ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционная карта на выполнение
Практического занятия № 4 по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: Табличный редактор MS Excel.
Наименование работы: Абсолютные и относительные адреса ячеек. Создание графиков и диаграмм.
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
Умения: Использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; вводить формулы с использованием абсолютных адресов; создавать различные виды графиков и диаграмм. Знания: Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; ОК: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Соответствие выполненных заданий предложенным образцам |
Норма времени: 2 часа;
Условия выполнения: учебный кабинет;
Оснащение рабочего места: ПК, инструкционная карта, табличный редактор;
Правила по технике безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены;
Литература: Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: «Академия», 2013г;
Уровни усвоения: 1 – 3 задания – 2 уровень
контрольное задание – 3 уровень
Система оценивания: применяется накопительная система оценки:
1 – 2 задания – 2 балла;
3 задание - 8 баллов (2 балла – за таблицу, и по 2 балла за каждую диаграмму)
контрольное задание – 3 балла.
«2 балла» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом;
«1 балл» - задание выполнено полностью с небольшими недочетами и замечаниями; в оформлении; либо в таблице допущены ошибки в вычислениях.
«0 баллов» - задание не выполнено, либо выполнено неправильно.
«3 балла за контрольное задание» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом; при выполнении задания проявлены творческие способности студента. В тетради сделан конспект. Студент правильно ответил на контрольные вопросы
Теоретическая часть.
-
Относительные и абсолютные адреса.
Относительные адреса в формуле автоматически изменяются при копировании в строке или столбце.
Абсолютные адреса имеют постоянное значение. Абсолютные адреса не изменяются при копировании формулы и обозначаются знаком $, например $D$9. переход от относительного адреса к абсолютному осуществляется нажатием клавиши F4.
Смешанный адрес может быть абсолютным по столбцу и относительным по строке ($A4), или наоборот, относительным по столбцу и абсолютным по строке (A$4).
-
Построение диаграммы.
Чтобы построить диаграмму, необходимо выполнить следующие действия:
-
Выбрать данные, которые следует включить в диаграмму;
-
Выполнить команду Вставка – выбрать вид диаграммы;
-
Задать необходимые параметры диаграммы.
Практическая часть.
Задание 1.
-
Создайте таблицу следующего образца на листе 1:,
| A | B | C |
1 | Плов из кальмаров |
2 | Всего порций | 8 |
3 | Продукт | Раскладка на 1 порцию (г) | Всего (г) |
4 | Кальмары | 48 | |
5 | Лук репчатый | 17 | |
6 | Морковь | 9 | |
7 | Рис | 12 | |
8 | Масло растительное | 8 | |
-
Рассчитайте столбец Всего порций. Для этого в ячейку C4 введите знак =
-
Щелкните ЛКМ по ячейке В4;
-
Введите знак *
-
Щелкните мышкой по ячейке С2 и нажмите клавишу F4.
-
У вас должна получиться формула = В4*$C$2. Нажмите Enter.
-
Растяните формулу за маркер до конца столбца.
-
Лист 1 переименуйте Плов из кальмаров.
-
Сохраните работу в файл с именем Работа 4.
Задание 2.
На Листе 2 создайте таблицу по образцу. В ячейку Курс доллара ввести число, соответствующее текущему курсу. Рассчитайте значения в столбце Сумма в руб. по формуле:
Сумма в руб. = Стоимость одной единицы в $ * Количество * Курс доллара. Значение Курс доллара принять за постоянную величину. Лист 2 переименуйте. Сохраните таблицу в этом же файле.
| Курс доллара | | |
Наименование товара | Стоимость одной единицы в $ | Количество | Сумма в руб. |
Кресло рабочее | 39 | 5 | |
Стеллаж | 35 | 4 | |
Стойка компьютерная | 60 | 8 | |
Стол приставной | 42 | 5 | |
Стол рабочий | 65 | 6 | |
Стул для посетителей | 34 | 10 | |
Тумба выкатная | 20 | 9 | |
Шкаф офисный | 82 | 2 | |
Задание 3.
