СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблицы. Математика 1,2 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие можно использовать при изучении и закреплении нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Таблицы. Математика 1,2 класс»

Состав чисел в пределах 20




11

12


9

2

8

3

7

4

6

5

9

3

8

4

7

5

6

6






14

13

15


9

4

8

5

7

6

9

5

8

6

7

7

9

6

8

7

16


9

7

8

8

9

8

9

9

17

18

Сравнение чисел

Чтобы сравнить два числа, надо из большего вычесть меньшее.


4 – 3 = 1










Что значит на 2 меньше?

Это столько же, но без 2.


Что значит на 2 больше?

Это столько же и еще 2.



Числа от 20 до 100


1 десяток

=

10 единиц

2 десятка

=

20 единиц

3 десятка

=

30 единиц

4 десятка

=

40 единиц

5 десятков

=

50 единиц

6 десятков

=

60 единиц

7 десятков

=

70 единиц

8 десятков

=

80 единиц

9 десятков

=

90 единиц

10 десятков

=

100 единиц



1 сотня = 10десятков = 100 единиц



С У М М А


1 слагаемое

2 слагаемое

сумма

4

Сумма

+

2

=

6



Читают это так:


  1. К четырем прибавить два получится 6.

  2. Четыре плюс два равно шесть.

  3. Четыре и два будет шесть.

  4. Четыре да два будет шесть.

  5. Четыре увеличить на два получится шесть.

  6. Сумма чисел четыре и два равна шести.

  7. Первое слагаемое четыре, второе слагаемое два, сумма шесть.


Р А З Н О С Т Ь


ЦЕЛОЕ









ЧАСТЬ

ЧАСТЬ



Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого числа вычесть известную часть.


Действие вычитания обозначается знаком МИНУС -





Записывается это так:


разность

вычитаемое

уменьшаемое



4

-

1

=

3

разность


Читают это так:

1. Из четырёх вычесть один получится три.

2. От четырёх отнять один, получится три.

3. Четыре без одного будет три.

4. Четыре минус один равно три.

5. Четыре уменьшить на один получится три.

6. Разность чисел четыре и один равна трём.

7. Уменьшаемое 4, вычитаемое 1, разность 3.




У М Н О Ж Е Н И Е

2+2+2+2+2=10

То же самое можно записать так:

2 5 = 10

Сложение одинаковых слагаемых называется умножением.


2 показывает, какое число берём слагаемым.


5 сколько раз число 2 берём слагаемым.


П Р О И З В Е Д Е Н И Е


5

4

3

2

1

Действие умножения обозначают знаком

УМНОЖИТЬ или ×

Записывается это так:

произведение

2 множитель

1 множитель


2 5 = 10

Читают это так:

1. Два умножить на пять равно десять.

2. Два взять пять раз получится десять.

3. Два увеличить в пять раз, получится десять.

4. По два взять пять раз будет десять.

5. Дважды пять будет десять.

6. Произведение чисел два и пять равно десяти.

7. Первый множитель два, второй множитель пять, произведение десять.

Ч А С Т Н О Е


Действие деление обозначают знаком

РАЗДЕЛИТЬ:


Записывается это так:


частное

частное

делитель

делимое


9 ׃ 3 = 3



Читают это так:


1. Девять разделить на три равно трём.

2. Девять уменьшить в три раза, получится три.

3. Частное чисел девять и три равно трём.

4. Делимое девять, делитель три, частное три.




Во сколько раз больше?

Во сколько раз меньше?


6 ׃ 2 = 3

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.


















РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

слагаемое

слагаемое

сумма

слагаемое

слагаемое

сумма



7 + 2 = 9


9 - 7 = 2


7 + X = 9

X = 9 - 7

Х = 2

7 + 2 = 9

9 = 9

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.







уменьшаемое

вычитаемое

разность

вычитаемое

уменьшаемое



7 - 2 = 5

разность


5 + 2 = 7


Х – 2 = 5

Х = 5 + 2

Х = 7

7 – 2 = 5

5 = 5

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.









вычитаемое

разность

уменьшаемое

вычитаемое

разность

уменьшаемое


7 - 2 = 5


7 - 5 = 2

7 – х = 5

Х = 7 – 5

Х = 2

7 – 2 = 5

5 = 5

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.






























