СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗДЕЛ №1 УСТРОЙСТВО МОРСКОГО СУДНА. НАБОР КОРПУСА МОРСКОГО СУДНА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 ВЫПИСКА ИЗПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ.

В процессе изучения морского дела студент должен соблюдать единство терминологий и обозначений в соответствии с международными и национальными государственными стандартами и нормативными документами. Общепринятыми и широко применяемые в морской практике термины и словообразования, как на русском так и на английском языке.

 

Целью изучения раздела является получение общего представления об устройстве судна, его эксплуатационных характеристиках, составе транспортного флота и деятельности Регистра – важнейшего из органов, осуществляющих технический контроль за судостроением и безопасной эксплуатацией флота. Изучение этого материала не требует специальной теоретической подготовки.

При изучении общего устройства транспортных судов различных типов необходимо уделить надлежащее внимание усвоению принятой в нашей стране терминологии в наименованиях палуб, надстроек и других частей судна.

Грамотная эксплуатация судна немыслима без основательного знакомства с конструкцией его корпуса.

При этом важно не только знать особенности конструкции тех или иных частей корпуса, но и понимать , чем эти особенности обусловлены и каковы условия работы этих конструкций.

Управление судном тесно связано с работой рулевого устройства. Поэтому изучение рулевых устройств должно носить не просто ознакомительный характер, а преследовать более глубокие цели: студент должен понять принцип и условия работы рулевого устройства, хорошо усвоить классификацию рулей по различным признакам и применение отдельных типов рулей на современных судах. При изучении конструкций рулей надо понять, чем обусловлено то или иное конструктивное решение, какие нагрузки воспринимают отдельные части руля во время работы рулевого устройства, каким образом можно снять перо руля для ремонта и как его установить на место.

Следует хорошо понять и запомнить требования Регистра к рулевым приводам и машинам.

С работой грузового устройства теснейшим образом связана длительность простоев судна под грузовыми операциями. Поэтому изучение грузовых устройств имеет большое практическое значение для судоводителей.

Основной задачей при изучении грузовых устройств является ознакомление с их конструкцией, эксплуатационными характеристиками и условиями работы.

Большое прикладное значение имеют вопросы эксплуатации грузовых устройств, в частности работа спаренных стрел.

Цель изучения якорных устройств – ознакомление с условиями их работы и основными конструктивными особенностями. Главное внимание следует уделить анализу работы якорного устройства при различных условиях стоянки. Перед тем как приступить к изучению материала, рекомендуется повторить раздел высшей математики, в котором рассматриваются уравнение и свойства цепной линии. Для успешного усвоения материала важно ясно представлять физическую картину явлений, происходящих при передаче воспринимаемых судном усилий на детали якорного устройства.

Судоводитель должен хорошо знать, какие периоды подъема якоря представляют наибольшую опасность для прочности брашпиля и всего устройства.

Швартовное устройство не представляет трудностей для изучения.

Главным вопросом при изучении швартовов из различных материалов является сравнение их качеств. Необходимо хорошо понять различие между статической и динамической прочностью каната: первая характеризуется усилием, потребным для разрыва каната; вторая – потребной для этого работой.

В конструкции и условиях работы буксирного и швартовного устройств имеется много общего. Однако расчетные усилия в деталях буксирного устройства определяются в меньшей степени давлением ветра и в гораздо большей степени поведением буксирующего и буксируемого судов на волнении.

При изучении деталей буксирного устройства следует внимательно ознакомиться с буксирными гаками и устройствами, ограничивающими поперечное перемещение буксирного троса.

Изучая спасательные устройства, следует обратить внимание на требования, предъявляемые Регистром к спасательным шлюпкам и шлюпбалкам – конструкции закрытий шлюпок, их движителям, принципу работы шлюпбалок и т.д.

Судоводителю в своей практической деятельности приходится постоянно сталкиваться с самыми разнообразными вопросами эксплуатации судовых систем. Главную трудность представляют сложные схемы трубопроводов, в которых необходимо тщательно разбираться, выясняя назначение всех узлов и деталей.

С работой трюмно-балластных систем тесно связаны безопасность и удифферентовка судна. В конструкции и схемах осушительной и балластной систем много общего, что облегчает их изучение. В то же время надо знать, в чем отличие этих систем и чем оно обусловлено. Следует внимательно отнестись к вопросу об очистке трюмных и балластных вод от нефтепродуктов. Этот вопрос приобрел в последние годы особую актуальность.

