Тема «Табличные случаи
умножения и деления»
Методическая разработка урока математики во 2-м классе
Тема: «Табличные случаи умножения и деления».
Цели урока:
закрепление табличных случаев умножения и деления;
отрабатывать умение решать задачи;
отрабатывать вычислительные навыки;
формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску;
становление и развитие форм самосознания и самоконтроля;
развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
проектор;
экран;
компьютер;
мультимедийная презентация;
рабочая тетрадь по математике «Дружим с математикой» 2 класс, Москва «Вентана-Граф» 2008;
индивидуальные листы для самостоятельной работы учащихся;
цветные карандаши.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Пояснительная записка.
Данный урок является одним из заключительных по теме «Табличное умножение и деление».
В классе, где проходил урок, установлены компьютеры на рядом стоящих столах. (Если нет такой возможности, и Вас пугает объём предложенных заданий, то можно исключить некоторые задания или ввести их в другой урок.) Дети могут свободно пересаживаться с одного стола на другой, при этом вставь, распрямиться, сесть (лёгкая физминутка). Класс небольшой. Для детей была приготовлена презентация, состоящая из слайдов №2, 4, 5 ,6, 11, т.е. каждый ребёнок быстро пересаживался и работал индивидуально за компьютером. Задания сделаны как тренажёры, поэтому, если ребёнок ошибался, он мог легко исправить свою ошибку. У детей имелся опыт работы с тренажёрами. Я не включила задания на нахождение части числа (найти четвёртую часть и т.д.) для того, чтобы данный урок можно было провести по любой программе.
Работа с презентацией прописана в конспекте урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка задачи.
- На прошлых уроках мы с вами изучали таблицу умножения. Сегодня проверим и закрепим знание изученной таблицы умножения и деления.
Слайд 1.
- Но урок будет не обычный. Мы отправимся в сказку.
Пока звучит музыка, запишите в тетрадях число и «Классная работа».
3. Повторение и закрепление таблицы умножения и деления. (Работа на компьютере.)
- Чтобы узнать, в какую сказку мы попадём, надо выполнить первое задание. (Дети садятся за компьютеры.)
Слайд 2.(Тренажёр.)
- Решаем примеры.
- В какую сказку мы сегодня отправимся? (Золушка.)
- Сегодня добрыми волшебниками будем мы. А нашими помощниками будут знания и ручка.
- Спешите! Спешите! Спешите на бал!
Сам царь приглашение всем разослал!
Слайд 3.
(Дети за компьютером.)
- О, горе, ребятки! И сказки всей крах,
Ведь Золушка наша ещё вся в делах.
А как же на бал ей, бедняжке, охота.
Возьмёмся, ребята, за эту работу?
Поможем Золушке справиться с делами. Выбираем первое задание.
Слайд 4. (Тренажёр.)
(Дети выполняют задание 1 .Можно одного ученика посадить за основной компьютер.) (Учитель в ходе работы проводит проверку.)
- Первое задание выполнили. Чем похожи примеры первого столбика? (Числа одинаковые до знака «равно».)
- Чем отличаются? (Разные результаты.)
- Почему разные результаты? (Разные действия выполняли или разные знаки действий.)
- Чем похожи примеры второго столбика? (Числа одинаковые до знака «равно».)
- Чем отличаются? (Разные результаты.)
- Почему разные результаты? (Разные действия выполняли или разные знаки действий.)
(Клик мышкой по значку «домик» - возвращение на третий слайд.)
- Приступаем ко второму.
Слайд 5. (Тренажёр.) (Дети выполняют задание 2 .Можно одного ученика посадить за основной компьютер.) (Учитель в ходе работы проводит проверку.)
- Второе задание выполнили. Дополнительный вопрос: назовите в порядке увеличения полученные числа. (8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36.) (Клик мышкой по значку «домик» - возвращение на третий слайд.)
- Приступаем к третьему.
Слайд 6. (Тренажёр.) (Дети выполняют задание 3 .Можно одного ученика посадить за основной компьютер.) (Учитель в ходе работы проводит проверку.)
- Третье задание выполнили.
- Дополнительный вопрос: назовите в порядке уменьшения числа, выделенные красным цветом. (72, 64, 56, 48, 40, 32, 24, 16.)(Клик мышкой по значку «домик» - возвращение на третий слайд.)
4. Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. (Работа в тетрадях.)
- Ай, да мы! Ну, молодцы!
Столько дел осилили!
Но спешат, спешат часы.
Ой, ребятки, милые!
И нам нужно поспешить
И бедняжку нарядить. (Клик мышкой по значку «далее», переход на слайд 7.)
Слайд 7.
Давайте ж, ребята, добудем скорей
Для Золушки нашей карету, коней,
И платье, конечно,
И туфли к нему,
Чтоб быть на балу
Не во сне, наяву! (Клик мышкой по кнопке «платье».)
Слайд 8. (Для детей тексты задач на индивидуальных листах и экране.)
- Прочитаем задачу и решим. (Самостоятельная работа.)
- Объясните, как вы думали, выполняя задание. (Условие задачи: по 5 лепестков на шести цветках. Вопрос: Сколько всего лепестков? Выбираем знак «умножить». Значит, задача решается так: 5 • 6 = 30 (лепестков). Ответ: 30 лепестков.)
