СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличный процессор Calc 4

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ускорение ввода данных

Ввод данных в электронную таблицу может быть очень трудоемким, но Calc предоставляет несколько инструментов для ускорения работы по вводу.

Самая основная возможность – это перетаскивание содержимого одной ячейки в другую с помощью мыши. Многие люди также находят полезным Автоввод. Calc включает в себя несколько других инструментов для автоматизации ввода, особенно состоящего из повторяющегося материала. Они включают в себя инструмент заполнения, списки выбора, а также возможность одновременно вводить информацию в нескольких листах одного документа.

Просмотр содержимого документа
«Табличный процессор Calc 4»

Ускорение ввода данных

Ввод данных в электронную таблицу может быть очень трудоемким, но Calc предоставляет несколько инструментов для ускорения работы по вводу.

Самая основная возможность – это перетаскивание содержимого одной ячейки в другую с помощью мыши. Многие люди также находят полезным Автоввод. Calc включает в себя несколько других инструментов для автоматизации ввода, особенно состоящего из повторяющегося материала. Они включают в себя инструмент заполнения, списки выбора, а также возможность одновременно вводить информацию в нескольких листах одного документа.

Использование инструмента Заполнить

Инструмент Calc Заполнить используется для дублирования существующего контента или создания серии данных в диапазоне ячеек в электронной таблице:

  1. Выделите ячейку, содержащую данные, подлежащие копированию, или являющуюся начальной для серии.

  2. Выделите мышкой диапазон ячеек или, используя зажатую клавишу Shift, щелкните по последней ячейке в диапазоне.

  3. Выберите пункт меню Правка ‣ Заполнить и выберите направление, в котором вы хотите скопировать или создать данные (вверх, вниз, влево или вправо) или ряды из контекстного меню.

Использование инструмента Заполнить

Кроме того, вы можете использовать иной путь, чтобы заполнить ячейки.

  1. Выделите ячейку, содержащую данные для копирования, или начальную ячейку для рядов.

  2. Поместите курсор на маленький квадрат в правом нижнем углу выделенной ячейки. Курсор изменит форму на крестик.

  3. Нажмите и перетащите его в нужном вам направлении заполнения. Если исходная ячейка содержит текст, то текст будет автоматически скопирован. Если исходная ячейка содержала ряд, то будет создан ряд.

Использование заполнения рядов

Если вы выбрали в меню пункт Правка ‣ Заполнить ‣ Ряды, откроется диалог Заполнить ряды, в котором можно выбрать тип ряда.

Диалог Заполнить ряды

  • Направление – определяет направление создания рядов.

    • Вниз – создает нисходящую серию в выбранном диапазоне ячеек для столбца с использованием определенного приращения до конечного значения .
    • Вправо – создает ряды слева направо в пределах выбранного диапазона ячеек с использованием определенного приращения до конечного значения.
    • Вверх – создает восходящую серию в диапазоне ячеек столбца с использованием определенного приращения до конечного значения.
    • Влево – создает ряды справа налево в выбранном диапазоне ячеек с использованием определенного приращения до конечного значения.
  • Тип рядов – определяет тип рядов.

    • Линейный – создает линейный числовой ряд с использованием определенного приращения и конечного значения и указания единиц измерения.
    • Геометрический – создает геометрический ряд с использованием определенного приращения (множителя) и конечного значения.
    • Дата – создает ряд дат с использованием определенного приращения, даты окончания и указания единиц измерения (день, месяц, год) .
    • Автозаполнение – образует ряд непосредственно на листе. Функция автозаполнения использует настроенные списки. Например, при вводе в первой ячейке слова Январь, серия завершится, используя список, определенный в настройках LibreOffice в меню Сервис ‣ Параметры ‣ LibreOffice Calc ‣ Списки сортировки. Автозаполнение пытается завершить ряд значениями с помощью заданного шаблона. Например, числовой ряд 1,3,5 автоматически будет продолжен числами 7,9,11,13.
  • Единица времени – в этой области можно указать нужную единицу измерения времени. Эта область активна только при выборе типа ряда Дата.

