Вступление Виды вступления: А) вопросно-ответное единство Б) цепочка вопросительных предложений. В) назывное предложение Г) риторический вопрос Д) цитата Е) парадоксальное высказывание Общие сведения о проблеме. Формулировка проблемы. Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. | (ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ 1-2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ) - Данный текст, написанный (кем?), … - Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). - В центре внимания автора (находятся)... - Главные усилия автора направлены... - Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему - Автор уделяет большое внимание ... проблеме. - Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания - Автор затрагивает проблему... |
2. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста. (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, психологическая, философская, национальная, политическая, идеологическая) Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? | - Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… - Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... - Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… - Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. (ИЗ ТЕКСТА 2 ПРИМЕРА-ИЛЛЮСТРАЦИИ УКАЗАННОЙ ПРОБЛЕМЫ) |
3. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Средства выражения авторской позиции Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому. | Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему ...; Изучая проблему, автор приходит к выводу о том, что… Авторская позиция ясна: … Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни |
4. Моя позиция Позиция согласия/несогласия. За. Против | Мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; Нельзя не согласиться с автором в том, что… ; Действительно, Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... |
5. Аргумент №1 (из художественной, публицистической литературы – 2 балла) + пословицы, поговорки, афоризмы с пояснениями | Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Вспомним… Это подтверждается … Примером, подтверждающим мою позицию, может послужить… В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… |
6. Аргумент №2 (знания и жизненные наблюдения – 1 балл) + примеры из жизни, свои наблюдения, пословицы и поговорки без объяснения, примеры из кинофильмов. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. |
7. Заключение - обобщение основных мыслей автора текста; - призыв к читателю; - использование цитат - риторический вопрос | В заключение хотелось бы отметить... Обобщая сказанное, можно сделать вывод:… Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться с … Вспомните:… Подумайте:… Как здесь не вспомнить слова … |