СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайм-менеждмент педагога. Как можно организовать себя и свой рабочее время

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка направлена на обучение педагогов эффективным методам самоорганизациия своего рабочего времени

Просмотр содержимого документа
«Тайм-менеждмент педагога. Как можно организовать себя и свой рабочее время»

САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА

или как эффективно организовать свое время



Цель: ознакомить участников с основными понятиями самоменеджмента, со способами эффективной организации своего рабочего и личного времени.

Задачи:

  • Расширить знания участников

  • Обучить методам составления планов

Оборудование: презентация, проектор, ручки, раздаточный материал (приложение)

Форма проведения: выступление

  • Ты сам должен стать той переменой, которую тебе больше всего хочется совершить в своей жизни ( М.Ганди)

  • Самое страшное, что может однажды случиться с человеком, - это проснуться седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни, обнаружив, что за все эти годы он использовал только малую часть себя (У. Берроуз)

  • Мы боимся не потому, что нам трудно. Нам трудно, потому что мы боимся (Сенека)

  • Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенья,

Тогда, мой сын, ты будешь человек (Р. Киплинг)


Эти мудрые высказывания, разделенные сотнями лет и поколений, дают возможность задуматься о стремительном течении нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Ключевые слова отражают тему сегодняшнего Психологического Всеобуча «Самоменеджмент педагога»

Самоменеджмент – это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком.  Недаром английская пословица гласит: «Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой»

Надеюсь, что этот психологический всеобуч позволит задуматься над важнейшими вопросами:

  1. Почему мы всегда испытываем дефицит времени?

  2. Почему нам некогда ответить самим себе на жизненно важные вопросы?

  3. Почему, умея организовывать время и деятельность большого количества людей (учеников), мы часто не можем организовать собственное время?


Тайм-менеджмент (управление временем) – сейчас одна из самых популярных тем в профессиональных кругах. Заняться самоорганизацией и сэкономить время хотят все. Только вот проблема: с чего начать? И как сделать так, чтобы планирование времени вошло в привычку? Ответ: начните с самоменеджмента, т.е самостоятельной организации своего собственного времени, личного и рабочего.

Есть много определений самоменеджмента. Например, самоменеджмент – последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности. Самоменеджмент – личная  тектология (организационная наука управлять собой). (В.Кирпичев.)

Часто первый шаг сделать трудно из-за отсутствия мотивации. Нередко мы не только не привыкли, но и не хотим организовывать себя и свое время. Всем известно: если человек хочет – он делает, если не хочет, придумывает причины и возражения. Для формирования навыка самоорганизации требуется несколько месяцев усилий, воли, но потом эта самоорганизация «работает» всю жизнь и существенно экономит время.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова – во времени, в пространстве, в общении, в деятельности.

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на нашем пути. Ведь  мы живем в сложном, быстро развивающемся мире, который полон безграничных возможностей.

Самоменеджмент педагога – это использование испытанных методов работы в повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом организовать своё время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

Овладеть данной наукой не так просто, но начинать надо все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация.

Следовательно, основными функциями самоменеджмента являются:

  • Планирование

  • Принятие решений

  • Реализация и организация

  • Контроль

  • Постановка целей

  • Информация и коммуникация

         Одной из значимых функций для педагога является – планирование: выделяют долгосрочные и среднесрочные планы.

Специалисты отмечают:

Только 3% работоспособного населения имеют сформулированные письменно долгосрочные цели;

10% имеют цели и планы, но они никак не оформлены;

87% от всех работающих не имеют ни целей, ни планов;

Те 3% людей, имеющие письменные цели и планы, зарабатывают больше, чем 10% людей, не имеющих письменные цели и планы.

Наряду с этим выделяются: краткосрочные и оперативные:

Краткосрочные – это планы, которые могут (в зависимости от производственной необходимости) составляться на шесть временных периодов:

  • На год

  • На полугодие (на квартал)

  • На месяц

  • На десятидневку

  • На неделю

Оперативные – планы на день


Пришло время небольших рекомендаций:

1. Планируйте свое время мудро:

  • В конце каждого рабочего дня (или первым делом утром) подготовьте перечень задач на следующий (предстоящий) день. Начните с выполнения наиболее важных задач.

  • После работы проверьте список задач; те, что вам не удалось выполнить сегодня, поставьте на первое место среди целей следующего дня.

