СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование «Знакомство с тремя склонениями и способом определения склонения »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

«Кропоткинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Урок-исследование «Знакомство с тремя склонениями

и способом определения склонения »

 

 

               Разработала: Федорова Эльвира Константиновна

учитель начальных классов

 

 

 

 

Кропоткин 2016 г.

 

 

 

 

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

-           формирование учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу;

-           осознание смысла учения и личной ответственности за  будущий результат;

-           готовность открыто выражать свою позицию на уроке;

-           самооценка.

Познавательные УУД

-           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-           поиск и выделение необходимой информации;

-           выбор наиболее эффективных способов решения задач;

-          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-           использование знаково-символические средства (моделирование);

Коммуникативные УУД

-           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          сотрудничество в поиске и сборе информации;

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-           формирование умения работать в  парах и в малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

-           целеполагание;

-           планирование;

-           прогнозирование;

-           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-           коррекция;

-           оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:   Урок-исследование «Знакомство с тремя склонениями и способом определения склонения».

Цели  урока:

Образовательные:  создать условия для формирования первоначальных  представлений о склонении имён существительных и способе определения склонения.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, системное и творческое мышление, умение анализировать и обобщать, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие:  воспитывать интерес к языку, слову; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи при  работе в парах и в течение всего урока.

Тип урока:  открытие нового знания.

Форма  урока: урок-исследование.

Методы  обучения:

•           Проблемный

•           Исследовательский

•           Информационно-коммуникативный

Формы обучения:  групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение:  Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование:

а) презентация по теме урока;

б) памятки с морфологическим разбором, рабочие листы, помощник – представления,  сигнальные карточки.

 

 

 

№ п\п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Психологическая установка. Актуализация знаний.

2 мин.

- Долгожданный дан звонок. Открываем тетради.

- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому возможно с вашей стороны волнения. Даем себе психологическую установку.

 - На партах у вас лежат листочки с предложением.

- Прочитайте его?

- Решите орфографические задачи.

- Дайте характеристику предложению.

- Какую работу  можно еще выполнить?

- Проверяем.

Дети прописывают слово, записывают число и классная работа.

Ученики зачитывают со слайда слова.

 

 

 

 

Ученики дают характеристику предложению, решают орфографические задачи, находят основу предложения.

 

Ученики по эталону проверяют

Слайд 1.

  

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

II.

Мотивация на урок.

5 мин

- Посмотрите на  предложение и скажите, что еще нужно выполнить?

- Пользуясь памяткой, выполните анализ слова как часть речи.

- Кто желает вслух разобрать слово?

- Ребята, что у вас вызвало затруднение.

- Почему?

- Ребята, как вы думаете, над чем будем работать, что будем исследовать на уроке?

- Как найти ответ на вопрос?

- А мы попробуем другим способом, будем исследовать слова.

- Скажите, слова какой части речи будет исследовать?

Ученик сообщают, что нужно проанализировать слово, разобрать как часть речи.

Выполняют морфологический разбор им. существительного.

Ученики сами проверяют свою работу.

Ученики отвечают, что не смогли определить склонение.

 

 

Как определить склонение.

Обратиться к словарю, к родителям.

 

 

Имена существительные

 

III.

 

Исследование в малых группах.

5-10 мин.

- Наше исследование будет проходить в группах. Вы работаете с  рабочим листам, а затем мы обменимся  результатами исследования.

Каждая группа работает со своим рабочим листом. (Приложение 1)

 

IV.

Обмен информацией

3 мин.

- Каждая группа должна представить результаты своего исследования. В помощь вам дан  помощник – представления.

Каждая группа представляет свою работу. (Приложение 2)

 

V.

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5-1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

Слайд 12.

 

 

 

См.Приложение 3.

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

 

 

 

Организация и связывание информации. Обобщение.

 

10 мин

 

 

 

- Ребята, что объединяет работу всех групп?

- Посмотрите, сколько фактов вы собрали о склонении. Теперь наведем порядок и  сформулируем обобщение.

- Давайте вернемся к нашему слову, которое мы анализировали. Попробуйте определить склонение.

- По какой форме узнают склонение у имён существительных?

- По каким признакам?

Исследовали слова, чтобы узнать три склонения.

Ученики обобщают свои знания и составляют таблицу.

 

 

Ученики выполняют задание по определению склонения.

 

По начальной форме

По роду и окончанию

 

 

Слайд 4.

VII.

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

Контроль знаний.

1 мин

 

 

5 мин

Возвращаемся к слову, дописываем склонение. Давайте все вместе составим памятку «Как узнать, к какому склонению относится имя существительное?»

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно – оценить свои знания и умения.

Выполняется коллективно.

Дети с помощью учителя составляют алгоритм «Как определить склонение»

 

Работа самостоятельно.