К изучению противопожарных систем нужно отнестись особенно серьезно, так как от их исправности и умения пользоваться ими зависит безопасность судна, грузов и людей. Почти все новые суда снабжены устройствами для автоматической сигнализации возникновения пожара. Знакомство с принципами работы этих систем надо считать совершенно обязательным. Из разновидностей систем тушения пожара все одинаково важны, однако каждая имеет свою область применения, свои достоинства и недостатки. Студент должен четко представлять, на каких принципах основано тушение пожара каждой из систем, в каких помещениях эти системы могут быть использованы.

В отношении грузовой системы танкеров следует помнить, что она на танкерах выполняет функции грузового устройства и от ее исправности зависит эффективность эксплуатации судна.

Особо важно знать маркировочные кольца трубопроводов различного назначения.

Используемые источники

1.СВ. Донцов Основы теории судна. – Одесса: «Латстар», 2001.

 2.A.M. Горячев, Е.М. Подругин Устройство и основы теории морских судов. – Л.: они, 1983.

 3. Е.Г. Фрид  Устройство судна. – Л.: Судостроение, 1989.

Просмотр содержимого документа
«РАЗДЕЛ №1 УСТРОЙСТВО МОРСКОГО СУДНА. НАБОР КОРПУСА МОРСКОГО СУДНА»











Лекция : ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАБОРОМ КОРПУСА НА СУДНЕ. СИСТЕМА НАБОРА КОРПУСА

И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. НАПРЯЖЕНИЕ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСА. СИЛЫ И МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ

НА КОРПУС.

ЦЕЛЬ:

1.Изучить основные элементы, детали, части набора корпуса судна и

его отдельных узлов;

2. системы набора и способы соединения частей корпуса судна и отдельных его деталей, узлов для определения напряжения и прочности судна;

3.общие понятия о напряжениях корпуса судна;

4. СИЛЫ И МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ НА КОРПУС.

ВЫПИСКА ИЗПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ.

В процессе изучения морского дела студент должен соблюдать единство терминологий и обозначений в соответствии с международными и национальными государственными стандартами и нормативными документами. Общепринятыми и широко применяемые в морской практике термины и словообразования, как на русском так и на английском языке.



ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ .



1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАБОРА И ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА:



2.КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА.



ЗАДАНИЕ № 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ НАБОРА КОРПУСА СУДНА: КИЛЬ, ШПАНГОУТЫ,СТРИНГЕРЫ,БИМСЫ,ФЛОРЫ,КНИЦЫ,ПИЛЛЕРСЫ,КАРЛИНГСЫ. Перекрытия корпуса: днищевое, бортовое, палубное

В характеристике дать развёрнутый ответ на такой элемент системы набора корпуса как ШПАНГОУТНАЯ РАМКА. За счет, каких частей набора корпуса происходит соединение перекрытий корпуса.

Корпус судна Шпангоутная рамка













Перекрытия корпуса судна











Днищевый набор Бортовой набор











Подпалубный набор























ЗАДАНИЕ № 2

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ СИСТЕМЕ НАБОРА КОРПУС А СУДНА: ПРОДОЛЬНОЙ,ПОПЕРЕЧНОЙ И КОМБИН ИРОВАННОЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМ - КИЛЬ, ШПАНГОУТЫ, СТРИНГЕРЫ, БИМСЫ ,ФЛОР.КНИЦЫ.ПИЛЛЕРСЫ,КАРЛИНГСЫ.









Поперечный набор Продольный набор

Поперечная система используется при строительстве небольших морских судов, вторая — при строительстве нефтеналивных судов, последняя — при строительстве военных кораблей и крупных морских судов[2].

При использовании поперечной системы набора балки главного направления идут поперёк корабля. Они состоят из шпангоутов по бортам (2),[3] флоров (6) по днищу и бимсов (1) под палубой. Шпация, или расстояние между осями двух соседних шпангоутов, при подобной системе набора составляет 45-60 см. Число продольных балок, используемых при поперечной системе набора и выступающих в роли перекрёстных связей, невелико и обычно не превышает 3-5 (вертикальный киль (12), стрингера)[2].

В продольной системе набора главные (неразрезные) балки проходят вдоль корабля и состоят из большого числа стрингеров, идущих непрерывно по днищу (3) и бортам (11), продольных бимсов под палубами, большого количества простых продольных балок, расположенных по днищу, бортам и верхней палубе (между стрингерами и продольными бимсами). При этой системе набора шпангоуты делаются из мощных рам со шпацией 1,5—2,5 м, разрезанных в местах пересечения с продольными связями.