  • Используйте блокнот или органайзер, а также календарь, чтобы следить за сроками выполнения ваших заданий.

  • Сделайте копии документов, о которых вас чаще всего спрашивают, и вставьте их в свой ежедневник. Это позволит вам быстро отвечать на вопросы, когда вы находитесь вне своего кабинета.

2. Избегайте перегрузки информацией:

  • Разработайте удобную систему хранения документов, чтобы облегчить себе поиск информации.

  • Каждую четверть разбирайте папки и освобождайтесь от ненужных бумаг.

  • Научитесь быстро сортировать свои рабочие бумаги по степени важности

3. Очень поможет в работе организованное рабочее место:

  • На вашем столе должен остаться только календарь и бумаги, связанные с задачами, над которыми в данный момент вы работаете.

  • Отведите специальное место для канцелярских принадлежностей и возьмите себе за правило всегда класть их на место.

4. Всегда помните об элементах здоровьесбережения:

  • Выработайте привычку время от времени отвлекаться на небольшую зарядку. Это поможет вам повысить вашу энергию, самооценку, здоровье и производительность - все качества, которые улучшат вашу способность эффективно распоряжаться вашим временем.


Вслед за теорией наступило время практики.

У нас мало времени — на дворе XXI век, и нам в этом веке нужно многое наверстывать, многому учиться. По статистическим данным объем информации за последние 5 лет увеличился в 7 раз. Разнообразной информации все больше. Со­бытия происходят все быстрее. Нужно вовремя реагировать, укладываться во все более жесткие сроки.

При этом как-то находить время для отдыха, увлечений, семьи, друзей. Перестать переживать о прошлых неудачах, не бояться ставить дерзкие цели — и достигать их. Научиться не только мечтать, что мы умеем хорошо, но и — организованно, целенаправленновоплощать мечты в реальность, при этом не забывая о вечных ценностях и противоречиях бытия.

Наш капитал времени невелик. Это касается не только каждого из нас в отдельности, но и всех вместе как членов коллектива. Давайте познакомимся со способами рационального использования времени для достижения поставленных целей.

Как вы уже знаете, планы бывают долговременные и оперативные, рассмотрим методы составления оперативных планов:

  • Метод простого планирования;

  • Метод приоритетного планирования;

  • Метод А,В,С;

  • Метод Эйзенхауера;

  • Метод «шести задач»

Метод простого планирования – все дела, которые необходимо сделать, записываются в ежедневник.

Метод приоритетного планирования: дела ранжируются по степени важности или срочности; самым приоритетным является наиболее неприятная работа.

Метод A, B, C:

  • Все дела разбиваются на 3 группы:

  • Очень важные – входят в группу А;

  • Важные – в группу В;

  • Неважные дела – в группу С.


Более подробно остановимся на Методе Эйзенхауэра. Данная матрица имеется у вас в раздаточных материалах. Запишите срочные и важные дела, срочные и неважные дела 3 минуты (раздаточный материал №1).

Метод шести задач:

  • На лист бумаги запишите все дела, которые необходимо сделать завтра.

  • Выберите шесть самых важных дел, которые нужно сделать завтра.

  • Пронумеруйте дела в порядке убывающей важности и перепишите на лист небольшого формата.

  • Положите лист в карман и больше не думайте и не смотрите на него

  • Утром взгляните на лист и начинайте выполнять дело №1, пока его не выполните. Не беспокойтесь о деле № 2-6 ».


Всем известно, что в сутках 24 часа. Вам представлено 18 ловушек времени, попытайтесь вычленить5 основных Ваших ловушек, которые могут вам завтра помешать выполнить свои задачи (раздаточный материл № 2).

    1. Нечеткая постановка дела.

    2. Отсутствие приоритета в делах.

    3. Попытка слишком много сделать за один раз.

    4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

    5. Плохое планирование своей деятельности.

    6. Личная неорганизованность.

    7. Чрезмерное чтение.

    8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

    9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры.

    10. Неспособность сказать «нет».

    11. Отсутствие самодисциплины.

    12. Неумение довести дело до конца.

    13. Излишняя коммуникабельность.

    14. Синдром «откладывания».

    15. Желание знать все факты.

    16. Длительное ожидание (например, условленной встречи).

    17. Спешка, нетерпение.

    18. Незапланированные встречи.