произведение

множитель

множитель


7 2 = 14

Х 2 = 14


Х ∙ 2 = 14

Х = 14 ׃ 2

Х = 7

7 ∙ 2 = 14

14 = 14


Чтобы найти неизвестный множитель,

надо произведение разделить

на известный множитель.



































частное

делитель

делимое


8 ׃ 2 = 4

Х ׃ 2 = 4


Х ׃ 2 = 4

Х = 4 ∙× 2

Х = 8

8 ׃ 2 = 4

4 = 4

Чтобы найти неизвестное делимое,

надо частное умножить на делитель.






























частное

делитель

делимое


8 ׃ 2 = 4

8 ׃ Х = 4


8 ׃ Х = 4

Х = 8 ׃ 4

Х = 2

8 ׃ 2 = 4

4 = 4

Чтобы найти неизвестный делитель,

надо делимое разделить на частное.































ЧИСЛО 0 (НУЛЬ)


3 – 3 = 0

а – а = 0

Если от числа отнять это же число, то получится нуль.



3 + 0 = 3

а + 0 = а

Если к числу прибавить нуль, то число не изменится.



0 + 3 = 3

а + 0 = а

Если к нулю прибавить число, то получится это же число.



3 – 0 = 3

а – 0 = а

Если от числа отнять нуль, то число не изменится.





3 ∙ 0 = 0

а ∙ 0 = 0

При умножении числа на 0, произведение равно нулю.



0 ∙ 3 = 0

0 ∙ а = а

При умножении 0 на число произведение равно нулю.


0 ׃ 3 = 0

0 ׃ а = 0

При делении нуля на число частное равно нулю.



3 ׃ 0 ≠

Делить на нуль нельзя.










ЧИСЛО 1 (один)


3 ∙ 1 = 3

а ∙ 1 = а

При умножении числа на 1 произведение равно самому числу.


1 ∙ 3 = 3

а ∙ 1 = а

При умножении единицы на число произведение равно самому числу.


3 ׃ 3 = 1

а ׃ а = 1

При делении любого числа на такое же число частное равно единице.


3 ׃ 1 = 3

а ׃ 1 = а

При делении числа на один частное равно самому числу.






Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток до 20




9 + 8 +





9 + 2

=

11

9 + 3

=

12

9 + 4

=

13

9 + 5

=

14

9 + 6

=

15

9 + 7

=

16

9 + 8

=

17

9 + 9

=

18


8 + 3

=

11

8+ 4

=

12

8 + 5

=

13

8+ 6

=

14

8 + 7

=

15

8 + 8

=

16

8 + 9

=

17





7 + 6 +

7 + 4

=

11

7 + 5

=

12

7 + 6

=

13

7 + 7

=

14

7 + 8

=

15

7 + 9

=

16

6 + 5

=

11

6 + 6

=

12

6 + 7

=

13

6 + 8

=

14

6 + 9

=

15











Приёмы устных вычислений


6 + 5

Удобнее прибавлять к круглому числу. Число пять раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 6 дополнить до 10. Потом прибавляю остальное.


6 + 5 = 6 + (4 +1) = (6 + 4) + 1 = 10 +1 = 11




12 – 5

Удобнее вычитать из круглого числа. Число 5 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 12 уменьшить до 10. Потом вычитаю остальное.


12 – 5 = 12 – (2 + 3) = (12 – 2) – 3 = 10 – 3 = 7




45 - 5 = 40

5

40


Число 45 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 40 и 5. Единицы вычитаю из единиц, десятки из десятков. Если вычесть 5, то останется 40.

40 + 20 = 60


40 – это 4 десятка, 20 – это 2 десятка.

4 десятка плюс 2 десятка это 6 десятков или число 60.

Значит, 40 + 20 = 60.



50 – 20 = 30


50 – это 5 десятков, 20 – это 2 десятка.

5 десятков минус 2 десятка это 3 десятка или число 30.

Значит, 50 – 20 = 30

34 + 20 = 54

Число 34 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 30 и 4. Десятки складываю с десятками:

30 + 20 = 50, а 50 + 4 = 54.

