Тема: Разработка урока математики по теме "Таблица Пифагора. Связь между компонентами умножения и деления". 3-й класс
овладеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления, отвечать на вопросы,
оценивать свои достижения на уроке, научатся слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником.
Этапы урока | Обучающие и развива ющие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятель ность учащихся | Формы организации работы | Формируемые умения (УУД) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Мы сегодня не одни, БРР Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Настроение у нас отличное, (ученики хором) А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. Послушайте притчу. Жил на свете великий мастер по стрельбе из лука, у него обучалось много учеников. На одном из уроков, повесив мишень на дерево, он спросил у учеников: – Что Вы видите? Притча о цели. Первым последовал ответ: – Я вижу дерево на котором висит мишень. Затем он услышал: – Красивый ствол дерева, поющие птицы, которые летают около дерева, зеленая листва….. Было много ответов, они походили один на другой. Притча о цели. И вот учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил: - А что видишь Ты? Притча о цели. - Я вижу только мишень, так как это - моя цель! – ответил он. Учитель медленно повернулся к остальным ученикам и сказал: - Только такой человек сможет попадать в цели. - Для чего я вам прочитала притчу? (Чтобы были внимательными, собранными и сосредоточенными на своей цели) Я желаю вам дружной и интересной работы. Подготовим тетрадь для работы. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ластика, линейки, пишущих принадлежностей) Записывают число: 18 октября. Классная работа. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | 1. Устный счёт, повторение теории. | - Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? – А сейчас, юные математики, вспомним теорию и проведём математическую разминку. В начале каждого урока вы читаете жужжащим чтением 3 миуты. Посчитаем, сколько минут мы уделяем чтению художественной книги за 1 учебный день, если будем читать на 3 уроках? (9 мин в день) А за 5 дней? 9 * 5=9+9+9+9+9=45мин (работают на пластиковых папках маркером на водной основе) Продолжите высказывание: - Умножение это … (сумма одинаковых слагаемых) Назовите верные равенства: 8+8+8=8∙2 3+3+3+3=3∙4 6+6+7=6 * 3 - Докажите. - Как называются числа при умножении? - Как найти неизвестный множитель? (нужно произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой) - Действие, взаимообратное умножению…(деление) Какой период осени идёт? (Второй период, середина осени – это золотая осень) Чем прекрасна данная пора? (Произносим строки стихотворения вместе) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят…(А. К. Толстой) - И у нас в классе листопад! Поиграем в игру «Лови ошибку» (приём развития критического мышления) (выражения написаны на листьях) Дети выходят к доске и убирают выражения с ошибками. 4∙5=20 16:2= 8 72:8=9 9:3=2 4∙7=27 20:4=5 36:4=9 27:3=6 16:4=5 20:5=4 3∙8=24 3∙6=17 5∙4=20 28:4=7 - Верное ли выражение 72:8=9? (проблема) - Сможем мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? Каких нам знаний не хватает? - На этот вопрос в течение урока найдем ответ. - Найдите выражения, которые показывают взаимосвязь умножения и деления. - Как нашли первое частное? Второе? | Внимательно слушают. Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения; используют матема тические термины, символы и знаки. Р – самостоятельно делают несложные выводы о математических объектах и их свойствах; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
| 2. Проверка домашнего задания. | - Какое было домашнее задание? (Запомнить таблицу умножения и деления с числом 4, и повторить с числом 2 и 3) Повторим и проверим таблицу умножения необычным способом: - Перед вами таблица с пустыми ячейками. На первой строке напишите числа от 1 до 9. - Умножьте каждое из этих чисел на 2 и произведение / результат умножения запишите во второй строке. - В третьей строке запишите произведение чисел первого ряда на 3. - В четвертой строке – на 4. - С какой целью мы выполняли это задание? Проверяем по учебнику с. 35. №1 - Взаимопроверка Кто доволен своим результатом? Поднимите руки. Оцените работу. | Заполнение таблицы | |
III. Самоопределение к деятельности | Целеполагание. | - У нас получилась таблица умножения. (подобную таблицу вывешиваю на доску) Наверное, у этой таблицы должно быть название? Какие будут предположения? Проверим ваши предположения. Расположите листочки по возрастанию результатов выражений. На обратной стороне буквы П И Ф А Г О Р - Как называется таблица? Чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте тему урока. Таблица Пифагора (открывается название темы на доске) Какая цель урока? | Ученики берут листочки и встают по заданию. Познакомиться с таблицей Пифагора и научиться ею пользоваться. | |