    • День – используйте тип рядов Дата и этот параметр для создания ряда с приращением по дням (без ограничений).
    • День недели – используйте тип рядов Дата и этот параметр для создания ряда из с приращением по дням (по пятидневкам).
    • Месяц – используйте тип рядов Дата и этот параметр, чтобы сформировать ряды с приращением по месяцам.
    • Год – используйте тип рядов Дата и этот параметр, чтобы создать ряды с приращением по годам.
  • Начальное значение – определяет начальное значение ряда. Используется число, дата или время.

  • Конечно значение – определяет конечное значение ряда. Используется число, дата или время.

  • Приращение – определяет значение, на которое ряд выбранного типа увеличивается с каждым шагом (для типа Геометрический — это значение будет множителем). Записи могут быть сделаны только тогда, когда выбран тип ряда линейный, геометрический или дата.

Определение заполнения ряда

Чтобы определить свой собственный ряд заполнения:

  1. Выберите пункт меню Сервис ‣ Параметры ‣ LibreOffice Calc ‣ Списки сортировки, чтобы открыть одноименный диалог. Этот диалог показывает ранее определенные ряды в поле Списки и содержание выделенного списка в поле Элементы.

  2. Нажмите кнопку Создать. Поле Элементы очистится.

  3. Введите ряд для нового списка в поле Элементы (одно значение на строку).

  4. Нажмите кнопку Добавить и новый список появится в поле Списки.

  5. Нажмите OK, чтобы сохранить новый список.

Диалог Списки сортировки

Использование списков выбора

Списки выбора доступны только для текста и ограничены только текстом уже введённым в столбце.

  1. Выберите пустую ячейку в столбце, который содержит ячейку с текстом.

  2. Нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт Список выбора из контекстного меню. Выпадающий список покажет все варианты текста из ячеек в столбце или содержимое ячеек, отформатированных как текст.

  3. Нажмите на нужный вариант и он вставится в выделенную ячейку.

Обмен содержимым между листами

Если требуется ввести одинаковую информацию в одних и тех же ячейках на нескольких листах, например создать стандартные списки для группы лиц или организаций. Вместо ввода списка на каждом листе отдельно, можно ввести информацию в нескольких листах одновременно.

  1. Откройте диалог Выбрать листы в меню Правка ‣ Лист ‣ Выбрать.

  2. Выберите отдельные листы, на которых должна повторяться информация.

  3. Нажмите кнопку OK, чтобы выбрать листы и ярлычки листов изменят цвет.

  4. Введите информацию в ячейках на первом листе и она будет продублирована на выбранных листах.

Диалог Выбрать листы

Предупреждение

Этот метод автоматически переписывает без всякого предупреждения любую информацию, которая уже была в ячейках на выбранных листах. Убедитесь, что отменили выбор дополнительных листов после окончания ввода информации, которую хотели продублировать, прежде чем продолжить ввод данных в электронную таблицу.

Проверка содержимого ячеек

При создании таблицы для использования другими людьми, проверка содержимого ячеек гарантирует, что они будут вводить верные данные, которые подходят для ячейки. Также можно использовать проверку в своей работе в качестве помощи при вводе данных.

Заполнение рядов и списки выбора могут обрабатывать некоторые типы данных, но они ограничены предопределенным набором информации. Для проверки новых данных, введенных пользователем, выделите ячейку и перейдите к меню Данные ‣ Проверка, чтобы определить тип данных, который можно ввести в эту ячейку. Например, ячейка может потребовать дату или целое число без каких-либо букв или знаков после запятой, или ячейки не могут быть оставлены пустыми.

В зависимости от того, как будет настроена проверка, она может определить диапазон значений, которые можно ввести, обеспечивает справочные сообщения, объясняющие установленные правила для содержимого ячейки, и что пользователи должны делать, если они вводят недопустимое значение. Также можно установить для ячейки такие настройки, как отказ от недопустимого контента, принять его с предупреждением, или выполнить макрос при вводе ошибочного значения. Смотрите Руководство по Calc, Глава 2, Ввод, редактирование и форматирование данных, для получения дополнительной информации о проверке содержимого ячеек.

