СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайна моей фамилии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тайна моей фамилии»

Классный час: « Тайна моей фамилии» 9 класс, 2020г.

Цель проведения:

  • воспитание заинтересованного отношения к истокам своего прошлого, к тайне происхождения своей фамилии.

  • знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа, главного морального приоритета – трудолюбия.

  • развитие творчества учащихся, коммуникативных навыков.

Ход классного часа

Классный руководитель

Добрый день, люди дорогие! Собрались со всех сторон хорошие такие. Я смотрю на ваши лица, хорошо, отрадно мне, словно я в отличной, дружной и приветливой семье.

Всем ли нашлось местечко? Для каждого найдём и нужное словечко. Мы привыкли, что у каждого человека есть фамилия. Но, оказывается, что слово «фамилия» имеет латинские корни и в переводе с латинского языка означает «семья». Значит, сегодня у нас пойдет речь не только о фамилии, в привычном для нас значении, но и о ваших предках.

     

Пути образования русских фамилий. ( Муродов Данил)


  Известны пять основных путей образования русских фамилий:

1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен (Нефедов, Борисов, Юрьев, Андреев, Исаев и т.п.).

 

2. Фамилии, возникшие как прозвища, отмечающие особенности внешности. Так, нынешние Кубасовы, Пузалихины, Толстухины могут с уверенностью полагать, что их далекие предки были весьма упитанными. Наоборот, Кострюковы, Тонковы, Узких, Худобины - потомки тех, кто имел недобор веса. Возможно, и сегодня Долгановы, Долгих, Дылдины, Нагибины не утратили своего родового высокого роста. А Коротыгины, Коротких совершенно точно имели хотя бы одного низкорослого пра-пра-прадедушку.

( Ушаков Алексей)   Часть фамилий возникла из прозвищ, обозначающих манеру говорить: Базанов (базан - крикун), Балакшин (балакша - говорящий неразборчиво), Вараксин (варакса - пустомеля), Латышев (латышать - картавить), Реутов (реут - басистый).

( Швыркина Полина)   Большое количество фамилий образовано из прозвищ, сравнивающих людей с птицами, рыбами, зверями и растениями. Происхождение таких фамилий обычно легко понять: Соколов, Воробьев, Щукин, Комаров, Грибов.

( Мамлина Юлия) Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ: Плотников, Гончаров, Бондарчук, Коваль, Мельников и др.

4. Фамилии, образованные от географических названий (городов, деревень, рек, озер и т. д.), откуда родом был один из предков носителя фамилии: Мещеряков, Новгородцев, Москвитин, Белозеров, Колмогоров, Орлов  и т. д.

.

Валькова В. В. Итак, нам предстоит побывать в роли антропонимистов, т. е. ученых, которые занимаются изучением фамилий.

Сейчас мы послушаем, что расскажут нам ребята о своих фамилиях, что им удалось узнать?

/Дети рассказывают об истории образования своей фамилии./

Например – Швыркина – в старину заготавливали строевой лес и дрова, вывозили на лошадях, маленькие обрубыши, которые не могли при строительстве пригодиться, называли швырок. Полина получает варенье из лесной ягоды малины, так- как её предки трудились в лесу. К каждому рассказу показывается слайд. Стрункина – предки умели изготавливать струнные инструменты или играли очень хорошо на них. Люба получает приз – игрушечную балалайку. Ботова . Предки занимались рыбной ловлей, перед тем, как загонять рыбу в сети , ботали по воде, глушили рыбу. Аня получает рыбные консервы. И так далее, каждый ученик рассказывает про свою фамилию.

Валькова В. В . В знатных русских семьях существовали семейные гербы. Герб мог рассказать не только о своем теперешнем хозяине, но и чем были известны его предки, какими качествами они обладали. Часто фамильные гербы имели свой девиз. Нам пришлось заняться и геральдикой, наукой, изучающей гербы, ненадолго стать герольдами. (слайд ) 

/Дети рисуют свои семейные гербы./ ( пчела – трудолюбие, бобр – строительство своего дома, аист – в доме будет много детей, белка – запасливая хозяйка)

Учитель: «Семья – один  из шедевров природы». Народная мудрость гласит: «Вся семья вместе – так и душа на месте»

 Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. В вашей жизни случилось так, что вы живёте в детском доме, но у вас есть шанс построить свою счастливую семью.

Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.

Песня «Радость моя!» 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!