СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны быстрого счета

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Простые и удобные приемы быстрого счета для школьников

Просмотр содержимого документа
«Тайны быстрого счета»

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………….........2

ГЛАВА I. ВЫЧИСЛЕНИЯ ДРЕВНОСТИ

    1. История возникновения вычислений…………………………………………..……....3

    2. Старинные способы быстрого счета…………………………………………….......…4

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БЫСТРОГО СЧЕТА

2.1. Приемы быстрого счета……………………………………………………..........................6

2.2. Практическая реализация приемов быстрого счета…………………………………..…..7

Заключение………………………………………………………………………………..……...9

Список литературы………………………………………………………………………..……10

Интернет-ресурсы…………………………………………………………………………..…..11

Приложение 1…………………………………………………………………………….……..12

Приложение 2……………………………………………………………………………...…....13

Приложение 3……………………………………………………………………………...……15


















Введение

Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Кроме того, всем школьникам предстоит сдача экзаменов в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.1

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время большинство учащихся не могут обойтись без калькулятора, и соответственно не могут вычислять самостоятельно. Поэтому в данной работе хочу показать, как можно вычислять быстро и правильно и что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным занятием.

Цель исследования: изучить приемы быстрого счета и показать необходимость их применения для упрощения вычислений.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

  • проанализировать литературные источники по данной теме;

  • изучить приемы быстрого счета, которые можно использовать, упрощая вычисления;

  • провести диагностику и изучить результаты исследования;

  • составить памятку для учащихся 6-х классов для применения приемов быстрого счета.

Объект исследования: приемы быстрого счета.

Предмет исследования: процесс вычислений. 

Гипотеза исследования: если показать, что применение приемов быстрого счета облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и они найдут общий язык со сложной наукой «Математика».

Приемы и методы: опрос (анкетирование), анализ, работа с источниками информации, практическая работа, наблюдения.

ГЛАВА I. ВЫЧИСЛЕНИЯ ДРЕВНОСТИ

    1. История возникновения вычислений

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, писал А. С. Пушкин. Именно так и  зарождалась арифметика. Жизнь заставляла наших предков осваивать основы счета, выполняя простейшие вычисления и измерения, необходимые для выживания.

Ученые полагают, что человек научился считать более 100 тыс. лет назад. Операции с вычислениями применялись во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами, для составления календарей миграции животных, на которых охотились древние люди, и для определения времени посадки растений.

Реальными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для простых расчетов. Результаты вычислений фиксировались с помощью узелков на веревках или зарубок на ветках деревьев и костях животных.

Со временем стали появляться более сложные приборы для вычислений. Первым из них считается абак, придуманный в Вавилоне в III тыс. до н. э. Абак представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки или ракушки, имевшие определенное числовое значение. Такие счеты служили главным образом для выполнения действий сложения и вычитания. В V в. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию, начав использовать вместо линий и углублений проволоку с нанизанными камешками.2

Абак завоевал популярность во всем мире, а в ходе продолжительной эволюции сформировались три основных вида абака — китайские, японские и русские счеты. Все они сохранили свое назначение и с успехом применяются до сих пор, к примеру, на занятиях по программе «Ментальная арифметика».

Сегодня научно доказано, что счеты способствуют пониманию азов математики и совершенствованию навыков устного счета.

    1. Старинные способы быстрого счета

В старину люди научились при помощи пальцев рук не только считать большие числа, но и выполнять действия сложения и вычитания. Но действия умножения и деления давалось очень трудно. «Умноженье – мое мученье, а с деленьем – беда» – говорили в старину. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приёма для каждого действия.

Рассмотрим некоторые старинные способы вычислений.

Умножение на 9 на пальцах рук.

С помощью данного способа, мы можем умножить любое однозначное число на 9. Например, умножаем 9 на 8 и загибаем третий палец правой руки. Считаем количество пальцев до загнутого (слева и справа). Слева — это первый знак числа, справа — второй. В нашем случае цифры 7 и 2 дают число 72.

Метод решетки (аль-Хорезми).

Н апример, нужно умножить 46 и 56. Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине запишем одно число по длине другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо): 46*56=2576.

Японский способ умножения.

Это удивительно, но японские дети умеют умножать большие числа, даже не зная о таблице умножения. Как умножают японцы? Они делают это очень просто, настолько просто, что используют лишь базовые навыки рисования и счета. Допустим, необходимо умножить 21 на 13. Для начала нужно нарисовать одну, две и одну параллельные линии, которые будут размещаться по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый. На созданных группах параллелей нарисовать одну и три линию соответственно. Они также будут размещаться по диагонали с нижнего левого угла в правый верхний.