Редактирование данных Удаление данных Удаление только данных

Данные могут быть удалены из ячеек без удаления форматирования ячеек. Выделите любым методом нужные ячейки и нажмите клавишу Delete на клавиатуре.

Удаление данных и форматирования

Данные и форматирование ячейки могут быть удалены из ячейки одновременно.

  1. Нажмите на ячейку, что выбрать её.

  2. Нажмите клавишу Backspace или нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт Удалить содержимое из контекстного меню, или выберите пункт меню Правка ‣ Удалить содержимое, чтобы открыть одноимённый диалог. Этот диалог позволяет удалить различные варианты данных в ячейке или удалить все содержимое в ячейке.

Диалог Удалить содержимое

Замена данных

Чтобы полностью заменить данные в ячейке и вставить новые данные, выберите ячейку и введите новые данные. Новые данные заменят данные, уже содержащиеся в ячейке, при этом ячейка сохранит исходное форматирование.

Кроме того, можно нажать дважды в поле для ввода на панели формул и ввести новые данные.

Редактирование данных

Иногда необходимо изменить содержимое ячейки без удаления всех данных из ячейки. Например, изменение фразы «Продажи во 2м квартале» на фразу «Продажи выросли во 2м квартале» может быть сделано следующим образом:

Используя клавиатуру
  1. Нажмите на ячейку, чтобы выбрать её.

  2. Нажмите клавишу F2 и в конце введенного текста в ячейке появится курсор.

  3. Используя клавиши курсора на клавиатуре подведите курсор к тому месту, где необходимо ввести новые данные.

  4. Когда закончите ввод новых данных, нажмите клавишу Enter и изменения будут сохранены.

Используя мышь
  1. Дважды нажмите на ячейку, чтобы выбрать её и поместить курсор в ячейку для редактирования.

  2. Переместите курсор в место начала ввода новых данных в ячейку.

Другой вариант:

  1. Нажмите один раз на ячейку, чтобы выбрать её.

  2. Подведите курсор к полю для ввода на панели формул и нажмите на позицию, где необходимо ввести новые данные в ячейку.

Когда закончите ввод данных, нажмите рядом с ячейкой, чтобы снять выделение и сохранить ваши изменения.

Форматирование данных

Примечание

Все обсуждаемые в этом разделе настройки могут также быть установлены, как часть стиля ячейки. Смотрите Руководство по Calc, Глава 4, Использование Стилей и шаблонов в Calc, для получения дополнительных сведений.

Несколько строк текста

Несколько строк текста можно ввести в одну ячейку, используя автоматическое размещение, или вручную, разрывами строк. Каждый метод может быть полезен в различных ситуациях.

Автоматическое размещение

Чтобы автоматически разместить несколько строк текста в ячейке:

  1. Нажмите правой кнопкой мыши на ячейку и выберите пункт Формат ячейки из контекстного меню или выберите пункт меню Формат ‣ Ячейка или нажмите сочетание клавиш Ctrl+1, чтобы открыть диалог Формат ячейки.

  2. Нажмите на вкладку Выравнивание.

  3. В разделе Свойства установите флажок у пункта Переносить по словам и нажмите кнопку OK.

Диалог Формат ячейки — вкладка Выравнивание

Разрывы строк вручную

Чтобы ввести ручной разрыв строки в ячейке нажмите Ctrl+Enter. Этот метод не работает, когда курсор в поле ввода строки формул. Чтобы редактировать текст, дважды нажмите мышью по нужной ячейке и поместите курсор в том месте, где нужно сделать разрыв строки.

Если ввести разрыв строки вручную, то ширина ячейки при этом не меняется, а текст всё еще может перекрывать границу ячейки. В таком случае нужно изменить ширину ячейки вручную или переместить (или добавить ещё один) разрыв строки так, чтобы текст не перекрывал границу ячейки.

