1. Организационный момент – 1 мин. | Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих. | Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих. | Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм. |
3. Мотивация учебной деятельности – 1 мин. | Итак, ребята, мы с вами вспомнили, что такое рабочий цикл четырехтактного бензинового двигателя. | Учащиеся внимательно слушают преподавателя. | Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала. |
4. Изучение нового материала – 25 мин. | Сегодня тема нашего занятия: «Рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя. Работа четырехтактных многоцилиндровых двигателей». Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, из чего состоит рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя и работа четырехтактных многоцилиндровых двигателей? Я надеюсь, что ответы на этот вопросы вы найдете в течение нашего занятия. «Ребята, как вы думаете, что такое рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя?»
Конструкции двигателей с искровым зажиганием (двигателей Отто) и дизельных двигателей различаются в основном устройством систем питания, типами камер сгорания и материалами, применяемыми для изготовления деталей. Рабочий цикл дизельного двигателя, как и бензинового осуществляется за четыре хода поршня и два оборота КВ, но процессы протекающие в цилиндрах не полностью идентичны. Основные отличия в работе дизельных двигателей, рассматриваются ниже. Такт впуска. При такте впуска в цилиндры дизельного двигателя поступает атмосферный воздух, прошедший через воздухоочиститель. Такт сжатия. При такте сжатия, движущийся вверх поршень, сжимает поступивший в цилиндр воздух до объёма камеры сгорания. Вследствие больших чем у бензиновых двигателей степеней сжатия, температура и давление в конце такта у дизелей так же больше и составляет 700 - 900°С и 40 – 50 кгс/см2 соответственно. Степень сжатия дизельных двигателей не ограничивается свойством топлива. В цилиндре дизеля при такте сжатия сжимается воздух, который, в отличие от топливно-воздушной смеси бензинового двигателя, не склонен к детонации. Именно это и позволяет применять в дизелях вдвое большую степень сжатия, обуславливающую их высокую экономичность. Незадолго до прихода поршня в В.М.Т. (за 5-15° по углу поворота КВ) в камеру сгорания через форсунку впрыскивается мелко распылённое дизельное топливо, которое испаряется и перемешивается с раскалённым до высокой температуры воздухом. Образовавшаяся топливно-воздушная смесь самовоспламеняется и сгорает. Такт расширения и такт выпуска. Процессы, протекающие в цилиндрах дизельного двигателя на этих тактах, практически ни чем не отличаются от процессов, рассмотренных ранее на примере бензинового двигателя.
Работа четырёхтактных многоцилиндровых двигателей В многоцилиндровых двигателях рабочий цикл в каждом из его цилиндров протекает за два оборота кривошипа коленчатого вала и четыре хода поршня, т.е. абсолютно так же, как и в одноцилиндровом двигателе, на примере которого мы рассматривали четырёхтактный рабочий цикл. Последовательность чередования тактов в цилиндрах таких двигателей, называемый порядком работы двигателя, будет зависеть от конструкции распределительного и коленчатого валов. Возможный порядок работы многоцилиндровых двигателей с различной компоновкой цилиндров и конструкцией валов, приведены табл. 3.1. Знание порядка работы цилиндров двигателя необходимо для успешного проведения ремонтных и регулировочных работ.  | Учащиеся записывают название темы занятия. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради рабочий цикл четырехтактного бензинового двигателя. Учащиеся записывают в тетради изменения, происходящие в цилиндре при такте впуска. Учащиеся записывают в тетради изменения, происходящие в цилиндре при такте сжатия. Учащиеся записывают в тетради изменения, происходящие в цилиндре при тактах расширения и выпуска. Учащиеся записывают в тетради принцип работы четырехтактных многоцилидровых двигателей. Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради «Схему расположения кривошипов коленчатых валов разных двигателей и порядок работы цилиндров двигателей». | Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала. Изучение нового материала начинается с вопроса: «Из чего состоит рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя?» Преподаватель обращает внимание на изменения, происходящие в цилиндре при тактах расширения и выпуска. Преподаватель обращает внимание на принцип работы четырехтактных многоцилидровых двигателей. Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Схему расположения кривошипов коленчатых валов разных двигателей и порядок работы цилиндров двигателей» |
5. Закрепление изучаемого материала – 8 мин. | Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью повторения материала. Ну, а теперь ответьте на вопрос: «Что такое рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя?» | Учащиеся работают со своими тетрадями. Предполагаемый ответ: Рабочий цикл дизельного двигателя, как и бензинового осуществляется за четыре хода поршня и два оборота КВ. | Самостоятельная работа с тетрадями. Используется метод контроля (проверка знаний). |
7.Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин. | Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Из чего состоит рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя и работа четырехтактных многоцилиндровых двигателей?» Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на эти вопросы. Итак, Какова цель нашего занятия? Достигли ли мы ее? Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось занятие? Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. | Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу. Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. | Рефлексия |