КОНСПЕКТ УРОКА
по математике
«Таблица умножения и деления с числом 9»
(3 класс II четверть)
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над ее запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Тип урок: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
1. Предметные: (объём усвоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в контексте задачи, переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр квадрата.
2. Метапредметные: (компоненты культурно - компетентностного опыта приобретённая компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
3. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета.
Методы и формы обучения:
Методы: Словесный. Наглядный, практический.
Формы: Фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Ход урока
I Организационный этап Прозвенел звонок, Начинается урок. Ноги прямо я поставлю, Локоточки разведу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. II Устный счет. Итак, ребята, прежде чем перейдем к изучению материала, мы проведем с вами устный счет. Наш устный счет будет необычным, в виде игры. А игра наша называется «Молчанка». Это значит, что я молча показываю пример, и указываю на человека который пойдет к доске,а вы выходите и записываете ответ у доски. 24 32 6 5 : 8 40 7 8 72 56 2 9 64 4 (Устно) На стр. 65, в самом внизу, есть табличка. - Внимательно посмотрите, на нее. Что она напоминает? (таблицу умножения на 9) в | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | в*9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | ? | - Ребята, а какой пример будет следующим? (9*9) - Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления? (таблицу умножения с числом 9) - Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем составлять таблицу умножения числа 9 и рассмотрим соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения на 9. 9*9=81 81:9=9 множит. множит. произвед. Аналогично - Как же нам найти значение произведения 9*9? При умножении второе число показывает сколько нужно раз сложить первое число с самим собой. Для того чтобы нам вычислить значение произведения, нужно число 9 сложить само с собой девять раз. Это можно записать вот таким образом (9+9+9+9+9+9+9+9+9=81), либо записать это в виде умножения 9*8+9=81. Так как мы знаем с вами значение произведения 9*8 из таблицы умножения 8*9, если мы прибавим еще одну девятку, то у нас и получится ответ 81. Посмотрите в учебнике на стр. 65, вверху дан рисунок. Автор учебника предлагает нам рассмотреть 9 кубиков, в которых расположены по 9 маленьких кружочков. Отсюда следует, что мы должны умножить количество кружочков на количество кубиков. - Ребята, посмотрите, нам дана табличка, выделенная красным. Ее мы должны запомнить для дальнейшего использования. III Работа по учебнику. - Ребята, на стр. 65 посмотрите № 1. По цепочке, начиная с первого ряда называем пример и ответ. - Двое учащихся выходят к доске и самостоятельно решают примеры из 4 столбца на оценку. |
Устная работа по №4, стр. 65
3 м 9 дм = … дм 56 см = … дм … см
4 см 8 мм = … мм 25 мм = … см … мм
V Физкультминутка
Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь.
(потягиваемся – руки вверх)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклонны будем делать.
(наклонны вперед и назад)
VI Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Устно:
- Ребята, на стр. 65 прочитайте задачу под номером 2.
- Что такое 27? (количество морковок у девочки)
- Что показывает число 9? (сколько морковок дали каждому кролику)
- Что мы узнаем выражением 27:9? (Количество клеток, в которые положила морковки девочка)
(аналогично разбираются остальные выражения: 18 : 9 – количество клеток, в которые положил морковки мальчик, 27+18 – Сколько всего морковок у мальчика и у девочки, (27+18) : 9 количество клеток, в которые положили морковки девочка и мальчик)
№ 3 стр.65.
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? (о проводе длинной 50м)
- Какие действия с ними выполняли (отрезали 8м, а потом 7м)
- Что нужно узнать в задаче? (сколько метров провода осталось)
- Составим краткую запись задачи:
Было - 50 м
Отрезали – 8 м и 7 м
Осталось - ?
Давайте мы с вами составим схематический чертеж к задаче. (1 способ)
7 м 8 м ?
?
50 м
7 м 8 м ?
?
50 м
- Что мы делали в первом случае? (отрезали по очереди 8 м, затем 7 м)
- Что делали во втором случае (отрезали вместе 8 м и 7 м)
Решение
Первый способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)
Второй способ: 50 – (8+7) = 35 (м)
Ответ: осталось 35 м провода.
Самостоятельное выполнение уравнений на стр.63 № 6
I вариант - верхнюю строчку
II вариант – нижнюю строчку
№ 4(1) стр. 62
- Прочитайте задачу.
- Сколько собрали лука? (24)
Краткая запись задачи:
Лук – 24 кг
Чеснок - ? в 4 раза М
?
Морковь - в 5 раз Б
- Во-первых, нам нужно узнать, сколько собрали килограмм чеснока? Что нужно для этого сделать? (24:4).
- Зная, сколько кг собрали чеснока, можно найти сколько собрали моркови.(5*6)
Запишем решение:
1) 24:4 = 6 (кг) – собрали чеснока
2) 6*5 = 30 (кг) – моркови
Запишем выражение: (24:4)*5=30 кг
Записываем ответ: 30 кг моркови собрали.
V Домашнее задание. До решать уравнения, недоделанные в классе.
VI Итоги урока.
- Что нового мы сегодня узнали?
-С чем на уроке мы сегодня познакомились
- Зачем нам нужна таблица умножения? Где мы ее используем?