Уменьшение текста для полного размещения его в ячейке

Размер шрифта данных в ячейке может автоматически регулироваться, чтобы текст поместился внутри границы ячеек. Чтобы сделать это, установите флажок у пункта Уменьшать по размеру ячейки в разделе Свойства в диалоге Формат ячеек.

Форматирование чисел

Несколько различных числовых форматов могут быть применены к ячейкам с помощью значков на панели Форматирование (выделены на рисунке ниже). Выделите ячейку, а затем нажмите соответствующий значок, чтобы изменить формат числа.

Панель форматирования. Значки форматирования чисел

Для большего контроля или для выбора других числовых форматов, используйте вкладку Числа диалога Формат ячеек (рисунок Использование инструмента Заполнить):

  • Выберите для данных любой из типов в списке Категория.

  • Задайте количество десятичных знаков и ведущих нулей в разделе Параметры.

  • Введите свой код формата.

  • Настройка языка контролирует локальные параметры для различных форматов, таких как формат даты и символ валюты.

Форматирование шрифта

Чтобы быстро выбрать шрифт и его формат для использования в ячейке:

  1. Выделите ячейку.

  2. Нажмите на треугольник справа от поля Имя шрифта на панели Форматирование (выделено на рисунке ниже) и выберите шрифт из выпадающего списка.

Имя шрифта и размер шрифта на панели форматирования

  1. Нажмите на треугольник справа от поля Размер шрифта на панели Форматирование и выберите размер шрифта из выпадающего списка.

  2. Чтобы изменить формат символов, нажмите на значки Жирный, Курсив или Подчёркивание .

  1. Чтобы изменить выравнивание шрифта по ширине, нажмите на один из четырёх значков выравнивания (По левой стороне, По центру, По правой стороне, По ширине )

  1. Для изменения цвета шрифта, нажмите на треугольник справа от значка Цвет шрифта, чтобы отобразить цветовую палитру, где можно выбрать желаемый цвет.

Чтобы указать язык, используемый в ячейке, откройте вкладку Шрифт в диалоговом окне Формат ячеек. Изменение языка в ячейке позволяет получить разные языки в одном документе. Используйте вкладку Эффекты шрифта в диалоге Формат ячеек для установки других характеристик шрифта. Смотрите Руководство по Calc, Глава 4, Использование Стилей и шаблонов в Calc, для получения дополнительных сведений.

Форматирование границ ячеек

Для форматирования границ ячейки или группы выделенных ячеек, нажмите на значок Обрамление на панели форматирования и выберите один из вариантов границ, отображаемых в палитре.

Выбор границ ячеек

Для форматирования стилей линий и цвета линий границ ячейки нажмите на маленький треугольник справа от значка Стиль линии и Цвет обрамления на панели форматирования (если они не отображаются у вас, то нажмите на панель правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите пункт показывать значки, в выпадающем списке найдите нужные значки и отметьте их).

Для большего контроля над форматированием, в том числе указания расстояния между границами ячеек и любыми данными в ячейке, используйте вкладку Обрамление диалога Формат ячеек (рисунок ), где можно также определить стиль тени. Смотрите Руководство по Calc, Глава 4, Использование Стилей и шаблонов в Calc, для получения дополнительных сведений.

Обрамление ячеек

Примечание

Свойства границ ячеек применяются только к выбранным ячейкам и могут быть изменены только при редактировании этих ячеек. Например, если ячейка С3 имеет верхнюю границу, то она может быть удалена только при выборе ячейки C3. Такая граница не может быть удалена из ячейки С2, хотя она и кажется нижней границей для ячейки C2.

Форматирование фона ячейки

Для форматирования цвета фона ячейки или группы выделенных ячеек нажмите на значок Цвет фона на панели форматирования. Будет показана цветовая палитра. Также можно использовать вкладку Фон в диалоге Формат ячейки. Смотрите Руководство по Calc, Глава 4, Использование Стилей и шаблонов в Calc, для получения дополнительных сведений.

Автоформат ячейки Использование Автоформата

Чтобы быстро и легко форматировать группы ячеек, можно использовать функцию Calc Автоформат.