Пользуются сигнальными карточками.

 

Слайд 5.

 

 

Слайд 6-7

 

VIII.

Рефлексия.

0,5 мин.

 

0,5 мин

Продолжите фразы:

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Было сложно…

Я предлагаю вам поставить себе итоговую оценку за урок.

Домашнее задание.

Высказываются.

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

 

Слайд 9.

Приложение  1.

Рабочий лист 

1. Прочитайте слова, определите род, выделите окончание.

ОКНО     ЗДОРОВЬЕ     КОНЬ    КОЛОСОК      ПАПА    ДОСКА   ЗЕМЛЯ       ПЕЧЬ        ДЯДЯ    РОЖЬ

 

2. Попробуйте  разделить эти слова на три группы, учитывая род имён существительных и обращая внимание  на  окончание.

                     1 ГРУППА                                                  2 ГРУППА                               3 ГРУППА

 

 

 

 

 

 

3. Вывод:

1 склонение  это существительные  ____________ рода с окончанием   _________________________________

 

2 склонение  это существительные  ____________ рода с окончанием   _________________________________

 

3 склонение  это существительные  ____________ рода с окончанием   _____________________

 

Приложение 2.

ПОМОЩНИК – ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

1. Мы познакомились с тремя типами ______________________________________________________

2. Оказывается склонение  зависит  от _______________________

_______________________________________________________

3.

К   1 склонению мы относим ______________ род

с окончаниями _______________________________

Ко  2  склонению мы относим ______________ род

с окончаниями _______________________________

К   3  склонению мы относим ______________ род

с окончаниями _______________________________

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Знакомство с тремя склонениями и способом определения склонения »»

Урок  русского языка  4 класс 9 ноября 2016 г.

Урок русского языка 4 класс

9 ноября 2016 г.

Психологическая установка:  На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.  2.Дать самому себе установку: “Понять и быть тем первым, который увидит ход решения”

Психологическая установка:

  • На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

2.Дать самому себе установку: “Понять и быть тем первым, который увидит ход решения”

Самопроверка  Дружн о и вес е ло р а ботали р е бята на  школьном учас т ке. ч.р .

Самопроверка

Дружн о и вес е ло р а ботали р е бята на

школьном учас т ке.

ч.р .

Три склонения имён существительных 1 склонение 2  склонение 3 Ж. р.  склонение М. р. без окончания М. р.  С. р. с окончаниями Ж. р. с окончаниями -а -я -о -е (с мягким знаком на конце)

Три склонения имён существительных

1

склонение

2

склонение

3

Ж. р.

склонение

М. р. без окончания

М. р.

С. р.

с окончаниями

Ж. р.

с окончаниями

-а -я

-о -е

(с мягким знаком на конце)

Как определить склонение? Поставь имя существительное в н. ф. Определи род имени существительного Выдели окончание По роду и окончанию узнай склонение

Как определить склонение?

  • Поставь имя существительное в н. ф.
  • Определи род имени существительного
  • Выдели окончание
  • По роду и окончанию узнай склонение
Лисица 1 скл  2 скл Свиристель +  3 скл Колено + Косуля + + Портфель Морковь + Ель Морковка + + Дождь + Лошадь + + Повтори правило!

Лисица

1 скл

2 скл

Свиристель

+

3 скл

Колено

+

Косуля

+

+

Портфель

Морковь

+

Ель

Морковка

+

+

Дождь

+

Лошадь

+

+

Повтори правило!

Коломенская В.Г. 29.02.2012 1 скл В полицию +  2 скл С щавелем  3 скл У дяди + + За альбомом Из стекла + Перед конем + С лопатой + + За мышью О медведе Герой + + + Повтори правило!

Коломенская В.Г.

29.02.2012

1 скл

В полицию

+

2 скл

С щавелем

3 скл

У дяди

+

+

За альбомом

Из стекла

+

Перед конем

+

С лопатой

+

+

За мышью

О медведе

Герой

+

+

+

Повтори правило!

Подведение итогов  Я узнал … Было интересно … Особенно понравилось … Оказалось неожиданным … Было сложно …

Подведение итогов

  • Я узнал …
  • Было интересно …
  • Особенно понравилось …
  • Оказалось неожиданным …
  • Было сложно …
Домашнее задание   ТПО упр. 174, 183,184

Домашнее задание

  • ТПО упр. 174, 183,184
Используемые источники Фон http://i034.radikal.ru/0805/99/7c50855bcb59.jpg  Учительница http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/13/6371/hello_html_2479c174.png  Стопка книг http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/315/314707/314707_html_m79ce70c4.jpg

Используемые источники

Фон http://i034.radikal.ru/0805/99/7c50855bcb59.jpg

Учительница http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/13/6371/hello_html_2479c174.png

Стопка книг http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/315/314707/314707_html_m79ce70c4.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!