Значит, 34 + 20 = 54


34 + 2 = 36

Число 34 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 30 и 4. Единицы складываю с единицами:

4 + 2 = 6, а 30 + 6 = 36.

Значит, 34 + 2 = 36.


56 + 4 = 60

Число 56 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 50 и 6. Единицы складываю с единицами:

6 + 4 = 10, а 50 + 10 = 60.

Значит, 56 + 4 = 60.


34 – 20 = 14

Число 34 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 30 и 4. Десятки вычитаю из десятков:

30 – 20 = 10, а 10 + 4 = 14.

Значит, 34 – 20 = 14.




34 – 2 = 32

Число 34 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 30 и 4. Единицы вычитаю из единиц: 4 – 2 = 2, а 30 + 2 = 32.

Значит, 34 – 2 = 32.




50 – 4 = 46

Число 50 раскладываю на сумму удобных слагаемых 40 и 10. Удобнее 4 вычесть из 10, а полученный результат 6 прибавить к 40.

10 – 4 = 6

6 + 40 = 46







34 – 5 = 29

Удобнее вычитать из круглого числа 30. Число 5 раскладываю на сумму удобных слагаемых 4 и 1. Удобнее 34 уменьшить до 30, а потом вычесть остальное:


34 – 5 = 34 – (4 + 1) = (34 – 4) – 1= 30 – 1 = 29.







67 + 5 = 72

Удобнее прибавлять к круглому числу 70. Число 5 раскладываю на сумму удобных слагаемых 3 и 2 так, чтобы 67 дополнить до 70. Потом прибавлю всё остальное:


67 + 5 = 67 + (3 + 2) = (67 + 3) + 2 = 70 + 2 = 72




60 - 15 = 45

Число 15 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 10 и 5. Десятки вычитаю из десятков и из полученного результата вычитаю 5:


60 – 15 = 60 – (10 + 5)= (60 – 10) – 5 = 50 – 5 = 45






60 + 15 = 75

Число 15 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 10 и 5. Десятки вычитаю из десятков и из полученного результата вычитаю 5:


60 + 15 = 60 + (10 + 5) = (60 + 10) + 5 = 70 + 5 = 75











48 – 15 = 33


Число 15 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 10 и 5. Удобнее из 48 сначала вычесть 10 и из полученного результата вычесть 5.


48 – 15 = 48 – (10 + 5) = (48 – 10) – 5 = 38 – 5 = 33








42 + 15 = 57

Число 15 раскладываю на сумму разрядных слагаемых 10 и 5. Удобнее к 42 сначала прибавить 10, а потом ещё 5.


42 + 15 = 42 + (10 + 5) = (42 + 10) + 5 = 52 + 5 = 57







Геометрические фигуры





Круг

Овал








Треугольник - геометрическая фигура, у которой три стороны и три угла.


Четырехугольники – это геометрические фигуры,

у которых четыре угла и четыре стороны.


Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны.


Многоугольники













Квадрат – это четырёхугольник,

у которого все стороны равны.












Периметры фигур

Периметр – это сумма длин сторон

геометрической фигуры.




a

a

a

a

a


Прямоугольник

a

b

b

P = a +a + b + b

P = (a + b) ∙ 2


Периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его сторон




Квадрат


P = a + a + a + a

P = a ∙ 4



Треугольник


P = a + b + c

c

a

b




Типы простых задач

























Задачи на нахождение суммы


1. В вазе 3 белые и 2 розовые гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?


Б. – 3 г.

? г.

Р. – 2 г.


3 + 2 = 5 (г.)


Ответ: 5 гвоздик в вазе.




2. Во дворе было 3 мальчика. К ним пришли ещё 2 мальчика. Сколько мальчиков стало во дворе?


Было – 3 м.

Пришли – 2 м.

Стало - ? м.


3 + 2 = 5 (м.)


Ответ: 5 мальчиков стало во дворе.





3. В пакете лежали 3 зелёных, 2 жёлтых яблока, а красных яблок столько, сколько зеленых и жёлтых яблок вместе. Сколько красных яблок лежало в пакете?


З. – 3 яб.

Ж. – 2 яб.

К. - ? (яб.)


3 + 2 = 5 (яб.)


Ответ: 5 красных яблок в пакете.








