СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны древнейших цивилизаций

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по истории. Программа курса «Тайны древнейших цивилизаций» охватывает период с древнейших времен до конца V века нашей эры. Курс дает возможность проследить огромную роль древнего мира в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем величайшим достижениям древней истории, которые вошли в современную цивилизацию.Позволяет дополнить материал, изучаемый в 5 классе по истории Древнего мира. Материал соответствует авторской программе под редакцией А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И. С. Свеницкой «История древнего мира» для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Тайны древнейших цивилизаций»

МКОУ Заводская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МС Утверждена приказом

Протокол № ______ от руководителя образовательного учреждения

«______» __________2014 г. № ____________от __________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива в 5 классе «Тайны древнейших цивилизаций».



Трощенко Антонина Анатольевна

(ФИО учителя-разработчика)

учитель истории и обществознания I КК






п.Пригородный

2014-2015 учебный год



  1. Пояснительная записка.

Программа курса «Загадки древнейших цивилизаций» охватывает период с древнейших времен до конца V века нашей эры. Курс дает возможность проследить огромную роль древнего мира в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем величайшим достижениям древней истории, которые вошли в современную цивилизацию.

Данный курс позволяет дополнить материал, изучаемый в 5 классе по истории Древнего мира. Материал соответствует авторской программе под редакцией А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И. С. Свеницкой «История древнего мира» для 5 класса. Построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание и наиболее важным проблемам древнего мира, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках древнего мира его основные этапы.

Основными принципами построения курса и особенностями его преподавания должны стать занимательность и наглядность, выраженный воспитательный аспект, а главное, «вживание» в эпоху. Способность поставить себя на место другого человека, отзываться на его переживания, не просто понять рационально, но прочувствовать особенности конкретного исторического периода развивает эмоциональную сферу школьников, приучает их к более глубокому пониманию других цивилизаций и культур, развивает диалогичность мышления.

В процессе обучения истории необходимо учитывать следующие проблемы, влияющие на качество исторических знаний школьников. Во-первых, невозможность непосредственного восприятия исторических фактов. Во-вторых, небольшой социальный опыт учащихся. В силу этого, школьники склонны свои имеющиеся знания и представления о современной жизни переносить на историческое прошлое, в результате чего имеют искажённое представление о ней. Следует иметь в виду также то, что мышление учащихся 10—11 лет сохраняет конкретно-образный характер. Это приводит к необходимости создания образных реконструкций прошлого. Формирование обобщённых образов и представлений пятиклассников о странах и цивилизациях древности возможно на основе культурологического подхода, что и определило отбор содержания для факультативного курса. Учитывая это, в практике обучения необходимо чаще использовать различные приёмы и методы работы, содействующие развитию творческих способностей учащихся.

Основной проблемой обучения истории в V классе является соотнесение возрастных познавательных особенностей школьников с объёмом и сложностью учебного материала. Учитывая это, обучение в ходе факультативных занятий целесообразно выстроить как эпизодический курс.

Курс ориентирован, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, закрепление их интереса к истории.

Особенности работы с учащимися: учащиеся 5 класса (в связи с переходом на новую ступень обучения) не все владеют навыками работы с учебником, пишут медленно, опыт работы с исторической картой небольшой, низкие коммуникативные навыки. Для успешного расширения и усвоения исторического материала будут применяться различные формы и методы работы с учащимися: игры и викторины, рассказ и беседа, опережающие задания, путешествия по исторической карте, самостоятельное составление кроссвордов и рисунков, презентаций. Целесообразно применение гуманно-личностной и дифференцированной технологии обучения и воспитания.


1.1 Цель курса:

  • способствовать расширению у учащихся целостного представления об истории древнего мира как закономерном и необходимом периоде всемирной истории

  • показать учащимся самобытные черты древнего мира, его непохожесть на современный мир

  • охарактеризовать наиболее яркие события и личности древнего мира, их роль в истории

Общие задачи изучения курса:

 овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в духовной и нравственной сферах, раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий «Истории Древнего мира»;

 воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов

 формирование способности к самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

 развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.


