Под руководством д.п.н. профессора Л.Г. Петерсон
АБЛИЦА КЛЮЧЕЙ РОЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЯ ____________________________________________________________
Цель: познакомить с приемом применения метода перебора для нахождения всех решений и формировать представления о способах упрощения перебора вариантов (принцип «узких мест»)на примере буквенных математических ребусов
Задача. Сколько решений имеет ребус фа+фа+фа+фа+фа=уфа
Название роли | Ключи роли | Наводящие вопросы (внутренний диалог ученика) | Содержание ключей (ответы на вопросы) | Эталоны, правила |
ФОТОГРАФ | Картинка | Я-фотограф. Какую ситуацию я себе представил? | Я участвую в олимпиаде. Если найду все решения, то получу высокий балл. Буду стремиться к победе! | |
Условие, вопрос (требования) | -Какие элементарные условия можно выделить? Какие требования (вопросы) есть в задаче? | Условия: 1.Есть ребус : фа+фа+фа+фа+фа=уфа 2.Одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры. 3.Разные буквы обозначают разные цифры. Требования: найти решение ребуса | |
РАЗВЕДЧИК | Взаимосвязи | Я разведчик. Какие взаимосвязи я увидел между объектами? | Каждую букву надо заменить цифрой, значит вместо Ф и А можно поставить только натуральные числа от 0, 1… 9. Дан пример на сложение пяти двузначных чисел. Сумма трехзначное число, которое оканчивается на ту же цифру, что и слагаемые. Мы также знаем, что сумму одинаковых слагаемых можно представить в виде умножения: фаХ5=уфа | Эталон «Цифры» |
Идеи Предположения | Решал ли я подобные, похожие задачи? Какие идеи и предположения есть у меня по решению задачи? | Я уже разгадывал ребусы и знаю, что цифры нужно подбирать, т.е. решать задачу можно перебором. Буква А будет «узким местом», начать можно с нее. | «Узкое место»- буква с меньшим количеством варианта подбора цифр. |
ПЕРЕВОДЧИК | Модель (известная или своя) | Как будет выглядеть решение перебором? | Перебор вариантов можно записывать в форме: «если А=…, то Ф=…» | |
НАВИГАТОР | Правила, свойства, подход | Какие свойства суммы я знаю? Можно ли сумму заменить умножением? | Если представить ребус в виде умножения, то фаХ5=уфа. Если уфа:фа=5. Т.е. наши двузначные числа должны быть кратны 5 | |
План решения | Каков план решения задачи? | 1.Узнать с помощью метода перебора, какие цифры может обозначать буква А 2. С каждым значением буквы А узнать значение буквы Ф, учесть при этом Ф меньше 3, так как иначе 30+30+30+30+30=150. Но у нас должны совпадать две последние цифры. Значит А не может быть 0! А Ф не может быть равно и больше 3. | |
МАСТЕР | Решение Оформление | Как оформить решение задачи? | 1.Если фа+фа+фа+фа+фа=уфа, 2.уфа:5=фа, либо фаХ5=уфа Предположим, что ф=2, а а=0. Тогда 20Х5=100. Не подходит, так как в результате совпадают обе последние цифры, а по условию ф и а это разные цифры. А должно быть кратно 5. Предположим, что ф=2, а а=5. Тогда 25Х5=125 Требование выполнено. Две последние цифры совпадают. Число трехзначное. | |
ЭКСПЕРТ | Проверка решения | Как можно проверить правильность решения? | Можно рассуждать так: перепишем ребус с помощью умножения: ФАх5=УФА. Рассмотрим разряд единиц, в нем Ах5=А. По таблице умножения на 5 узнаем, какие цифры могут обозначать буква А: а=о или 5 | |
МАГИСТР | Ответ. Выводы по решению задачи | Какой ответ написать? Какие роли получат новые ключи? | Ответ: 25+25+25+25+25=125 Выводы: знания, полученные в ходе решения этой задачи вооружают роли мыслителя новыми ключами: 1.Разведчика- тип задачи «Буквенные ребусы» 2. Мастера-запись полного и сокращенного перебора | |
Обучающий марафон-практикум «Метод ролей: как сделать решение задачи понятным для ребенка» 3