ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 19 ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА.
ТЕМА: «Табличные базы данных СУБД Access».
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: «Создание простейшей базы данных. Создание форм, запросов в базе данных .».
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
Сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими | Выполнение согласно инструкционным картам и методическим рекомендациям. |
НОРМА ВРЕМЕНИ: 4 часа.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: ПК, инструкционная карта, тетрадь для ПЗ.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ согласно инструкции.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика. Учебник для СПО. М.: Академия. 2017 г. – 352с. 2. Поляков К.Ю. и др. Информатика в 2-х ч. 10 кл. Учебник. М.: БИНОМ. 2013 г. – 344с. (электронный ресурс) (формат PDF)
Теоретическая часть.
-
База данных (БД) – упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки данных. Для создания и ведения баз данных (их обновления, обеспечения доступа по запросам и выдачи данных по ним пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемых системой управления базами данных (СУБД). В состав документа Access входят следующие объекты:
-
Таблицы - предназначены для упорядоченного хранения данных.
-
Формы - предназначены для удобного просмотра, изменения и добавления данных в таблицах.
-
Запросы - предназначены для поиска, извлечения данных и выполнения вычислений.
-
Отчеты - используются для анализа и печати данных.
Для создания новой базы данных открыть программу MS Access и выполнить команду Пустая база данных. Затем задать имя базы данных и место, куда вы сохраните базу данных.
-
Таблицы
-
Для создания новой таблицы необходимо выполнить команды Создание – Таблица.
-
Для заполнения таблицы в режиме Конструктора (Главная – Конструктор) задаются типы и названия полей, Данные в таблицу заносятся в режиме Таблицы (Главная – Режим таблицы).
-
Формы
Для создания формы необходимо выполнить команды Создание – Мастер форм. Далее в диалоговом окне задать необходимые параметры.
-
Запросы.
Запрос представляет собой выборку данных, хранящихся в таблицах, или инструкцию на отбор записей, подлежащих изменениям. Наиболее распространенный тип запросов – запрос на выборку. Запрос на выборку отбирает данные из одной и более таблиц по заданным условиям, а затем отображает их в нужном порядке. Запрос можно создать с помощью Мастера запросов или в режиме Конструктора.
-
Создание запроса в режиме Конструктор: Выполнить команды Создание – Конструктор запросов; выбрать таблицу, по которой будет создаваться запрос; выбрать поля, необходимые для создания запроса; в строку отбора ввести запрос; выполнить команду Выполнить.
-
Создание запроса в режиме Мастера запросов: выполнить команды Создание - Мастер запросов; выбрать вид запроса; выбрать таблицу, по которой будет создаваться запрос; выбрать поля для создания запроса.
-
Отчеты.
С помощью отчетов можно группировать данные, выполнять с ними различные действия, добавлять заголовки и другие элементы форматирования с целью сделать отображение данных более понятным.
Создать отчет можно с помощью режима Мастер отчетов: выполнить команды Создание – Мастер отчетов; выбрать таблицу и поля, по которым создается отчет; выбрать вид макета отчета; при необходимости задать сортировку данных и группировку.
Практическая часть.
Задание 1 Создание базы данных
Порядок выполнения работы
-
Запустите программу Microsoft Access;
-
Выполните команду Пустая база данных;
-
Задайте имя новой базе данных: Студенты;
-
Откройте свою папку, в которой вы сохраните базу данных;
-
Выполните команду Создать.
-
Выполните команды Главная – Режим – Конструктор.
-
Введите имена полей (Код замените на Код студента), при добавлении полей укажите тип данных, к которым они относятся:
Имя поля | Тип данных |
Код студента | Счётчик |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Дата рождения | Дата и время |
Группа | Числовой |
Адрес | Текстовый |
Номер телефона | Числовой |
Специализация | Текстовый |
-
Выполните команды Режим – Режим таблицы. Занесите данные в таблицу.
-
Закройте таблицу. В меню слева должен появиться объект Студенты.
