СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличный редактор MS Excel. Ввод, редактирование постоянных данных и формул.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционная карта предназначена для выполнения практической работы по теме: "Табличный редактор MS Excel.Ввод, редактирование постоянных данных и формул" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Табличный редактор MS Excel. Ввод, редактирование постоянных данных и формул.»

ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционная карта на выполнение

Практического занятия № 3 по дисциплине

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»


Тема: Табличный редактор MS Excel.

Наименование работы: Ввод, редактирование постоянных данных и формул.

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Умения: Использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

вводить данные разного вида (текст, числа, даты); освоить функцию автозаполнения; вводить е формулы; применять функцию автосуммирования.

Знания: Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

ОК: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Соответствие выполненных заданий предложенным образцам,




Норма времени: 2 часа;

Условия выполнения: учебный кабинет;

Оснащение рабочего места: ПК, инструкционная карта, табличный редактор;

Правила по технике безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены;

Литература: Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: «Академия», 2013г;

Уровни усвоения: 1 – 3 задания – 2 уровень

контрольное задание – 3 уровень


Система оценивания: применяется накопительная система оценки:

1 – 3 задания – 2 балла;

контрольное задание – 3 балла.


«2 балла» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом;

«1 балл» - задание выполнено полностью с небольшими недочетами и замечаниями; в оформлении; либо в таблице допущены ошибки в вычислениях.

«0 баллов» - задание не выполнено, либо выполнено неправильно.

«3 балла за контрольное задание» - задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом; при выполнении задания проявлены творческие способности студента. В тетради сделан конспект. Студент правильно ответил на контрольные вопросы


Теоретическая часть.

Табличный процессор Microsoft Excel – это прикладная программа, которая предназначена для автоматизации расчетов данных, представленных в табличном виде.

В Microsoft Excel можно решать множество задач – от подготовки простейших счетов до создания трехмерных диаграмм и ведения бухгалтерского учета в фирмах средней величины.

1. Рабочая область.

Документ в Excel называется рабочей книгой. При запуске Excel на экране появляется принятая по умолчанию книга (Книга 1), из которой отображается первый лист (Лист 1). Лист представляет собой электронную таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы обозначаются латинскими буквами (А, В, С,…), строки нумеруются. Пересечение строк со столбцами образуют ячейки листа. Каждая ячейка имеет адрес (имя), например, А1, В3, …и т.д. в нижней части рабочего листа находятся ярлыки, с помощью которых вы обращаетесь к другим листам книги. Книга может состоять из одного или нескольких листов.

2. Ввод данных.

Excel разрешает вводить в ячейки следующие виды данных:

  • Числовые значения;

  • Текстовые значения;

  • Дата и время суток;

  • Формулы;

  • Гиперссылки на адреса Интернета и другие документы.

3. Установка специальных форматов чисел.

Чтобы изменить формат числа необходимо выполнить команды Главная - Формат – Формат ячеек – Число. Затем выбрать необходимый формат (денежный, числовой, текстовый и т.д.).

4. Установка формата текста в ячейке.

Чтобы изменить формат текста необходимо выполнить команды Главная - Формат – Формат ячеек – Выравнивание. Затем выбрать необходимые параметры текста: перенос текста по словам, объединение ячеек, выравнивание текста, и т.д.

5. Автосуммирвоание.

Автосуммирование можно выполнить двумя способами.

1сп). Выделить ячейку, в которой будет стоять результат суммирования, щелкнуть по кнопке Автосумма ∑, в скобках указать правильно диапазон и нажать Enter.

2 сп). Выделить диапазон ячеек вместе с пустой ячейкой для результата и нажать кнопку ∑.

6. Вычисления по формулам.

В состав формул могут входить числа. Математические операторы, адреса ячеек и встроенные функции. Все формулы в Excel начинаются со знака равенства. Формулы копируются в смежные ячейки методом автозаполнения.


Практическая часть


Задание 1.

  1. Открыть табличный редактор MS Excel.

  2. По корешку Лист1 щелкните правой кнопкой мыши и выберите команду Переименовать. Введите название листа Расписание.

  3. Создайте таблицу:

расписание группы №

1 пара

2 пара

3 пара

4 пара

понедельник

экономика

Политология

физкультура

 

вторник

физкультура

Политология

право

право

среда

право

Статистика

экономика

 

четверг

право

ТБУ

математика

статистика

пятница

философия

Математика

ТБУ

 

суббота

экономика

Социология

статистика

 

Для этого:

  1. В ячейку А1 введите фразу «Расписание занятий группы №» и нажмите клавишу Enter.

  2. В ячейку А3 введите слово «Понедельник», нажмите Enter.

  3. Вернитесь в ячейку А3.

  4. Встаньте на маркер (чёрный квадратик в правом нижнем углу курсора ввода) таким образом, чтобы курсор мыши принял вид чёрного плюса.

  5. При нажатой ЛКМ растяните вниз (до субботы). Затем отпустите ЛКМ и снимите выделение.

  6. В ячейку В2 введите «1 пара», нажмите Enter.

  7. Вернитесь в ячейку В2 и, используя маркер, растяните вправо (до 4-й пары).

  8. Измените ширину столбцов так, чтобы все слова помещались в ячейки.

  9. Заполните таблицу расписания ваших занятий.

  10. Измените ширину некоторых столбцов (если это необходимо).

