
- Топливный фильтр грубой очистки (фильтр-отстойник) служит для очистки топлива от крупных механических примесей и воды. Топливный фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива от мельчайших примесей размером 0,001... 0,005 мм, имеет сменные фильтрующие элементы, каждый установлен в индивидуальный разборный фильтр-патрон и корпус фильтра. Для удаления воздуха из системы питания дизеля на корпусе фильтра тонкой очистки топлива имеется специальная пробка.
- Воздухоочиститель служит для очистки воздуха, всасываемого в цилиндры дизеля, от пыли. Воздух очищается от примесей силой инерции в циклонах или моноциклоне, фильтрующими элементами (бумажными, полимерными) — в воздухоочистителях сухого типа, в масляной ванне — в воздухоочистителях мокрого типа. Обычно применяют комбинированные воздухоочистители. На некоторых дизелях установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры Топливо должно быть хорошо очищено от механических примесей и воды и соответствовать сезону эксплуатации. Используется дизельное топливо зимних сортов: 3-0,2 при температуре окружающего воздуха до -35 °С и 3-0,5 — до -45°С, летних сортов: JI-0,2-40 и JI-0,5-40 (40 — температура вспышки, °С). Минимальный уровень топлива в баке при работе — не менее 25 %.
- дизеля.
- Система пуска необходима для того, чтобы раскрутить коленчатый вал от постороннего источника энергии до пусковой частоты вращения, при которой произойдет пуск дизеля. Пусковая частота вращения коленчатого вала карбюраторных двигателей 30... 60 об/мин, дизелей — 150... 350 об/мин; степень сжатия карбюраторных двигателей 5—10, дизелей — 15 — 22. Пуск карбюраторного двигателя можно осуществить вручную (шнуром или ручкой), а дизеля — электростартером либо карбюраторным двух- или четырехтактным пусковым двигателем.
- На рис. 2.8 приведена схема пуска дизеля электростартером номинальным напряжением 12 или 24 В, мощностью 5,9 или 6 кВт. Стартер 1 представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартера — дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера. Для предохранения стартера имеется муфта 5 свободного хода, которая исключает передачу вращающего момента в обратном направлении (от двигателя к стартеру). При повороте ключа 8 в замке происходит замыкание цепи, ток идет от аккумуляторной батареи в обмотку 3 тягового реле стартера, которое рычагом 4 вводит в зацепление шестерню 6 с зубчатым венцом 7 маховика и, замкнув контакты 2, пускает электростартер 1. При этом вращение от электростартера передается коленчатому валу дизеля. После пуска дизеля машинист поворачивает ключ в положение «Выкл.», ток в цепи исчезает и шестерня 6 выходит из зацепления с зубчатым венцом 7 маховика.
- Пуск дизеля в холодное время года можно облегчить применением легковоспламеняющихся пусковых жидкостей, свечей подогрева, электрофакельных и жидкостных подогревателей, декомпрессионного механизма.
Декомпрессионный механизм (рис. 2.9) служит для облегчения пуска дизеля путем изменения компрессии (сжатия) в цилиндрах двигателя. При включении декомпрессионного механизма рычагом 1 валик 2 декомпрессора поворачивается и нажимает на коромысло 3 газораспределительного механизма, клапаны открываются, коленчатый вал проворачивают электростартером в течение нескольких секунд, масло разогревается, вязкость его уменьшается, в маховике возникают силы инерции, облегчающие вращение коленчатого вала. Затем отключают декомпрессионный механизм и включают подачу топлива, дизель пускается. Декомпрессионный механизм используют также для проведения регулировок.
Конец