Следующий этап – подсчет точек пересечения. Сначала отделяем полукругом место пересечения трех линий с одной и считаем количество точек. Получившееся число записываем под ним. Дальше точно таким же образом отделяем участки, где пересекаются две линии с одной. Также считаем точки соприкосновения и записываем, потом считаем точки, которые остались в центре. Если центральное число двузначное, то первую цифру нужно добавить к числу, что получилось при подсчете точек соприкосновения в области слева от центра. Умножив, таким образом, 21 на 13, получим 273. Этим методом можно умножать как двузначные, так и трехзначные числа. Одна проблема в том, что если придется считать такие числа, как 999, 888, 777 и т.д., то нужно будет рисовать очень много черточек.

Русско-крестьянский способ умножения.

Р усские крестьяне умели умножать и без таблицы умножения. В данном способе необходимо только уметь умножать и делить на 2. Чтобы перемножить два числа, их записываем рядом, а затем левое число делим на 2, а правое умножаем на 2. Результаты записываем в столбик, пока слева не останется 1. Остаток отбрасывается. Вычеркиваем те строки, в которых слева стоят четные числа, а оставшиеся в правом складываем.3


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БЫСТРОГО СЧЕТА

2.1. Приемы быстрого счета

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!4

Валентин Берестов


Изучив литературу по данной теме, мы отобрали из множества приемов быстрого счета, те которые просты в понимании и доступны каждому школьнику.

Умножение двузначного числа на 11.

«Краешки сложи, в серединку положи» - эти слова помогут легко запомнить данный способ умножения на 11.

При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и цифрой десятков вписать сумму этих цифр.

Например: 23·11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 ставим цифру 5.

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.

Пример. 94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.

Умножение на 22, 33,…,99.

Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 ∙ 11; 55 = 5 ∙ 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.

Например: 15*33= 15*3*11=45*11=495.

Умножение двузначного числа на 101.

По-моему, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение завершено. Пример: 57 * 101 = 5757.

Объяснение: (10a+b) *101 = 1010a + 101b = 1000a + 100b + 10a + b.
Аналогично производят умножение трехзначных чисел на 1001, четырехзначных - на 10001 и т.п.

Умножение на 25, числа делящегося на 4

Чтобы умножить на 25, число, делящееся на 4, нужно его разделить на 4 и получившееся число умножить на 100.

Пример, 128*25=(128:4)*100=32*100=3200.

Быстрое возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5

Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25.5

Пример: 35² = 3·(3+1) и приписать 25, получим 35²= 1225;

Быстрое возведение в квадрат числа, начинающегося на 5

Для возведения в квадрат, двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру этого числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.

Пример: 56² = (25+6), приписать 6² =36, 56² = 3136.


2.2. Практическая реализация приемов быстрого счета

Счет является простым и легким делом только, когда владеешь особыми вычислительными приемами и навыками. Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Не беда! Для успешного обучения нужна постоянная вычислительная тренировка. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.

Результаты своей работы оформила в памятку, которую предложила 6-м классам. Возможно, что с первого раза не у всех получится быстро, с ходу выполнять вычисления с применением этих приемов, даже если сначала не получится использовать прием, показанный в памятке, ничего страшного, просто нужна постоянная вычислительная тренировка. Она и поможет приобрести полезные навыки быстрого счета.

Перед тем, как обрабатывать информацию, собранную из информационных источников, я провела анкетирование. Моим одноклассникам было предложено ответить на вопросы анкеты «Приёмы быстрого счёта» (Приложение 1).

В анкетировании приняли участие 44 ученика.

Проводя статистическую обработку данных, были получены следующие результаты:

  1. Уметь считать нужно, потому, что это пригодится в жизни, считают 4 ученика, чтобы хорошо учиться в школе – 14, чтобы быстро решать – 11, чтобы быть грамотным – 15 и не обязательно уметь считать – 0.

  2. Много ошибок допускают при вычислениях 2 ученика, немного – 40 учеников и не допускают ошибок – 2 ученика.

  3. Приемы быстрого счета знают 3 ученика, несколько – 13 и не знают – 28 учеников.

  4. Применяют приемы быстрого счета 7 учащихся, не применяют – 37.

  5. Хотели бы узнать приемы быстрого счета - 43 учащихся.