- Проверим. Ставьте «+», если задание выполнили верно, и «–», если - неверно.
(Клавиша на панели управления «вправо» и клик мышкой по значку «домик». Возвращение на слайд 7.)
- Платье у Золушки есть. Теперь добудем карету и коней.
Слайд 9.
- Прочитаем задачу и решим. (Самостоятельная работа.)
- Объясните, как вы думали, выполняя задание. (Условие задачи: 9 орехов на три бельчонка. Вопрос: Сколько каждому бельчонку? Выбираем знак «деление». Значит, задача решается так: 9 : 3 = 3 (ореха).Ответ: 3 ореха каждому бельчонку.)
- Проверим. Ставьте «+», если задание выполнили верно, и «–», если - неверно. (Клавиша на панели управления «вправо» и клик мышкой по значку «домик». Возвращение на слайд 7.)
- Карету и коней добыли. Теперь – хрустальные туфельки.
Слайд 10.
- Прочитаем задачу и решим. (Самостоятельная работа.)
- Объясните, как вы думали, выполняя задание. (Условие задачи: по 2 зёрнышка принесла 9 раз. Вопрос: Сколько всего зёрен? Выбираем знак «умножить». Значит, задача решается так: 2 • 9 = 18 (зёрен). Ответ: 18 зёрен.)
- Проверим. Ставьте «+», если задание выполнили верно, и «–», если - неверно. (Клавиша на панели управления «вправо» и клик мышкой по значку «домик». Возвращение на слайд 7.)
- Во дворце горят уж свечи.
Всех волнует званый вечер.
Гости все на бал спешат.
Ножки Золушки дрожат.
Так поможем же ей, братцы,
По ступенечкам подняться. (Клик мышкой на 7 слайде по кнопке «далее».)
Слайд 11. (Тренажёр. )(Дети работают за компьютером.)
(Дети выполняют задание. Можно одного ученика посадить за основной компьютер.) (Учитель в ходе работы проводит проверку. По окончании - клик мышкой по значку «далее».)
- Был наш бал в самом разгаре!
Гости шумно танцевали.
Вальсом зал наполнен был,
Принц в нём Золушку кружил.
Хватит уж и нам стоять,
Может тоже станцевать?
5. Физминутка.
Слайд 12. (По окончании музыки смена слайда происходит автоматически.)
6. Решение задачи у доски и в тетрадях.
- Пусть Золушка танцует, а мы решим задачу.
Слайд 13.
- Прочитаем задачу. (Один раз про себя и ученик – вслух.)
- Прочитайте условие задачи. . (К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.)
- На сколько частей можно разделить условие задачи? (На две.)
- Прочитаем первую часть. (К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.)
- Прочитаем вторую часть. (В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.)
- Прочитаем вопрос. (Сколько съедено морковок?)
- Сможем мы одним действием ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем, сколько всего зайцев.)
- Как узнать: сколько зайцев? ( 2 + 3)
- Запишем решение у доски и в тетрадях. (Один ученик у доски.)
1) 2 + 3 = 5 (зайцев) (Всего пять зайцев. По три морковки каждому зайцу. Значит,
2) 3 • 5 = 15 (морковок)
Ответ: 15 морковок съели зайцы.
7. Работа в тетрадях «Учусь писать без ошибок».
- Ребята, вы помните, что случилось с Золушкой после бала? ( Она потеряла туфельку. Принц примерял туфельку девушкам и Золушке она подошла. Принц узнал в ней Незнакомку. Сказка со счастливым концом.)
- Чтобы сказка хорошо закончилась, нам нужно выполнить ещё два задания.
- Приготовьте тетради «Учусь писать без ошибок». Страница 68, номер 14. (Задание 8.) (Самостоятельная работа.)
(Переход по кнопке «далее». Один ученик за основным компьютером.)
Слайд 14.
- Проверим.
– Число 32 осталось без примера. Составим и для него пример. (4 • 8, 8 • 4)
- Страница 68, номер 13. Решаем самостоятельно.
- Проверим. (Переход по кнопке «далее». Дети называют ответы, учитель отображает на слайде 15.)
Слайд 15.
- Что вы заметили? (Ответы только 7 и 9.)
- Как вы это определили? (Части круга закрашены только зелёным и жёлтым цветом.)
- Назовите двузначные числа в примерах с ответом 7. (14, 21, 28, 35.)
- Вы знаете, что все эти числа делятся на …? (7.)
- Какие ещё числа делятся на 7. Дополните ряд. (42, 49, 56, 63.)
- Назовите двузначные числа в примерах с ответом 9. (18, 27, 36, 45.)
- Вы знаете, что все эти числа делятся на …? (9.)
- Какие ещё числа делятся на 9. Дополните ряд. (54, 63, 72, 81.)
- Ребята, вы просто молодцы! Вы умеете решать трудные задачи, доказывать своё решение и знаете таблицу умножения и деления.
8. Подведение итогов.
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А когда возникли трудности?
Слайд 16.
Бал прошёл, потухли свечи.
Сказка шепчет нам «До встречи…»
Пусть снятся золушкам дворцы.
А вы, ребята, молодцы!
А особенно молодец …
9. Домашнее задание: 1)Повторить таблицу умножения и деления.