№ | Типичные способы постановки целей | Примерные формулировки | Оценка эффективности способа |
1 | Определение целей через изучаемое содержание. | «Изучить явление…», «Изучить теорему…» | Минус: не является инструментальным, не ясен результат. |
2 | Определение целей через деятельность преподавателя | «Ознакомить с …», «Объяснить …», «Рассказать о…» | Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат. |
3 | Постановка целей через деятельность учащихся | «Решение задачи…», «Выполнение упражнений…» | Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика. |
4 | Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающихся. | «Формировать умение…», «Развивать познавательную самостоятельность …», «Формировать отношение…» | Плюс: обучение на уровне обобщенных целей. Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов) |
5 | Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. | «Знает конкретные факты, правила, понятия…», «Понимает …и интерпретирует …», «Умеет выполнять …», «Применяет правило для…». | Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения. |