  1. Выделите ячейки как минимум в трёх столбцах и трёх строках, включая заголовки столбцов и строк, которые хотите отформатировать.

  2. Откройте диалог Автоформат из меню Формат ‣ Автоформат.

  3. Выберите тип формата из списка.

  4. При необходимости, нажмите кнопку Ещё, чтобы открыть раздел Форматирование, если его не видно.

  5. Выберите настройки форматирования, которые включены в функцию Автоформат.

  6. Нажмите кнопку OK

Диалог Аавтоформат

Определение нового Автоформата

Можно определить собственный новый Автоформат, чтобы он стал доступен для использования во всех таблицах:

  1. Отформатируйте тип данных, шрифт, размер шрифта, границы ячеек, фон ячейки и так далее для группы ячеек.

  2. Выберите всю таблицу в меню Правка Выделить всё.

  3. Откройте диалог Автоформат из меню Формат ‣ Автоформат. Здесь стала активна кнопка Добавить.

  4. Нажмите кнопку Добавить.

  5. В поле Имя диалога Добавить автоформат введите имя нового формата.

  6. Нажмите OK для сохранения. Новый автоформат теперь доступен в списке Формат диалога Автоформат.

Использование тем

Calc поставляется с предопределенным набором тем форматирования, которые можно применить к электронной таблице. В набор нельзя добавлять другие темы, а также эти темы не могут быть изменены. Тем не менее, можно изменить стиль после установки темы в электронной таблице. Модифицированные стили будут доступны для использования только в этой таблице после её сохранения.

Чтобы применить тему к таблице:

  1. Нажмите на значок Выбор тем на панели инструментов Сервис (если эта панель не видна, то выберите в меню Вид ‣ Панели инструментов и выберите Сервис). Откроется диалог Выбор тем (рисунок Диалог Выбор тем). Этот диалог содержит список всех доступных тем для таблиц.

  2. Выберите тему, которую хотите применить. При выборе темы тематические стили сразу применяются к таблице и становятся видны.

  3. Нажмите OK.

  4. Если хотите, то можете открыть диалог Стили и форматирование для изменения конкретных стилей. Эти изменения не поменяют тему, они изменят только внешний вид стиля в той электронной таблице, которая была создана.

Диалог Выбор тем

Использование условного форматирования

Можно настроить изменение формата ячеек в зависимости от заданных условий. Например, в таблице с числами, можно показать все значения выше среднего зелёным цветом, а те, которые ниже среднего – красным.

Условное форматирование зависит от использования стилей, также должна быть включена функция Вычислять автоматически. Проверьте это в меню Сервис ‣ Содержимое ячейки ‣ Вычислять автоматически. Смотрите Руководство по Calc, Глава 2, Ввод, редактирование и форматирование данных для получения дополнительной информации.

Скрытие и отображение данных

В Calc можно скрывать элементы так, чтобы они не были видны на экране, и не печатались на принтере при отправке таблицы на печать. Однако скрытые элементы все еще могут быть выбраны для копирования, если будут выбраны элементы рядом с ними. Например, если столбец B скрыт, то он будет копироваться при выборе столбцов А и С.

Для получения дополнительной информации о том, как скрыть и показать данные, в том числе, как использовать фильтрацию, смотрите Руководство по Calc, Глава 2, Ввод, редактирование и форматирование данных.

Скрытие данных

Чтобы скрыть листы, строки и столбцы:

  1. Выделите нужные листы, строки или столбцы.

  2. В меню Формат выберите Лист, Строка или Столбец.

  3. Выберите пункт Скрыть и лист, строка или столбец в дальнейшем будут не видны и не будут напечатаны.

  4. Также можно нажать правой кнопкой мыши на ярлыке листа, заголовке строки или столбца и выбрать пункт Скрыть из контекстного меню.

Чтобы скрыть и защитить данные в выделенных ячейках:

  1. В меню Сервис ‣ Защитить документ выберите пункт Лист. Откроется диалог Защитить лист.

Диалог Защитить лист

  1. Поставьте флажок у пункта Защитить лист и содержимое защищённых ячеек.