Планируемые результаты освоения курса:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности;

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, сочинение, презентация, и др.);

- готовность к сотрудничеству и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- формирование компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- способность применять понятийный аппарат;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное, систематизировать историческую информацию;

1.2. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.

1.3. Формы организации занятий: лекция, беседа, лабораторное занятие, практикумы.

1.4. Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, презентаций, моделей, проектов).

Сроки реализации:17 недель.





  1. Содержание тем учебного курса.


Название разделов

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Введение

Раздел 1.Тайны происхождения человека.

Раздел 2. Древний Египет

Раздел 3. Передняя Азия

Раздел 4. Индия и Китай.

Раздел 5. Древняя Греция

Раздел 6. Древний Рим

Раздел 7. Исчезнувшие цивилизации.

Итоговое обобщение.

1

1

2

3

2

3

2

1

2


Основное содержание тем занятий

Введение. Что изучает история древнего мира. Исторические науки.

Раздел 1.Тайны происхождения человека.

Мифические гипотезы. Научные теории. Загадочные артефакты.

Раздел 2. Древний Египет.

Тайны египетских пирамид. Первое чудо света. Египетская школа и знания древних египтян.

Раздел 3. Передняя Азия.

Древние шумеры: тайна происхождения. Изобретения шумерской цивилизации. Великие военные державы Передней Азии. Висячие сады Семирамиды.

Раздел 4. Индия и Китай.

Арии в Индии. Древняя мудрость и изобретения китайцев.


Раздел 5. Древняя Греция.

Нравы и обычаи древних греков. Чудеса света: Зевс Олимпийский, мавзолей в Геликарнасе, Храм Артемиды Эфесской, Фаросский маяк, Колосс Родосский.

Раздел 6. Древний Рим.

Загадочные этруски. Достояния этрусков. Блистательный Рим. Нравы и обычаи римлян.

Раздел 7. Исчезнувшие цивилизации.

Загадки Атлантиды. Свидетельства древних. Гипотезы существования. Атлантида: миф или реальность?

Итоговое обобщение. Защита проектов.


3.Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа хронологией.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами.

3. Работа с историческими источниками.

4. Описание (реконструкция).

5. Анализ, объяснение.

6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

В процессе изучения курса ученик должен научиться:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

4. Список литературы

Бахтина О. И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. — М., 1988.

Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: пособие для учителя. — М., 2003.

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М., 1986.

Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. — М., 1994.

Кулагина Г. А. Сто игр по истории. — М., 1983.


Интернет-ресурсы.

http://historic.ru/ - проект «Всемирная история».

http://ancient.gerodot.ru/ сайт «Древний мир»

http://mesopotamia.nm.ru/ сайт "Цивилизации Месопотамии"

http://duat.egyptclub.ru/ сайт "Дуат-Египтомания"

http://ellada.spb.ru/ сайт «Древняя Греция».

http://ancientrome.ru/ сайт «История Древнего Рима».

http://myfhology.narod.ru/ энциклопедия мифических существ.

http://worldwonders.ru/ сайт «семь чудес света».











5. Учебно- тематическое планирование.

п/п

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата занятия

5 «А» кл

5 «Б» кл

план факт

план факт

1


2


3

4


5

6

7


8

9


10

11-12


13

14


15

16-17

Введение.

Раздел 1.Тайны происхождения человека.

Великая загадка: происхождение человека.

Раздел 2. Древний Египет.

Тайны египетских пирамид.

Египетская школа и знания древних египтян.

Раздел 3. Передняя Азия.

Древние шумеры

Великие военные державы Передней Азии.

Висячие сады Семирамиды.

Раздел 4. Индия и Китай.

Арии в Индии.

Древняя мудрость и изобретения китайцев.

Раздел 5. Древняя Греция.

Нравы и обычаи древних греков.

Чудеса света на земле Эллады.

Раздел 6. Древний Рим.

Загадочные этруски.

Блистательный Рим. Нравы и обычаи римлян.

Раздел 7. Исчезнувшие цивилизации.

Атлантида: миф или реальность?

Итоговое обобщение. Защита проектов.

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

3

1

2

2

1

1

1

1

2





Программа рассчитана на 17 учебных недель


8