Табличные информационные модели
- Каково преимущество табличной информационной модели по сравнению со словесными описаниями?
- Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью?
- Как на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель?
- К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
- Какую информацию содержит таблица типа ОС?
- Чем от таблицы типа ОС отличается таблица типа «Объекты – объекты – один» (ООО)?
Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.
ТАБЛИЦЫ
Простые
Сложные
Простые таблицы
ОС
ООО
Сложные таблицы
ООН
ОСО
Таблицы используются для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств и состоят из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Объект – это то, о чем идет речь.
Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.
Свойства – характеристики, признаки объекта.
Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.
Таблица 1 : Оценки по информатике и математике
Ученик
Период обучения
I четверть
Баутин Дима
Информатика
4
Школина Ира
II четверть
Математика
Зайцев Илья
4
Информатика
5
5
Математика
5
4
4
5
3
5
4
4
В таблице пары образуются из объектов, относящихся к классам «Ученик» и «Период обучения». Свойствами здесь являются оценки, полученные по предметам в каждый период обучения.
Имя 1-го класса объектов
Имя 2-го класса объектов
Имя первого объекта 2 класса
Имя 1-го св-ва пары объектов
Имя первого объекта 1 класса
Имя 2-го св-ва пары объектов
Имя второго объекта 1 класса
Имя второго объекта 2 класса
…
…
Имя 1-го св-ва пары объектов
Имя 2-го св-ва пары объектов
…
…
…
Значения свойств пар объектов
Головка имеет трехъярусную структуру
Представим информацию таблицы 1 иначе. Образуем пары из объектов, принадлежащих классам «Ученик» и «Предмет». Свойствами будем считать оценки, полученные учениками по предметам за разные периоды учебы.
Таблица 2 Оценки по информатике и математике
Ученик
Предмет
Математика
I четверть
Баутин Дима
II четверть
Информатика
4
Школина Ира
5
I четверть
Зайцев Илья
4
4
II четверть
5
3
5
4
5
5
4
4
Следовательно, чтобы проследить за успеваемостью ученика в разные периоды времени по одному и тому же предмету, удобнее воспользоваться таблицей 2 . А общую картину успеваемости за некоторый период обучения проще понять с помощью таблицы 1 .
В таблице 3 приведен фрагмент сводной ведомости успеваемости учащихся, имеющейся в конце классного журнала.
Таблица 3 : Оценки по информатике и математике учеников VII класса
Ученики
Предмет
Баутин Дима
1-я четверть
Математика
2-я четверть
Информатика
4
4
1-ое полугодие
Голубев Миша
4
5
1-я четверть
4
2-я четверть
4
3
1-ое полугодие
4
4
Куликов Иван
4
5
1-я четверть
4
2-я четверть
5
Радугина Алла
1-ое полугодие
5
5
5
1-я четверть
5
5
5
2-я четверть
4
1-ое полугодие
5
5
5
5
Таблица типа «объекты – свойства – объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов.
В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.
Таблица 4: Антропометрические данные учеников VII класса
Ученик
Рост (см)
Баутин Дима
Вес (кг)
168
Зайцев Илья
159
56
46
Эта таблица относится к типу ОС.
Таблица 5 : Результаты школьной спартакиады
Ученики
Упражнения
Прыжок в длину с места
Результат (см)
Баутин Дима
Зайцев Илья
197
Бег на 100 м
Баллы
Результат (с)
178
5
Баллы
220
4
263
5
4
Эта таблица относится к типу ООН.
Объединим информацию, содержащуюся в предыдущих двух таблицах.
Таблица 6 : Антропометрические данные и спортивные результаты
Ученик
Рост, см
Вес, кг
Упражнение
Баутин Д.
Зайцев И.
Прыжок в длину с места
168
Результат, см
159
56
46
197
Бег на 1000 м
Баллы
Результат, с
178
5
220
Баллы
4
263
5
4
В этой таблице свойства «Рост» и «Вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «Ученик». Свойства «Результат» и «Баллы» характеризуют пары объектов классов «Ученик» и «Упражнения».
- Таблица состоит из столбцов и строк.
- Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.
- Вопрос: «Какие достоинства и недостатки имеют табличные информационные модели?»
- Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района,
Нижегородской области