Рис 1 Студенты
Код студента | Фамилия | Имя | Дата рождения | Группа | Адрес | Номер телефона | Специализация |
1 | Сергеев | Андрей | 12.02.1995 | 411 | г. Сольцы | 457896 | Технолог |
2 | Проскурин | Андрей | 02.12.1994 | 411 | г. Новгород | 7458962 | Технолог |
3 | Смирнова | Ольга | 13.03.1995 | 311 | г. Борки | 3698521 | Бухгалтер |
4 | Орлова | Инна | 06.08.1993 | 311 | г. Минск | 852967 | Бухгалтер |
5 | Ампеева | Вера | 24.03.1995 | 411 | г. Москва | 8625471 | Технолог |
6 | Берёзкина | Анна | 31.01.1995 | 211 | г. Шимск | 748596 | Ветеринар |
7 | Говорова | Дина | 20.05.1996 | 211 | г. Новгород | 919597 | Ветеринар |
8 | Семёнова | Ольга | 24.11.1994 | 311 | г. Москва | 9191954 | Бухгалтер |
Задание 2. В той же БД создать таблицу «Студенты и оценки».
Порядок выполнения работы: -
В режиме Конструктор введите названия и типы полей:
Имя поля | Тип данных |
Код студента | Счётчик |
Фамилия | Текстовый |
Информатика | Числовой |
Русский язык | Числовой |
Литература | Числовой |
Математика | Числовой |
Право | Числовой |
-
Перейдите в Режим таблицы, предварительно сохранив таблицу под именем «Студенты и оценки».
-
Скопируйте фамилии студентов из таблицы «Студенты» в таблицу «Студенты и оценки». Для копирования перейдите в таблицу «Студенты», выделите поле Фамилия и выполните команду Главная - Копировать, при этом фамилии будут записаны в буфер памяти. После этого откройте таблицу «Студенты и оценки», выделите поле Фамилия и выполните команду Главная - Вставить. Убедитесь, что фамилии появились в поле таблицы «Студенты и оценки.
-
Введите данные в таблицу «Студенты и оценки» по образцу:
Код | Фамилия | | Информатика | Русский язык | Литература | Математика | Право |
1 | Сергеев | | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |
2 | Проскурин | | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
3 | Смирнова | | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
4 | Орлова | | 4 | 5 | 3 | 2 | 4 |
5 | Ампеева | | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 |
6 | Берёзкина | | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
7 | Говорова | | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
8 | Семёнова | | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
-
Выполните текущее сохранение таблицы «Студенты и оценки» и закройте таблицу.
Задание 3. В той же БД создать форму в столбец по таблице «Студенты».
Порядок выполнения работы.
1.Выполнить команды Создание – Мастер форм, в качестве источника данных укажите таблицу Студенты». Выберите необходимые поля (для выбора полей используйте кнопки Выбор одного/всех полей между окнами выбора), нажмите кнопку «Далее», выбираем внешний вид формы: в один столбец – кнопка «Далее» - сохраните созданную форму с именем «Студенты».
-
Используя кнопки работы с записями в нижней части окна, перейдите на последнюю запись, затем на первую запись.
-
Введите две новых записи с использованием формы «Студенты». Для ввода новой записи используйте кнопки работы с записями в нижней части окна (правую кнопку).
-
Закройте форму.
Задание 4. В той же БД создать форму с помощью мастера форм на основе таблицы «Студенты и оценки».
Порядок выполнения работы
1. Создание – Мастер форм, в качестве источника данных укажите таблицу «Студенты и оценки».
2. Выберите поля - Фамилия, Информатика, Русский язык, Литература, Математика, Право (для выбора полей используйте кнопки Выбор одного/всех полей между окнами выбора); внешний вид формы -выровненный; имя формы - «Студенты и оценки».
3. Для перехода по записям и создания новых записей используйте кнопки в нижней части окна.
-
Закройте форму.
Задание 5. Модификация таблицы «Студенты».
Порядок выполнения работы
-
Запустите программу СУБД Microsoft Access и откройте созданную вами БД.
-
Добавьте в таблицу «Студенты» перед полем Специализация новые поля: Стипендия. Для этого сделайте текущим или выделите поле Специализация и выполните команду Вставка/Столбец. Присвойте созданным полям соответствующие имена - «Стипендия».
-
Перейдите в режим Конструктор и проверьте, а при необходимости измените типы данных созданных полей (созданные поля должны иметь числовой или денежный тип данных). Вернитесь в режим таблицы.
-
Заполните поле Стипендия числовыми данными в размере 500 р.
-
Закройте таблицу «Студенты».
Задание 6. Поиск повторяющихся записей по полю «Имя» таблицы «Студенты».
Порядок выполнения работы
-
Выполните команду Создание – Мастер запросов – в диалоговом окне Новый запрос выберите вид запроса – «Повторяющиеся значения – ОК .
-
В качестве источника данных укажите таблицу «Студенты».