  2. Создайте и подтвердите пароль.

  3. Установите или снимите флажок параметров выбора пользователя для ячеек.

  4. Нажмите OK.

  5. Выделите ячейки, которые вы хотите скрыть.

  6. Выберите пункт меню Формат ‣ Ячейки или нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт Формат ячеек из контекстного меню, или нажмите Ctrl+1, чтобы открыть диалог Формат ячеек.

  7. Щелкните на вкладке Защита ячейки и выберите параметры скрытия ячейки.

  8. Нажмите OK.

Вкладка Защита ячейки в диалоге Формат Ячеек

Примечание

Если данные в ячейках скрыты, то буду скрыты только ячейки, содержащие данные. Защищённые ячейки нельзя модифицировать. Пустые ячейки останутся видимыми в таблице.

Отображение данных

Чтобы отобразить скрытые листы, строки или столбцы:

  1. Выделите листы, строки или столбцы, расположенные с обеих сторон от скрытых листов, строк или столбцов.

  2. В меню Формат выберите пункт Лист, Строка или Столбец.

  3. Выберите пункт Показать и лист, строка или столбец будут отображаться и печататься.

  4. Также можно щелкнуть правой кнопкой мыши на ярлыках листов, заголовке строк или столбцов и выбрать из контекстного меню пункт Показать.

Чтобы показать скрытые данные в ячейках:

  1. В меню Сервис ‣ Защитить документ выберите пункт Лист.

  2. Введите пароль, чтобы снять защиту с листа и нажмите OK.

  3. Выберите пункт меню Формат ‣ Ячейки или нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт Формат ячеек из контекстного меню, или нажмите Ctrl+1, чтобы открыть диалог Формат ячеек

  4. нажмите вкладку Защита ячейки (рисунок Вкладка Защита ячейки в диалоге Формат Ячеек) и снимите флажки с настроек скрытия ячеек.

  5. Нажмите OK.

Сортировка записей

Сортировка в Calc упорядочивает ячейки в листе с использованием указанных критериев сортировки. Могут быть использованы несколько критериев, при этом сортировка применяется последовательно по каждому критерию. Сортировка полезна при поиске конкретного элемента, и становится еще более полезной после применения фильтра к данным.

Кроме того, сортировка полезна при добавлении новой информации в таблицу. Если таблица длинная, то, как правило, легче добавить новую информацию в нижнюю часть таблицы, вместо добавления строки в нужном месте. После добавления информации просто проведите сортировку заново.

Для получения более подробной информации о том, как сортировать записи и доступных настройках сортировки, смотрите Руководство по Calc, Главу 2, Ввод, редактирование и форматирование данных.

Вкладка Защита ячейки в диалоге Формат Ячеек

Для сортировки ячеек в таблице:

  1. Выделите ячейки для сортировки.

  2. Выберите меню Данные ‣ Сортировка, чтобы открыть одноимённый диалог.

  3. Выберите критерии сортировки из выпадающего списка.

  4. Выберите порядок сортировки: нисходящий (А-Я, 1-9) или восходящий (Я-А, 9-1).

  5. Нажмите OK и данные будут отсортированы.

Использование формул и функций

В таблице может находиться большое количество цифр и текста. Часто содержимое одной ячейки зависит от содержимого других ячеек. Формулы представляют собой уравнения, которые используют числа и переменные для получения результата. Переменные размещены в других ячейках с данными, необходимыми уравнению.

Функции могут анализировать данные или манипулировать ими. Все, что при этом нужно сделать, это ввести аргументы, расчет будет произведён автоматически.

Смотрите Руководство Calc, Глава 7, Использование формул и функций, для получения более подробной информации.

Анализ данных

Calc содержит несколько инструментов, которые помогают анализировать информацию в таблицах, начиная от функций для копирования и повторного использования данных, до автоматического создания промежуточных итогов и разной информации, которая помогает находить ответы на заданные вопросы. Эти инструменты находятся в меню Сервис и в меню Данные.