  11. Выделите диапазон ячеек А1 – Е1 и примените команды Главная - Формат - Формат ячеек – Выравнивание - Объединить и поместить в центре.

  12. Измените размер шрифта на 14, а затем снимите выделение.

  13. Выделите диапазон ячеек А2 – Е8 и примените команду «Границы» на закладке «Главная»

  14. Выберите сначала внутренние границы, а затем внешние. Снимите выделение.

15. Выделите диапазон ячеек В2 – Е2 и примените к ним рукописный стиль написания (курсив) – К. Снимите выделение.

16. Выделите диапазон ячеек А3 – А8 и примените относительно их полужирный стиль написания.

17. Сохраните работу с именем Работа 3.





Задание 2.

  1. Перейдите на второй лист.

  2. Переименуйте его: Транспорт.

  3. Создайте таблицу:


    A

    B

    C

    D

    E

    F

    G

    H

    I

    1

     Вид транспорта

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    суббота

    воскресенье

    всего за неделю

    2

    Метро

    10

    10

    10

    10

    10

     

     

     

    3

    Автобус

    5

    5

    5

    5

    5

    5

     

     

    4

    Троллейбус

     

    5

     

     

     

     

    5

     

    5

    Трамвай

    5

     

    5

    5

     

    5

    5

     









    итого

     

  4. Выделите ячейку Всего за неделю и выполните Главная – Формат – Формат ячеек – Выравнивание – «Переносить по словам». При необходимости измените размер ячейки.

  5. Сделайте сортировку видов транспорта по алфавиту. Для этого выделите диапазон ячеек

А1 : I5 и выполните команды Данные – Сортировка.

  1. Установите флажок Мои данные содержат заголовки.

  2. Сортировать по Вид транспорта – Значения – от А до Я. ОК.

  3. Выделите диапазон ячеек В2 : I2 и нажмите кнопку Автосуммирование на панели инструментов «Главная».

  4. Выделите ячейку I2, и потяните за маркер до ячейки I5. Суммы рассчитаются автоматически.

  5. Выделите диапазон ячеек I2 : I6 и нажмите кнопку Автосуммирование.

  6. Сохраните таблицу в этом же файле.


Задание 3.

  1. Перейдите на Лист 3 и присвойте ему название Прибыль.

  2. Создайте таблицу следующего образца:

  3. Чтобы расположить текст по вертикали, необходимо выделить Ячейки В1 : D1 и выполнить команды Главная - Формат – Формат ячеек – Выравнивание – Ориентация 900



А

В

C

D

1


Март


Апрель

Май


2

Зарплата

100000,00

110000,00

110000,00

3

Премия

30000,00

20000,00

30000,00

4

Закупка материалов

40000,00

30000,00

25000,00

5

Амортизационные отчисления

10000,00

45000,00

15000,00

6

Накладные расходы

5000,00

23000,00

10000,00

7

Доход от продажи

320000,00

440000,00

350000,00

8





9

Суммарный расход




10





11

Прибыль





  1. Рассчитайте Суммарный расход. Для этого:

  • В ячейку В9 поставьте знак =

  • Щелкните мышкой по ячейке В2;

  • Нажмите +

  • Щелкните мышкой по ячейке В3;

  • Нажмите +

  • И так далее до ячейки В6. У вас должна получиться формула = В2+В3+В4+В5+В6

  • Нажмите Enter.

  1. Встаньте на маркер, нажмите ЛКМ и скопируйте формулу до ячейки D9.

  2. Рассчитайте Прибыль. Для этого введите формулу: Прибыль = Доход от продажи – Суммарный расход.

  3. Выделите диапазон ячеек B2 : D11 и примените к ним команды Главная - Формат – Формат ячеек – Число – Числовой (количество знаков после запятой – 2).

  4. Сохраните таблицу в этом же файле.



Контрольное задание. Лист 4 переименовать в Контрольное задание. Создать таблицу. Рассчитать значения пустых столбцов, используя формулы: Количество остатка = Количество прихода – Количество расхода,

Сумма остатка = Количество остатка * Цена расхода. Выполнить сортировку Отделов по возрастанию. Сохранить таблицу в этом же файле.



 

приход

расход

остаток

Отдел

Наименование товара

Единица измерения

Цена прихода

Количество прихода

Цена расхода

Количество расхода

Количество остатка

Сумма остатка

1

Кондитерский

Зефир в шоколаде

упак.

10000,00

15

13000,00

15

 

 

2

Молочный

Молоко

упак.

38000,00

32

42000,00

28

 

 

3

Мясной

Колбаса

кг

16000,00

40

21000,00

15

 

 

4

Мясной

Сосиски

кг

18000,00

12

22000,00

10

 

 

5

Овощной

Морковь

бут. 1л

42000,00

32

45000,00

15

 

 


Отчет по ПЗ.

  1. Законспектируйте теоретическую часть в тетрадь.

  2. Ответьте на контрольные вопросы.

  3. Отчитайтесь преподавателю о проделанной работе.



Контрольные вопросы:

  1. С помощью какой команды меню можно расположить текст в ячейке в несколько строк?

  2. С помощью какой команды меню можно изменить формат числа?

  3. Как объединить ячейки?

  4. Как отсортировать данные в таблице?

  5. Как рассчитать сумму чисел в таблице?

  6. Как правильно составить формулу в таблице?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!