Задачи на нахождение остатка


На тарелке было 5 персиков. 3 персика съели. Сколько персиков осталось на тарелке?


Было – 5 п.

Съели – 3 п.

Осталось - ? п.


5 – 3 = 2 (п.)


Ответ: 2 персика осталось на тарелке.









Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц


1. Антон нашёл 5 больших грибов, а маленьких на 2 больше. Сколько маленьких грибов нашёл Антон?


Б. – 5 г.

М. - ? г., на 2 г. больше


Рассуждай так: на 2 больше – это значит столько же, сколько и больших грибов и ещё 2. Значит надо к 5 прибавить ещё 2.


5 + 2 = 7 (г.)


Ответ: 7 маленьких грибов нашёл Антон.






2. У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше. Сколько кукол у Ани?



Ир. – 5 к.

Ан. - ? к., на 2 к. меньше


Рассуждай так: На 2 меньше – это значит столько же кукол, сколько у Иры, но без 2. Значит, от 5 отнять 2.


5 – 2 = 3 (к.)


Ответ: у Ани 3 куклы.











Задачи на разностное сравнение



У Вики 5 тетрадей, а у Марины 2 тетради. На сколько больше тетрадей у Вики, чем у Марины?



В. – 5 т.

М. – 2 т. на ? т.




Рассуждай так: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.


5 – 2 = 3 (т.)


Ответ: у Вики на 3 тетради больше, чем у Марины.








Задачи на нахождение

неизвестного слагаемого



1) В саду было 6 роз. Из них 4 красные, а остальные розовые. Сколько розовых роз было в саду?



К. – 4 р.

6 р.

Р. - ? р.




Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.


6 – 4 = 2 (р.)


Ответ: 2 розовые розы цвели в саду.









2) У Саши 6 самолётиков. Когда мама купила ему ещё несколько самолётиков, у него их стало 10. Сколько самолётиков купили Саше?




Было – 6 с.

Купили - ? с.

Стало – 10 с.




Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.



10 – 6 = 4 (с.)



Ответ: 4 самолётика купили Саше.








Задачи на нахождение

неизвестного уменьшаемого



В саду цвели розы. 4 розы срезали, и осталось ещё 3 розы. Сколько роз цвело в саду?



Было - ?

Срезали – 4 р.

Осталось – 3 р.



Рассуждай так: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.


3 + 4 = 7 (р.)


Ответ: 7 роз цвело в саду.



Задачи на нахождение

неизвестного вычитаемого


В саду цвело 7 роз. Несколько роз срезали, и осталось 3 розы. Сколько роз срезали в саду?



Цвело – 7 р.

Срезали – ? р.

Осталось – 3 р.



Рассуждай так: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.


7 – 3 = 4 (р.)


Ответ: 4 розы срезали в саду.




Задачи на умножение


В одном наборе 3 ручки. Сколько ручек в 7 наборах?


1 н. – 3 р.

7 н. - ? р.



Рассуждай так: 3 ручки повторяются 7 раз, значит,


3 ∙ 7 = 21 (р.)


Ответ: 21 ручка в 7 наборах.





Задачи на увеличение числа

в несколько раз



Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?


Б. – 6 п.

М. - ? п., в 2 раза больше


Рассуждай так: больше в 2 раза это значит умножить на 2.


6 ∙ 2 = 12 (п.)



Ответ: 12 маленьких подосиновиков нашёл Антон.



Задачи на уменьшение числа

в несколько раз



У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Ани?


Ира – 6 к.

Аня - ? к. в 2 раза меньше



Рассуждай так: меньше в 2 раза это значит разделить на 2.


6 ׃ 2 = 3 (к.)

Ответ: 3 куклы у Ани.




Задачи на деление по содержанию и на равные части


1) 18 апельсинов раздали детям по 3 штуки каждому. Сколько детей получили апельсины?


1 р. – 3 а.

? д. - 18 а.


18 ׃ 3 = 6 д.


Ответ: 6 детей получили апельсины.



2) 18 апельсинов раздали 6 детям поровну. Сколько апельсинов получил каждый ребёнок?


6д. – 18 а.

1р. - ? а.


18 ׃ 6 = 3 а.


Ответ: 3 апельсина получил каждый ребёнок.




Задачи на кратное сравнение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!