Постарайтесь избавиться от них раз и навсегда и тогда ваши цели будут достигнуты.


В заключение еще одно упражнение «Снятие внутренних ограничений». На пути достижения наших целей нас встречают различные препятствия. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями (Ограничениями) справиться порой бывает сложнее, чем с внешними. Как мы говорим о наших внутренних ограничителях? обычно мы начинаем со слов: «Я не могу…….. сейчас мы попробуем по шагам преодолеть наши внутренние ограничения.

Возьмите чистый лист бумаги и 3 раза напишите фразу «Я не могу….», оставляйте свободное место, чтобы ее закончить. Завершите незаконченные предложения, т. е. продолжите фразу и напишите, что вы не можете делать (сделать). Вам на это время. 3 минуты

У всех готово. Кто может прочитать некоторые свои фразы вслух для всех?

Теперь во всех своих фразах зачеркните слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «Хочу». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами. Я хочу попросить тех же участников снова прочитать вслух уже исправленные фразы.

Следующий шаг. Везде зачеркните частицу «не». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?». Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу».

И, наконец, завершающий шаг. Допишите после слова «Хочу» слово сочетание «и легко могу». У вас получиться «Я хочу и легко могу….» и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесем наши новые фразы вслух. Я хочу снова попросить сделать это первыми тех, кто уже говорил. Спасибо за работу

Закончить свое выступление мне хочется такими словами: «Время не будет Вас ждать, поэтому цените каждый момент, которым Вы располагаете!»


Раздать памятки (раздаточный материал №3)




















Список использованной литературы

1. Кляйн Р. Секреты тайм-менеджмента для работающих женщин: как совмещать личную жизнь, семью и карьеру / Рут Кляйн ; [пер. с англ. Л.М. Комлевой]. — М. ; СПб.: Диля, 2008. – 414 с.

2. Копейкина И.М. Управление временем [Электронный ресурс]: (практические занятия и упражнения) / И. Копейкина, Т. Меркулова. // Классное руководство и воспитание школьников. — 2009. — № 2. — Режим доступа: http://www.poskart.ru/, свободный.

3. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Тайм-менеджмент для педагогов или Как эффективно организовать свое время / Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. - Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40 c.

4. Меркулова Т.В. Только для деловых людей? [Электронный ресурс] // Школьный психолог. — 2009. — № 5. — Режим доступа: http://psy.1september. ru/view_artic le.php?id=200900513, свободный.

5. Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент : искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью / Дж. Моргенстерн ; [пер. с англ.: Д. Буков]. — М.: Добрая книга, 2004. – 252 с : ил.

6. Самоменеджмент педагога [Электронный ресурс]: режим доступа: http://school1-sor.ucoz.ru/index/samomenedzhment_uchitelja_1/0-94, свободный.


































Матрица Эйзенхауэра



Срочные дела

Несрочные дела

В

А

Ж

Н

О









Н

Е

В

А

Ж

Н

О













Матрица Эйзенхауэра



Срочные дела

Несрочные дела

В

А

Ж

Н

О









Н

Е

В

А

Ж

Н

О


















«Ловушки времени»


(ОТМЕТЬТЕ 5 СВОИХ ОСНОВНЫХ «ЛОВУШЕК» ВРЕМЕНИ)


  1. Нечеткая постановка дела.

  2. Отсутствие приоритета в делах.

  3. Попытка слишком много сделать за один раз.

  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

  5. Плохое планирование своей деятельности.

  6. Личная неорганизованность.

  7. Чрезмерное чтение.

  8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

  9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры.

  10. Неспособность сказать «нет».

  11. Отсутствие самодисциплины.

  12. Неумение довести дело до конца.

  13. Излишняя коммуникабельность.

  14. Синдром «откладывания».

  15. Желание знать все факты.

  16. Длительное ожидание (например, условленной встречи).

  17. Спешка, нетерпение.

  18. Незапланированные встречи.






«Ловушки времени»


(ОТМЕТЬТЕ 5 СВОИХ ОСНОВНЫХ «ЛОВУШЕК» ВРЕМЕНИ)


  1. Нечеткая постановка дела.

  2. Отсутствие приоритета в делах.

  3. Попытка слишком много сделать за один раз.

  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

  5. Плохое планирование своей деятельности.

  6. Личная неорганизованность.

  7. Чрезмерное чтение.