Анализ результатов показал следующее:

По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство учеников считает, что умение считать нужно, чтобы быть грамотным и необходимо в школе, особенно для быстрого счета. Большинство опрошенных все-таки допускают вычислительные ошибки. Приемы быстрого счета знают немногие и почти все хотели бы научиться быстро считать.

Конечно, знать все способы быстрого счета невозможно, но наиболее доступные можно изучить и применять.

Заключение

Мы раскрыли тайны быстрого счета, хоть и частично. Быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно-разработанная система. Раз есть система, значит, ее можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.6

Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, я попыталась показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись.

В завершении нашей работы сделаем следующие выводы:

Все рассмотренные нами методы быстрого счета говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.

Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении школьных предметов.

В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому результат данной работы – памятка для быстрого счета будет очень полезной для учащихся 6-х классов.













Список литературы
  1. Зайкин М.Н. //Математический тренинг.// - Москва, 1996.

  2. Иванова Т. //Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7.

  3. Игнатьев Е.И. //Математическая шкатулка/ Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы.// - М.:, Омега, 1994

  4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. /Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986г.

  5. Минских Е.М. //От игры к знаниям// М., «Просвещение», 1982г.

  6. Перельман Я. И. // Математическая библиотека/ Занимательная арифметика/ Загадки и диковинки в мире чисел.

  7. Перельман Я.И. / Русанова М.//Занимательная  арифметика,1994 - 205с.

  8. Перельман Я.И. //Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета.// Л., 1941 — 12 с.

  9. Свечников А.А. //Числа, фигуры, задачи// М., Просвещение, 1977г.
















Интернет-ресурсы


  1. http://www.mathedu.ru/lib/books/arutyunyan_levitas_zanimatelnaya_matematika_1999/#331

  2. https://infourok.ru/nekotorie-priyomi-bistrogo-schyota-1242243.html

  3. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priyomi-ustnogo-bistrogo-schyota-812048.html

  4. www.school.edu.ru

  5. https://anisim.org/articles/priemy-bystrogo-scheta-bez-kalkulyatora/

  6. https://ru.wikisource.org/wiki/Быстрый_счёт_(Перельман)

  7. https://4brain.ru/blog/системы-устного-счета-и-их-создатели/

  8. https://урок.рф/library/metodika_bistrogo_scheta_105526.html

  9. https://papinsait.ru/shkolnye-zarisovki-v-berestov/

















Приложение 1


Анкета

1. Зачем нужно уметь считать?

а) пригодится в жизни, например, считать деньги;

б) чтобы хорошо учиться в школе; в) чтобы быстро решать;

г) чтобы быть грамотным; д) не обязательно уметь считать.


2. Допускаете ли вы ошибки при вычислениях?

а) да, много; б) да, немного; в) нет.


3. Знаете ли вы приемы быстрого счета?

а) да, много; б) да, несколько; в) нет, не знаю.


4. Применяете ли вы при вычислениях приемы быстрого счета?

а) да; б) нет.


5. Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета,

чтобы быстро считать?

а) да; б) нет.











Приложение 2

Результаты анкетирования









Приложение 3

ПАМЯТКА «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ БЫСТРОГО СЧЕТА»

Умножение двузначного числа на 11.

При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и цифрой десятков вписать сумму этих цифр. 23*11=253, т.к. 2+3=5.

Умножение на 22, 33,…,99.

Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 ∙ 11; 55 = 5 ∙ 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.

15*33= 15*3*11=45*11=495.

Быстрое возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5.

Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25.

35² = 3·(3+1) и приписать 25, получим

35²= 1225.

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.

94 * 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.

Умножение двузначного числа на 101.

Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено.

57 *101 = 5757.

Аналогично производят умножение трехзначных чисел на 1001, четырехзначных - на 10001 и т.п.

Быстрое возведение в квадрат числа, начинающегося на 5.

Для возведения в квадрат, двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.

56² = (25+6), приписать 6² =36, 56² = 3136

Умножение на 25, числа делящегося на 4.

Чтобы умножить на 25, число, делящееся на 4, нужно его разделить на 4 и получившееся число умножить на 100.

128*25=(128:4)*100=32*100=3200.



1 https://infourok.ru/nekotorie-priyomi-bistrogo-schyota-1242243.html

2 Иванова Т. //Устный счёт. // Начальная школа. – 1999, №7

3 http://www.mathedu.ru/lib/books/arutyunyan_levitas_zanimatelnaya_matematika_1999/#331

4 https://papinsait.ru/shkolnye-zarisovki-v-berestov/

5 Перельман Я.И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета-12с.

6 www.school.edu.ru


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!