Одним из самых полезных инструментов является Сводная таблица, которая используется для простого объединения, сравнения и анализа больших объемов однородных данных. Используя сводную таблицу, можно просматривать различные сводки исходных данных, отображать сведения об областях, представляющих интерес, и создавать отчеты.

Смотрите Руководство Calc, Главу 8, Использование сводных таблиц, и Главу 9, Анализ данных для получения подробной информации по сводным таблицам и другим инструментам доступным для анализа данных.

Печать

Печать в Calc почти такая же, как печать из других компонентов LibreOffice (смотрите Главу 10, Печать, экспорт и рассылка электронной почтой в этом руководстве). Тем не менее, некоторые детали печати в Calc отличаются, особенно в отношении подготовки к печати.

Диапазоны печати

Диапазоны печати имеют несколько применений, в том числе печать только определенной части данных или печать выбранных строк или столбцов на каждой странице. Для получения дополнительной информации об использовании диапазонов печати смотрите в Руководстве по Calc Главу 6, Печать, экспорт и рассылка по электронной почте.

Определение диапазонов печати

Чтобы определить новый диапазон печати или изменить существующий диапазон печати:

  1. Выберите диапазон ячеек, которые будут включены в диапазон печати.

  2. Выберите пункт меню Формат ‣ Диапазоны печати ‣ Определить. На экране будут показаны линии разрыва страниц.

  3. Чтобы проверить диапазон печати, перейдите в меню Файл ‣ Предварительный просмотр страницы или нажмите на значок предварительного просмотра страницы. LibreOffice отобразит ячейки в диапазоне печати.

Добавление ячеек к диапазону печати

После определения диапазона печати можно добавить к нему несколько ячеек, создав еще один диапазон печати. Это позволит использовать для печати отдельные участки одного и того же листа, чтобы не печатать весь лист.

  1. После определения диапазона печати выберите дополнительный диапазон ячеек для добавления к нему.

  2. Выберите пункт меню Формат ‣ Диапазоны печати ‣ Добавить, чтобы добавить дополнительные ячейки к диапазону печати. Линии разрыва страницы перестанут отображаться на экране.

  3. Для проверки диапазонов печати откройте пункт меню Файл ‣ Предварительный просмотр страницы или нажмите на значок предварительного просмотра страницы. LibreOffice будет отображать диапазоны печати как отдельные страницы.

Примечание

Дополнительный диапазон печати будет печататься как отдельная страница, даже если оба диапазона находятся на одном листе.

Удаление диапазона печати

Это может потребоваться для того, чтобы удалить определенный диапазон печати. Например, если позже нужно напечатать весь лист целиком. Чтобы удалить все определенные пользователем диапазоны печати, выберите пункт меню Формат ‣ Диапазоны печати ‣ Удалить. После удаления диапазонов печати линии разрыва страниц будут отображаться на экране в положении по умолчанию.

Редактирование диапазона печати

В любое время можно напрямую редактировать диапазон печати, например, для удаления или изменения размеров частей диапазона печати. Выберите пункт меню Формат ‣ Диапазоны печати ‣ Правка, чтобы открыть диалог Изменение диапазонов печати.

Параметры печати

Чтобы выбрать параметры печати, порядок страниц, детали и масштаб, которые будут использоваться при печати таблицы:

  1. Выберите пункт меню Формат ‣ Страница, чтобы открыть диалог Стиль страницы.

  2. Выберите вкладку Лист и сделайте выбор из доступных настроек.

3. Нажмите OK. Для получения более подробной информации о настройках печати, смотрите Руководство по Calc, Глава 6, Печать, экспорт и рассылка электронной почтой.

Повторение печати строк и столбцов

Если таблица печатается на нескольких страницах, можно настроить повторение печати определенных строк или столбцов на каждой странице. Например, если две верхние строки таблицы должны быть напечатаны на всех страницах, выполните следующие действия:

  1. Выберите пункт меню Формат ‣ Диапазоны печати ‣ Правка, чтобы открыть диалог Изменение диапазонов печати.

