СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табуированная лексика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема табуированной речи в среде детей и подростков приобрела глобальные размеры. Многие представители молодого поколения не представляют общения без употребления нецензурной брани. Задача учителя - разъяснить, что подобная лексика недопустима. 

Просмотр содержимого документа
«Табуированная лексика»

  МБОУ «Школа №71»   Исследовательская работа  «Личность и язык в эпоху кризисов»   Выполнила  ученица 11 «А» класса  Карасикова Екатерина  Руководитель:  Шатланова Т.В.

МБОУ «Школа №71» Исследовательская работа «Личность и язык в эпоху кризисов»

Выполнила ученица 11 «А» класса Карасикова Екатерина Руководитель: Шатланова Т.В.

Введение     Язык- это система знаков, звучащих или написанных, способная выразить всю совокупность мыслей и состояний человека и предназначенная в первую очередь для общения.  Под понятием

Введение

Язык- это система знаков, звучащих или написанных, способная выразить всю совокупность мыслей и состояний человека и предназначенная в первую очередь для общения.

Под понятием "кризис" русского языка мы понимаем расширение нецензурной брани, сленга, заимствование англицизмов, появление множества новых слов, правописание которых ещё не утвердилось, что вносит хаос не только в лингвистику, но и в психологию человека и нации.

Цель:  .   Показать и проанализировать средства психологического воздействия посредством организованных речевых структур; ознакомить аудиторию с этими средствами и приемами

Цель: .

Показать и проанализировать средства психологического воздействия посредством организованных речевых структур; ознакомить аудиторию с этими средствами и приемами

Задачи:     1.Изучить прямое влияние русского языка на жизнь граждан нашей страны и стран, в которых наш язык имеет большое значение; 2.Изучить такие изменения в русском языке, как усиление диалектной и просторечной лексики, широкое применение иностранных слов, табуированной лексики.

Задачи:

1.Изучить прямое влияние русского языка на жизнь граждан нашей страны и стран, в которых наш язык имеет большое значение;

2.Изучить такие изменения в русском языке, как усиление диалектной и просторечной лексики, широкое применение иностранных слов, табуированной лексики.

Гипотеза: Не только человек способен изменять свою речь и язык, но и сам язык имеет свойство влиять на своего носителя.

Гипотеза:

Не только человек способен изменять свою речь и язык, но и сам язык имеет свойство влиять на своего носителя.

Ситуация с русским языком внутри нашей страны   На международной арене русский зык был и остается одним из шести официальных языков ООН, что свидетельствует о его высоком авторитете и международном признании.

Ситуация с русским языком внутри нашей страны

На международной арене русский зык был и остается одним из шести официальных языков ООН, что свидетельствует о его высоком авторитете и международном признании.

Факторы, угрожающие существованию русского языка 1)процесс глобализации 2)влияние просторечных, жаргонных и иных ненормативных факторов 3)нарушена культурно-историческая преемственность поколений 4)не установлен единый орфографический облик заимствованных слов.

Факторы, угрожающие существованию русского языка

1)процесс глобализации

2)влияние просторечных, жаргонных и иных ненормативных факторов

3)нарушена культурно-историческая преемственность поколений

4)не установлен единый орфографический облик заимствованных слов.

Положительные факты изменения русского языка     1)с каждым годом все менее заметна социальная база диалектной и просторечной лексики и грамматики.  2)идет активное освоение иностранных языков.

Положительные факты изменения русского языка

1)с каждым годом все менее заметна социальная база диалектной и просторечной лексики и грамматики.

2)идет активное освоение иностранных языков.

Человек, как речевая личность, обладает следующими качествами:    1)способность влиять на ситуацию общения, достигать запланированного результата путем эффективного диалога;  2)умение исключать конфликт;  3)принятие и понимание собеседника;  4)непременный учет ситуации;  5)умение мотивировать;  6)умение сказать то, что соответствуют моменту и психологии собеседников .

Человек, как речевая личность, обладает следующими качествами:

1)способность влиять на ситуацию общения, достигать запланированного результата путем эффективного диалога; 2)умение исключать конфликт; 3)принятие и понимание собеседника; 4)непременный учет ситуации; 5)умение мотивировать; 6)умение сказать то, что соответствуют моменту и психологии собеседников .

Сленг и табуированная лексика- важная проблема в русском языке.    Сленг    — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.)       Табуированная лексика - сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные,непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Сленг и табуированная лексика- важная проблема в русском языке.

Сленг    — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.)

Табуированная лексика - сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные,непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.

Происхождение Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни.

Происхождение

Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни.

Табуированная лексика- оскорбление памяти предков.

Табуированная лексика- оскорбление памяти предков.

Русский мат Одной из разновидностей табуированной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствуют также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными».

Русский мат

Одной из разновидностей табуированной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствуют также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными».

По статистике, 17% россиян борются при помощи мата со стрессом и выплёскивают эмоции, 5% используют мат для нахождения взаимопонимания и яркости своей речи. И, наконец, 1% россиян считают, что материться можно «повседневно», «в любых жизненных ситуациях».

По статистике, 17% россиян борются при помощи мата со стрессом и выплёскивают эмоции, 5% используют мат для нахождения взаимопонимания и яркости своей речи. И, наконец, 1% россиян считают, что материться можно «повседневно», «в любых жизненных ситуациях».

«Ключевые термины матерного лексикона» А.В. Чернышев А. В. Чернышев распределяет « ключевые термины матерного лексикона » на три группы: 1.обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт; 2.переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния; 3.в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи»

«Ключевые термины матерного лексикона» А.В. Чернышев

А. В. Чернышев распределяет « ключевые термины матерного лексикона » на три группы:

1.обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;

2.переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;

3.в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи»

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою классификацию русской бранной лексики и фразеологии

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою классификацию русской бранной лексики и фразеологии

Бранная и обсценная лексика При этом термины «бранная лексика» и «обсценная лексика» понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Бранная и обсценная лексика

При этом термины «бранная лексика» и «обсценная лексика» понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные

Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Заключение: Сленг и табуированная лексика, имеющие различные словообразовательные модели- явление не только лингвистическое, но прежде всего психологическое.  Они являются средством:  1)дистанционирования от окружающих  2)вербальной агрессии  3)подражания сверстникам

Заключение:

Сленг и табуированная лексика, имеющие различные словообразовательные модели- явление не только лингвистическое, но прежде всего психологическое. Они являются средством: 1)дистанционирования от окружающих 2)вербальной агрессии 3)подражания сверстникам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!