-
На Листе 3 создайте таблицу по образцу:
| A | B | C | D | E | F |
1 | | | ООО “Природа» | | |
2 | | | Рекламный бюджет | | |
3 | | | | | | |
4 | Направления деятельности | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
5 | Участие в выставках | 2365 | 2587 | 3214 | 7896 | |
6 | Пресс-релизы | 5624 | 3698 | 1236 | 6541 | |
7 | Рекламные кампании | 3214 | 1478 | 5478 | 6512 | |
8 | Продвижение товаров | 5624 | 3698 | 1236 | 6541 | |
9 | Связи с общественностью | 8963 | 2589 | 5698 | 3214 | |
10 | Итого | | | | | |
-
Лист 3 переименуйте Рекламный бюджет.
-
Рассчитайте значения столбца Всего и строки Итого.
-
Постройте гистограмму по строке Итого:
-
Выделите диапазон ячеек, по которым нужно построить диаграмму (В4 : Е4 и В10 : Е10) (две несмежные области выделяются с помощью клавиши Ctrl) – выполните команды Вставка - Гистограмма;
-
В поле Название диаграммы введите название Рекламный бюджет за год;
-
Выполните команды Конструктор – Добавить элемент диаграммы - Подписи данных – Дополнительные параметры подписей данных - Значения;
-
Отформатируйте диаграмму:
-
Выделите название диаграммы (двойной щелчок) – на закладке Главная установите полужирное начертание;
-
То же самое проделайте для подписей осей;
-
Сделайте двойной щелчок по области построения диаграммы (серого цвета) – Заливка –Градиентная заливка – Светлый градиент Акцент 3;
-
Таким же образом из измените заливку столбцов гистограммы (Заливка – Средний градиент Акцент 6)
-
Постройте график Сравнение расходов за 1-й и 4-й кварталы.
-
Выделите диапазон ячеек А5 : В9 и Е5 : Е9 (две несмежные области выделяются с помощью клавиши Ctrl) – Вставка - График – вид График с маркерами;
-
Щелкните правой клавишей по легенде (Ряд 1, Ряд 2) - Выбрать данные, переименуйте Ряд 1 (Изменить) в 1 квартал, а Ряд 2 – в 4 квартал;
-
Напишите название диаграммы Сравнение расходов за 1-й и 4-й кварталы;
-
Разместите график на отдельном листе (Конструктор – Переместить диаграмму – На отдельном листе – Готово).
-
Постройте круговую диаграмму Участие в выставках по четырем кварталам.
-
Сохраните таблицу и диаграмму в этом же файле.
Контрольное задание.
Лист 4 переименовать в Контрольное задание. Создать таблицу. Введите курс доллара согласно текущему курсу. Рассчитайте значения пустых столбцов. Создайте сравнительную диаграмму за 1-й и 2-й кварталы по сумме. Сохраните таблицу в этом же файле.
Наименование товара | Цена за ед.изм. $ | КУРС ДОЛЛАРА | ? | Сумма, руб |
1 квартал | 2 квартал | Полугодие |
Колич. | Сумма, $ | Колич. | Сумма, $ | Колич. | Сумма, $ |
Папка-файл № 228 без чехла | 12 300 | 29 | | 31 | | | | |
Папка-файл № 229 | 11650 | 38 | | 34 | | | | |
Папка-файл №3008 без чехла | 13 300 | 47 | | 45 | | | | |
Папка с прижимным механизмом № 1619 | 11 100 | 209 | | 190 | | | | |
Скоросшиватель «Дело» | 10 390 | 290 | | 320 | | | | |
Отчет по ПЗ.
-
Законспектируйте теоретическую часть в тетрадь.
-
Ответьте на контрольные вопросы.
-
Отчитайтесь преподавателю о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
-
Что такое относительный адрес?
-
Что такое абсолютный адрес?
-
Что такое смешанный адрес?
-
Чем отличается запись абсолютного адреса от относительного?
-
Как построить диаграмму?
-
Какие типы диаграмм вы можете назвать?