  2. Введите идентификаторы строк в поле ввода, чтобы повторить их. Например, чтобы повторить строки 1 и 2, введите $1:$2. Это автоматически изменит значение поля Повторять строки с «- нет -» на «- определенный пользователем -».

  3. Введите идентификаторы столбцов в поле ввода, чтобы повторить их. Например, чтобы повторить столбец А, введите $А. Это автоматически изменит значение поля Повторять столбцы с «- нет -» на «- определенный пользователем -».

  4. Нажмите кнопку OK.

Диалог Изменение диапазона печати

Для получения более подробной информации об изменении диапазона печати, смотрите Руководство по Calc, Глава 6, Печать, экспорт и рассылка электронной почтой.

Разрывы страниц

Определение диапазона печати – мощный инструмент, но иногда может быть необходимо вручную настроить печать Calc с помощью разрывов страницы. Разрыв страницы гарантирует, что отпечатанные данные соответствуют размеру и ориентации страниц. Можно вставить горизонтальный разрыв страницы выше или вертикальный разрыв страницы слева от активной ячейки.

Для получения более подробной информации об разрывах страниц, смотрите Руководство по Calc, Глава 6, Печать, экспорт и рассылка электронной почтой.

Вставка разрыва

Чтобы вставить разрыв страницы:

  1. Перейдите к ячейке, где начнётся разрыв страницы.

  2. Выберите пункт меню Вставка ‣ Разрыв страницы.

  3. Выберите Разрыв по строке, чтобы создать разрыв страницы выше выделенной ячейки.

  4. Выберите Разрыв по столбцу, чтобы создать разрыв страницы слева от выделенной ячейки.

Удаление разрыва страницы

Чтобы удалить разрыв страницы:

  1. Перейдите к ячейке, которая находится рядом с разрывом который вы хотите удалить.

  2. Выберите пункт меню Правка ‣ Удалить разрыв страницы.

  3. Выберите Разрыв по строке или Разрыв по столбцу и разрыв будет удалён.

Примечание

Несколько ручных разрывов строк и столбцов могут существовать на одной и той же странице. Если их нужно удалить, то необходимо удалять каждый разрыв индивидуально.

Верхние и нижние колонтитулы

Верхние и нижние колонтитулы – предопределенные части текста, которые печатаются в верхней или нижней части каждой страницы, при печати электронной таблицы. Для получения дополнительной информации о настройке и определении верхних и нижних колонтитулов, смотрите Руководство по Calc, Глава 6, Печать, экспорт и рассылка электронной почтой.

Верхние и нижние колонтитулы также относятся к стилю страницы. Можно определить более одного стиля страницы для электронной таблицы и назначать различные стили страниц для разных листов в электронной таблице. Для получения дополнительной информации о стилях страниц смотрите Руководство по Calc, Глава 4, Использование Стилей и шаблонов.

Вкладка Верхний колонтитул

Установка верхних и нижних колонтитулов

Чтобы установить верхние или нижние колонтитулы:

  1. Выделите лист, для которого необходимо установить верхние или нижние колонтитулы.

  2. Выберите пункт меню Формат ‣ Страница, чтобы открыть диалог Стиль страницы.

  3. В диалоге Стиль страницы выберите вкладку Верхний колонтитул или Нижний колонтитул.

  4. Установите флажок для пункта Вкл.верхний колонтитул или Вкл.нижний колонтитул.

  5. Установите флажок для пункта Одинаковое содержимое слева/справа если вы хотите, чтобы одинаковые колонтитулы появились на всех печатных страницах.

  6. Установите параметры полей, интервалы и высоту для верхнего или нижнего колонтитула. Также можно выбрать опцию Автоподбор высоты для автоматического регулирования высоты верхнего или нижнего колонтитула.

  7. Чтобы изменить внешний вид верхнего или нижнего колонтитула, нажмите кнопку Ещё, чтобы открыть диалог границ и фона.

  8. Чтобы установить содержимое, например, номер страницы, дату и так далее, которое появляется в верхнем или нижнем колонтитуле, нажмите на кнопку Правка, чтобы открыть диалог стиль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!