Такие разные дети.
Педагог-психолог: Балабанова И.В
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик
Тест на темперамент (младший школьный возраст)
1. Как ведет себя учащийся, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) работает неторопливо, без липших слов;
г) действует робко, неуверенно?
2. Как реагирует учащийся на замечания педагога:
а) говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания;
в) молча принимает к сведению точку зрения взрослого;
г) обиженно молчит, долго переживает?
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях :
а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других;
б) стремительно, страстно, никого не слушая;
в) спокойно и уверенно;
г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других?
4. Как ведет себя в непривычной обстановке :
а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;
б) возбужден, иногда излишне, беспокоен;
в) внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;
г) смущается, ведет себя застенчиво?
Дети - холерики
Энергичные, шумные, активные. В поведении наблюдаются
неугомонность, бесстрашие, настойчивость, склонность
к упрямству, задиристость, нетерпеливость, конфликтность,
горячность, мало способны к самоконтролю. Таких ребят легко заметить в компании сверстников; они бурно проявляют эмоции, любят шумные азартные игры. В коллективе им всегда нужны сподвижники и зрители. В общении допускают резкость, вспыльчивость, раздражимость. Настроение
холериков быстро меняется.
Особенности познавательной деятельности :
Все схватывают на лету и быстро забывают. С увлечением берутся
за дело, проявляют инициативу, но запас энергии может быстро
истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна.
Их движения порывистые, резкие, энергичные, им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, и спокойного темпа.
Речь громкая, быстрая, отрывистая, эмоциональная. Очень легко
приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом - к установленным требованиям. Будут стремиться руководить, командовать, устанавливать
правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику.
Определите, кто из этих сказочных героев холерик?
Холерик
Особенности работы в организованных видах деятельности
Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Нужно постоянно загружать работой, чередовать виды деятельности. Для выполнения заданий
должны быть очерчены временные промежутки
и дисциплинарные требования. Работу
стимулирует указание на ошибки. Нужно чаще
спрашивать. Устный опрос возможен на любом
этапе занятия. Необходима четко
регламентированная система поощрений и
наказаний, желательно отрицательные оценки давать индивидуально.
Держать в поле зрения в течение всей работы. Помощь в последовательной организации деятельности и проверке результата. Учить ребенка проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану. Поощрение проявлений старательности и терпения. Использовать стремление к лидерству через ролевую реализацию. Детям с данным типом темперамента подойдут объединения, в которых быстро меняются виды деятельности и в которых они смогли бы выплеснуть свой излишек энергии.
Дети - сангвиники
Для сангвиников характерны жизнелюбие, оптимизм,
склонность к риску, компромиссам, гибкость,
деловитость, общительность. Стремятся быть в
коллективе, легко устанавливают контакты,
общительны, доброжелательны, приветливы, быстро
сходятся с людьми, легко налаживают хорошие
отношения. Отличаются большой живостью. Эмоции
также меняются быстро: в течение короткого времени
легко могут перейти от слез к смеху. Быстро забывают
обиды, сравнительно легко переживают неудачи. Такие дети чувствуют себя везде как дома, любят общество детей и взрослых, являются душой компании, лидеры по выбору. Всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Могут быстро охладеть к начатому делу. Легко и быстро усваивают новое, как правило, имеют хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Двигаются резво, активно (но без резких, порывистых движений). Адаптация легкая и быстрая. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
Определите, кто из этих сказочных героев сангвиник?
Сангвиник
Особенности работы в организованных видах деятельности
Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность
в процессе работы и представлении результата.
Легко справляются с одновременным выполнением
нескольких заданий. Быстро включаются в работу в
любой части занятия. Возможны устный и письменный
опросы на любом этапе занятия. Для выполнения
задания следует уточнять временные промежутки и
дисциплинарные требования. Необходимо менять виды
деятельности (ставить новые интересные задачи, которые требуют внимания и напряжения), включать их в активную деятельность. Стимулирование результата за счет оценки. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Поощрять настойчивость, старательность, целеустремленность, аккуратность, постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Раскрыть потенциал этих детей помогут те детские объединения, где необходима большая подвижность, общительность и
умение устанавливать контакты с окружающими
людьми.
Дети-флегматики
Основными чертами флегматиков являются спокойствие,
медлительность, неторопливость, сдержанность,
несклонность к риску, обстоятельность, солидность,
малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие.
При этом они тяготеют к положительным эмоциям.
Любят спокойные и тихие игры. Предпочитают
одиночество. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. В отношениях с людьми ровны, спокойны, в меру общительны. Неавторитетен среди сверстников. Психические процессы протекают замедленно. Медлительность может мешать в учебной деятельности, но зато запоминают они обычно на долго. Способен длительное время заниматься каким-либо делом и доводить его до конца. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует- в этой теме будут разбираться досконально. Склонны к порядку, привычной обстановке, не любят перемен в чем бы то ни было. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопные, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. Адаптируется долго. Спокойно относится к критике, всегда имеет свое мнение.
Определите, кто из этих сказочных героев флегматик?
Флегматик
Особенности работы в организованных видах деятельности
Спокойный темп работы. Невыраженная активность,
эмоциональность. Могут длительное время
работать над конкретным заданием. Требуется
время на подготовку к ответу. Необходим настрой на
работу, работоспособность высокая в середине и
конце занятия. Не следует торопить и ограничивать
во времени, от этого они начинают действовать еще
медленнее. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Допустимо снижение объема задания. Обучение самостоятельной оценке своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания. Стимулировать включение в работу. Поощрять повышение темпа деятельности.
Данной категории детей будет более комфортно
заниматься тем видом деятельности, который требует
основательного подхода и сосредоточенности.
Дети - меланхолики
Основные черты-робость, застенчивость, замкнутость,
нерешительность, мнительность, тревожность,
боязливость, ранимость, чувствительность и
впечатлительность. Легкоуязвимые, тяжело переносят
обиды, огорчения, но внешне эти переживания
выражаются в них слабо. Характерен высокий уровень
тревожности. Предпочитают тихие уединенные игры.
Склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое - либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость.
Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. Меланхолики очень долго адаптируются в коллективе детей. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребята адаптировались в новом коллективе, подружились с кем-то. Но при этом очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.
Определите, кто из этих сказочных героев меланхолик?
Меланхолик
Особенности работы в организованных видах деятельности
Медленный темп, слабая активность,
сверхчувствительность к воздействиям окружающей
среды, зависимость от социального статуса в коллективе.
Трудно переключаются на новые виды деятельности.
Оказание помощи при снижении интереса к деятельности.
При ответах необходимо подбадривание, создание
ситуации успеха. К концу занятия работоспобность
снижается. Нуждаются в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Чуткость, мягкость, вежливость в общении. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим детям еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Переключать внимание на результат деятельности. Подчеркивать, что вы уверены в их силах.
Детям этого темперамента обычно легче проявить себя в художественной деятельности, в спокойных играх, занятиях.