  8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

  9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры.

  10. Неспособность сказать «нет».

  11. Отсутствие самодисциплины.

  12. Неумение довести дело до конца.

  13. Излишняя коммуникабельность.

  14. Синдром «откладывания».

  15. Желание знать все факты.

  16. Длительное ожидание (например, условленной встречи).

  17. Спешка, нетерпение.

  18. Незапланированные встречи.






16 советов борьбы с промедлением от Брайана Трейси (из книги «Как управлять своим временем»)


1. Думайте на бумаге: разбейте всю работу на части и перечислите их на бумаге.

2. Приготовьте все необходимые для работы материалы и инструменты.  Это помогает не прерывать работу до самого ее завершения.

3. Начните с малых частей плана, помня о принципе 80/20.

4. Делите работу на маленькие части - так она покажется легче и проще.

5. Выполняйте малую часть работы, как только появилась возможность. Появилось 10 свободных минут - сделай часть задания, которую успеете выполнить за это время и делайте ее, не думая о других частях.

6. Начните с малых частей задания и переходите к главным задачам.

7. Начните с главных, самых объемных задач.

8. Сначала выполняйте то, что доставляет беспокойство или страх. Обычно это связано с кем-то ещё. Сначала решите проблему, которая подвергает вас эмоциональному стрессу.

9. Выполняйте в начале дня сначала самое неприятное дело.

10. Приведите себя в действия, представив негативные последствия невыполнения работы или выполнения её не в срок.

11. Подумайте о том, какую пользу вы получите от завершения этой работы. Перечислите 10-20 причин для этого.

12. Выделите 15 минут в день, когда вы будете работать над проектом. Назначьте встречу с самим собой. По истечении 15 минут может появиться желание ее продолжить. Если нет, назначь встречу на следующий день.

13. Не пытайся делать всё сразу совершенно.

14. Выберите сферу, которая наиболее сильно пострадает от вашего промедления. Составьте список всех аспектов, которые страдают от этого, и решите, какой из аспектов наиболее важен для вас. Что изменится в вашей жизни, если вы перестанете медлить?

15. Принуждайте себя завершить задание. Если сможете принудить себя завершить задание, то это станет привычкой.

16. Сохраняйте быстрый темп работы. Старайтесь ускорить быстрый темп выполнения рутинных действий и сможете справлять с огромным потоком работы, чем обычно.

16 советов борьбы с промедлением от Брайана Трейси (из книги «Как управлять своим временем»)


1. Думайте на бумаге: разбейте всю работу на части и перечислите их на бумаге.

2. Приготовьте все необходимые для работы материалы и инструменты.  Это помогает не прерывать работу до самого ее завершения.

3. Начните с малых частей плана, помня о принципе 80/20.

4. Делите работу на маленькие части - так она покажется легче и проще.

5. Выполняйте малую часть работы, как только появилась возможность. Появилось 10 свободных минут - сделай часть задания, которую успеете выполнить за это время и делайте ее, не думая о других частях.

6. Начните с малых частей задания и переходите к главным задачам.

7. Начните с главных, самых объемных задач.

8. Сначала выполняйте то, что доставляет беспокойство или страх. Обычно это связано с кем-то ещё. Сначала решите проблему, которая подвергает вас эмоциональному стрессу.

9. Выполняйте в начале дня сначала самое неприятное дело.

10. Приведите себя в действия, представив негативные последствия невыполнения работы или выполнения её не в срок.

11. Подумайте о том, какую пользу вы получите от завершения этой работы. Перечислите 10-20 причин для этого.

12. Выделите 15 минут в день, когда вы будете работать над проектом. Назначьте встречу с самим собой. По истечении 15 минут может появиться желание ее продолжить. Если нет, назначь встречу на следующий день.

13. Не пытайся делать всё сразу совершенно.

14. Выберите сферу, которая наиболее сильно пострадает от вашего промедления. Составьте список всех аспектов, которые страдают от этого, и решите, какой из аспектов наиболее важен для вас. Что изменится в вашей жизни, если вы перестанете медлить?

15. Принуждайте себя завершить задание. Если сможете принудить себя завершить задание, то это станет привычкой.

16. Сохраняйте быстрый темп работы. Старайтесь ускорить быстрый темп выполнения рутинных действий и сможете справлять с огромным потоком работы, чем обычно.