-
В следующих диалоговых окнах выберите поле, по которому будет происходить поиск повторяющихся записей - Имя, в качестве дополнительных полей в следующем диалоговом окне выберите поля Фамилия и Специализация. В результате работы будут отобраны записи повторяющихся имен студентов, а к ним добавлены сведения о фамилиях и специализации студентов.
-
Сохраните запрос под именем «Повторяющиеся записи».
Задание 7. Выберите из таблицы «Студенты» фамилии, имена и телефоны всех студентов, у которых фамилия начинается на букву «С».
Порядок выполнения работы
-
Для этого выполните команды Создание - Конструктор запросов. В качестве источника укажите таблицу «Студенты».
-
Выберите из списка полей таблицы поля Фамилия, Имя, Телефон.
-
В строке «Условие отбора» поля Фамилия наберите условие - «С*» (символ * свидетельствует о наличии произвольных символов за буквой «С»).
-
Задайте сортировку по полю Имя (по возрастанию). Проверьте, чтобы в строке «Вывод на экран», стояли галочки.
-
Запустите команду на выполнение кнопкой Выполнить на закладке Конструктор («!» - восклицательный знак). После запуска запроса произойдет отбор по условию. Сохраните запрос под именем «Фамилия С».
Задание 8. Выбрать из таблицы «Студенты» фамилии студентов, у которых специальность «технолог».
Порядок выполнения работы
-
Для этого создайте запрос через Конструктор запросов. Добавьте таблицу «Студенты».
-
Выберите выводимые поля Фамилия, Имя, Специализация.
-
В строке «Условие отбора» поля Специализация наберите условие - «технолог».
-
Задайте сортировку по возрастанию по полю Фамилия.
-
Для запуска запроса выберите команду Выполнить (!).
-
Сохраните запрос под именем «Запрос— Технолог».
Задание 9. Создание отчетов. Создайте отчет в столбец по таблице «Студенты».
Порядок выполнения работы
-
Выполните команды Создание –Мастер отчётов.
-
В появившемся диалоговом окне Создание отчётов в качестве источника данных выберите таблицу «Студенты».
-
Выберите выводимые поля Фамилия, Имя, Специализация.
-
Задайте сортировку фамилий по возрастанию.
-
Выберите вид макета для отчёта: в столбец.
-
Задайте имя отчета «Студенты».
Задание 10. Создайте отчет по таблице «Студенты и оценки» с помощью мастера создания отчетов.
Порядок выполнения работы
-
Выполните команды Создание – Мастер отчётов.
-
В качестве источника данных выберите таблицу «Студенты и оценки».
-
Выберите все поля.
-
Задайте сортировку по полю Фамилиям.
-
Вид макета - в столбец.
-
Задайте имя отчета «Студенты и оценки».
Самостоятельная работа:
-
В той же БД создать таблицу «Итоги сессии» со следующими полями: «Фамилия», «Группа», «Информатика», «Русский язык», «Литература», «Математика», «Право» (заполнить таблицу оценками).
-
Создать ленточную и табличную формы по таблице «Итоги сессии».
-
Создайте запрос на выборку по таблице «Студенты», который будет выбирать фамилии, имена и телефоны всех студентов, у которых фамилия начинается на букву «О». Сохраните запрос с именем Фамилия О.
-
Создайте запрос на выборку по таблице «Студенты и оценки» всех студентов, которые получили «2» по информатике. Сохраните запрос под именем «Оценки - 2».
-
Создайте запрос по таблице «Студенты и оценки» на поиск студентов, у которых по математике оценка «5». Сохраните запрос под именем «Оценки – 5».
-
Выведите в запросе всех студентов с сортировкой по фамилиям, обучающихся по специализации «бухгалтер» и проживающих в Борках. Сохраните запрос под именем «Бухгалтер – Борки».
-
Создайте отчет по таблице «Итоги сессии» с помощью мастера создания отчетов (вид макета произвольный).
Отчет по ПЗ: Составить конспект по теме.
Критерии оценки: Все задания оцениваются в 3 балла.
«3балла» - Задание выполнено полностью, в соответствии с требованиями. Проявлены творческие способности студента;
«2 балла» - Задание выполнено не полностью, но не менее 70%, либо допущены некоторые неточности при вводе данных
«1 балл» - Задание выполнено не менее, чем на 50% и не более чем на 70%, допущены ошибки при создании объектов Всего можно набрать 51 балл.
«5» - от 46 до 51 балла;
«4» - от 36 до 45 баллов;
«3» - 25 до 35 баллов;
«2» - 24 и менее баллов.