IV. Изучение нового материала | 1. Рассказ о Пифагоре (слайд) | Таблицу составил великий учёный Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился Пифагор на острове Самос, расположенном в Эгейском море. Числам придавал очень большое значение. Числа казались ему чем-то таинственным. Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные. | По заданию записывают таблицу в тетрадь. | |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки. «Чётные, нечётные числа» | Выполняют движения | |
2. Работа по таблице (лист проверки д/з) | Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на 2 ед., 3 ед., 4 ед.) Где в таблице спрятались множители? (в первом столбце и в первой строке) Выделите множители цветом. Как найти произведение 3 и 7? Выполните обратную операцию. (21:3, 21:7) | | |
3. Первичное закрепление. | Работа по учебнику. С.35, №2. - работа в парах | | |
| 4. Работа по таблице (лист проверки д/з) | - Сможем мы продолжить таблицу на 5 строку? Как? Эту таблицу мы будем заполнять по мере изучения таблицы умножения. | Заполнение строки, соблюдая логическое построение таблицы. | |
5. Таблица Пифагора (сканир. с форзаца учебника) | - Эта таблица есть на форзаце нашего учебника. Найдите и рассмотрите. - Назовите число самого большого 1(2) множителя. - Найдите, чему равно произведение чисел 5 и 6, 8 и 3. Частное чисел 24 и 6, 49 и 7? Что теперь вы скажите о выражении 72:8=9? | | |
Игра «Попади в цель» | Вспоминаем притчу. Что ученик видел перед собой? (только цель) Найдите значения выражений: 6∙6, 2∙2, 3∙2, 4∙4, 5∙5, 2∙3, 7∙7, 7∙5, 3∙3 Работа в малых группах по 3-4 чел. (По диагонали таблицы появляется рисунок ключика.) А какое произведение вы знаете, где большую роль в жизни героя сыграл КЛЮЧИК? «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого. (Буратино) - Для чего нужен был ключ Буратино? (открыть дверь в волшебную страну) И мы на минутку перенесёмся в сказку! | На карточке с таблицей Пифагора закрашивают клеточку с числом-ответом. | |
Физкульт минутка | Под песню «Буратино» дети выполняют танцевальные движения. (1 куплет) | | |
| А нам этот ключик поможет открыть секрет таблицы Пифагора. - Как вы думаете, что ключик сделал с квадратом. (поделил на равные части) А нам он поможет увидеть симметрично расположенные числа. Задание по таблице Пифагора: - Наша цель при выполнении этого задания: научиться ориентироваться в таблице «Пифагора». Найти и заштриховать клетки с повторяющимися числами. Помните про перестановку множителей! В работе использовать цветные карандаши. Вывод: Таблица Пифагора симметрична. Поэтому числа встречаются по 2, 3 и 4 раза. Для запоминания таблицы умножения удобна. Дополнительно: Возможно ли продолжение таблицы вправо и вниз? | | |
V. Продолжение работы по теме урока. | 1. Решение задачи | №3, с. 35. Учитель вместе с детьми записывает условие задачи в таблицу: На 1 клетку | Кол-во клеток | Всего м | Одинаковое | 2 к. | 20 м | 5 к. | ? | | Решают задачу самостоятельно. | |
2.Самостоятельная работа. | Решение примеров № 5, с. 35 | | | |
3. Разноуровневая самостоятельная работа. | (задания по уровням на листах, с. 35, № 6) – Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат. – Как же мы найдем периметр квадрата? 1 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 5 см. 2 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 6 дм. 3 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 7 мм. | Вспоминают, как найти периметр квадрата. Решение, проверка. | |
4. Упражнение «Оратор» | Толковый словарь Ожегова. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. - Для чего служит таблица умножения в таком виде? За минуту вы должны убедить всех нас в ее необходимости. (удобна для понимания и заучивания, быстро и легко можно найти значение) | | |
| 5. Это интересно! | В Российских школах значения таблицы Пифагора обычно доходят до 10×10, в других странах таблица может принимать значения до 12×12, н-р Великобритании, Индии. | | |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Вернемся к притче. К кому напоследок обратился великий мастер по стрельбе из лука? Почему он был лучшим учеником? - Ответим на контрольные вопросы. Запишите только ответы. Оценивание. - Какова была учебная задача урока? - На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли? - Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно? - Что нового вы узнали на уроке? - Оцените свою работу, используя фразеологизмы. Засучив рукава – стараться изо всех сил. Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным. Палец о палец не ударил – ничего не сделал. Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно. Работать не покладая рук – стараться. - Эти фразеологизмы вы можете найти в словаре фразеологизмов. Оцените свою работу на уроке. Дополнительную интересующую вас информацию о Пифагоре и тайнах таблицы вы можете найти на сайте «Почемучка» (сайт для детей и их родителей) pochemu4ka.ru и на сайте frazbook.ru - словарь фразеологизмов | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | 1) Раскрасить картинку с опорой на таблицу Пифагора. 2) Придумать симметричный рисунок по таблице Пифагора. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |