ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 16 ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА.
ТЕМА: «Табличный редактор MS Excel».
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: « Ввод данных в электронные таблицы. Сортировка данных. Работа с формулами.».
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки Владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах | Выполнение согласно инструкционным картам и методическим рекомендациям. |
НОРМА ВРЕМЕНИ: 4 часа.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: ПК, инструкционная карта, тетрадь для ПЗ.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ согласно инструкции.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика. Учебник для СПО. М.: Академия. 2017 г. – 352с. 2. Поляков К.Ю. и др. Информатика в 2-х ч. 10 кл. Учебник. М.: БИНОМ. 2013 г. – 344с. (электронный ресурс) (формат PDF)
Теоретическая часть.
-
Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
-
Столбцы, строки, ячейки. Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (А, С, АВ и т. п.), заголовки строк - числами (1, 2, 3 и далее). На пересечении столбца и строки находится ячейка, которая имеет индивидуальный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например Al, B5, ЕЗ. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.
-
Рабочие листы и книги. При работе на компьютере электронная таблица существует в форме рабочего листа, который имеет имя (например, Лист 1). Рабочие листы объединяются в книги, причем пользователь может вставлять, копировать, удалять и переименовывать рабочие листы. При работе с электронными таблицами можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких рабочих листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов.
-
В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: числа, текст и формулы.
-
Для выполнения сортировки данных в таблице необходимо выделить нужный диапазон данных и выполнить команды Главная – Сортировка – Настраиваемая сортировка – Сортировать по (Столбец В) – выбрать порядок сортировки – ОК.
Практическая часть.
Задание 1. Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel, выполнить отчет в рабочей тетради по поставленным вопросам.
Порядок выполнения работы
-
Запустите программу Microsoft Excel 2003. Внимательно рассмотрите окно программы.
Одна из ячеек выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид светлого креста. Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.
-
Для того чтобы ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить (щёлкните по любой ячейке).
-
Введите в любую выделенную (активную) ячейку сегодняшний день недели, например: Среда.
Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено название дня недели. (щелкните мышью по заголовку строки (ее номеру))
Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено название дня недели. (щелкните мышью по заголовку столбца (его имени)).
-
Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.
Зафиксировать данные можно одним из способов:
Зафиксируйте введенные вами данные.
-
Выделите ячейку таблицы, содержащую день недели, и воспользуйтесь кнопками выравнивания абзацев
. Каким образом происходит выравнивание? Сделайте вывод!
-
Определите сколько всего в таблице строк и столбцов?
Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
Внимание!!! Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ - конец столбцов или Ctrl+↓ - конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы - Ctrl+Home.
5. Выделите ту ячейку таблицы, которая находится в столбце С и строке 4.Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился. Выделите ячейку D5; F2; А16 (удерживая кнопку Ctrl – это выделение отдельных ячеек, строк, столбцов).
Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?
6. Добавьте новый лист. Для этого рядом с корешком Лист 1 щелкните мышкой по значку ⊕
Внимание! Обратите внимание на названия новых листов и место их размещения.
-
Измените порядок следования листов в книге. Щелкните по Лист 2 и, удерживая левую кнопку, переместите лист перед листом 1.
-
Закройте документ, щелкнув по кнопке Закрыть (внутренний крестик) на вопрос о сохранении документа, выберите НЕТ. Выйдите из окна приложения: Файл – Выход.
Задание 2. Познакомиться практически со способами выделения основных элементов MS Excel.
Порядок выполнения работы:
-
В своей папке создайте новый документ. Для этого правой клавишей мыши выполните команду Создать – Лист MS Excel. Переименуйте его в Работа №16. Откройте документ.
-
Сделайте активным Лист 1, щелкнув по его ярлычку и присвойте ему имя Задание 1.
-
Выделите с помощью мыши ячейку С6. Вернитесь в ячейку А1 с помощью клавиш перемещения курсора.
-
Перейдите к Листу 2. Выделите строку 3. Отмените выделение, щелкнув по любой невыделенной ячейке левой клавишей мыши.
-
Выделите столбец D.
-
Выделите вместе столбцы B, C, D. Отмените выделение.
-
Выделите диапазон ячеек (блок) C4: F9 (С4 – начало диапазона, F9 – конец диапазона) с помощью мышки. Отмените выделение.
-
Выделите блок A2: E11 при нажатой клавише Shift.
-
Выделите одновременно несмежные блоки A5: B5, D3: D15, H12, F5: G10.
-
Сохраните результаты работы командой Файл–Сохранить или щелкните мышью по кнопке Сохранить
на панели инструментов.
Обратите внимание, что вы сохраняете документ под тем же именем, что задали раннее при его создании
Задание 3. На листе 2 создать список студентов (не более 10 фамилий), и сделать сортировку по возрастанию.
| А | В | С |
1 | 1 | Сидоров | Александр |
2 | 2 | Петров | Евгений |
3 | 3 | Абрамов | Виталий |
4 | 4 | Панишева | Валентина |
5 | 5 | Иванова | Екатерина |
6 | 6 | Абрикосов | Геннадий |
7 | 7 | Воронова | Наталья |
8 | 8 | Борисова | Мария |
9 | 9 | Климова | Алина |
10 | 10 | Райкова | Раиса |
-
В ячейку А1 внесите цифру 1;
-
В ячейку А2 внесите цифру 2;
-
Выделите диапазон ячеек А1:А2;
-
Встаньте на маркер (чёрный крестик (+) – (маркер автозаполнения) в правом углу выделенного диапазона);
-
Нажмите левую клавишу мыши (ЛКМ) и, удерживая её нажатой, переместите маркер вниз (до 10), отпустите ЛКМ и снимите выделение (щёлкните ЛКМ по выделенному тексту);
-
В ячейку В1 внесите первую фамилию; в ячейку В2 внесите вторую фамилию и т.д. (список группы студентов);
-
В диапазон ячеек С1:С10 внесите имена;
-
Выделите диапазон ячеек А1:С10;
-
Сделайте границы для выделенного фрагмента. Для этого выполните команды Главная – Границы – Все границы.
-
Отформатируйте таблицу (цвет линий таблицы, цвет текста, размер цвета, выровнять текст по центру);
-
Выполните сортировку списка. Для этого: Выделите диапазон ячеек В1:С10, выполните команды Главная – Сортировка – Настраиваемая сортировка – Сортировать по (Столбец В) – Порядок (от А до Я) – ОК.
-
Выполните текущее сохранение документа.
Самостоятельная работа
-
На новом листе (Лист 3) (присвойте имя листу: самостоятельная работа) создать самостоятельно пронумерованную таблицу товаров (продуктов), список должен содержать не менее 10 наименований;
-
Скопировать таблицу на новый лист (Лист 4) (Выделяем всю таблицу, ПКМ вызываем контекстное меню и выполняем команду -копировать, показываем место, куда надо копировать, ПКМ -вставить), присвоить листу имя: Копия;
-
Сделать сортировку наименований по возрастанию;
-
Отформатируйте таблицу (цвет линий, текста, размер шрифта 16, выравнивание по центру).
Отчет по ПЗ: Составить конспект по теме.
Критерии оценки: Задания 1 – 2 оцениваются в 1 балл (выполнено – не выполнено), Задание 3 и самостоятельная работа – в 3 балла.
«3балла» - Задание выполнено полностью, в соответствии с образцом. Проявлены творческие способности студента;
«2 балла» - Задание выполнено не полностью, но не менее 70%, либо допущены некоторые неточности в редактировании таблиц.
«1 балл» - Задание выполнено не менее, чем на 50% и не более чем на 70%, допущены ошибки в редактировании таблиц.