Поперечный разрез корабля:

1 — обшивка днища; 2 — вертикальный киль; 3 — флор; 4 — ребра жесткости; 5 — днищевый стрингер; 6 — вырез для облегчения; 7 — шпангоут; 8 — кница; 9 — палубный угольник; 10 — бимс; 11 — настил палубы; 12 — обшивка борта; 13 — пиллерс; 14 — карленгс; 15 — настил внутреннего дна; 16 — фундамент.





ЗАДАНИЕ № 3 ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ КОНСТРУКЦИИ ОКОНЕЧНОСТЕЙ СУДНА,НАДСТРОЙКИ РУБКИ ДЫМОВОЙ ТРУБЕ,ШАХТЫ МКО,ФУНДАМЕНТА ГЛАВНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ,ВАЛОПРОВОДА,



Кормовая оконечность судна

































 а - обыкновенный нос транспортного судна с прямым наклонным форштевнем; б - нос судна ледового плавания; в - нос ледокола; г - клиперский нос с бульбом быстроходного круизного лайнера; д - бульбообразный нос нефтеналивного танкера; е - ложкообразный нос рыбопромыслового судна;

Кормовая оконечность судна.























1 – старн-пост, 2 –яблоко, 3 – подошва, 4 –пятка, 5 – рудерпост, 6 –рулевые петли, 7 –окно, 8 –арка, 9 – хвостовик, 10 –лыжина, 11 – съемный рудерпост, 12 – баллер руля, 13 – перо руля.

Кормовая оконечность судна. По очертаниям верх. части различают обыкновенную (эллиптическую), крейсерскую (с большим погружением), транцевую (с плоским срезом). К. с незамкнутым ахтерштевнем наз. открытой. На нек-рых реч. судах К. образует над гребными винтами свод, улучшающий условия их работы, - т. н. тоннельная К.

ТУННЕЛЬ ВАЛОПРОВОДА























ЗАДАНИЕ № 4 ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАПРЯЖЕНИЮ ,ПРОЧНОСТИ,СИЛАМ И МОМЕНТАМ КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА КОРПУС В ПРОЦЕССЕ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ.

















Давление воды

гДаблеше Воды





Изгиб судна на волнении: а — на вершине волны; б — на подошве волны.

1 — вышедший из воды объем; 2 — вошедший в воду объем; 3 — стрелка прогиба корпуса от действующих на него сил.

Конструкция корпуса судна должна обеспечивать его прочность, как на изгибе, так и при действии различного рода местных сил. Продольную прочность корпуса обеспечивают все конструктивные связи, непрерывные на значительной длине, порядка15 % длины судна.

Местную прочность корпуса, при воздействии забортной воды а также груза давящего внутри судна, обеспечивают днище и борт судна.






ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить значение МОРСКОЙ терминологии и обозначений по КОНСТРУКТИВНОМУ НАБОРУ МОРСКОГО СУДНА.



КИЛЬ, ШПАНГОУТЫ, СТРИНГЕРЫ, БИМСЫ фЛОР. КНИЦЫ. ПИЛЛЕРСЫ,КАРЛИНГСЫ. БРЕШТУК.

ФОРШТЕВЕНЬ. АХТЕРШТЕВЕНЬ. БАК. ЮТ. РУБКА. НАДСТРОЙКА.

СЛИП. ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ПЕРЕБОРКИ. ПАЙОЛ ДВОЙНОЕ ДНО. КОФФЕРДАМ. ВЕРХНЯЯ ПАЛУБА. ГЛАВНАЯ ПАЛУБА. НИЖНЯЯ ПАЛУБА. ФАЛЬШБОРТ. ЛЕЕРНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ. ШПАНГОУТНАЯ РАМКА.

ШПАЦИЯ. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КИЛЬ. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КИЛЬ. СКУЛОВОЙ ПОЯС . ШИРСТРЕК

ВЫГОРОДКИ. КОМИНГС. ШАХТА. ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС. ПЛАНШИРЬ. ШТОРМОВОЙ ПОРТИК.

МОСТИК. Ахтерштевень. (СТАРН-ПОСТ.РУДЕРПОСТ )

Бортовые перекрытия: обшивка борта, шпангоут, бортовой стрингер, рамный шпангоут, продольные ребра, палуба.

Конструкция днища со вторым дном, поперечная система набора: настил второго дна, флор сплошной, бракета у вертикального киля, голубица, киль вертикальный, ребро жёсткости флора, бракета у стрингера, стрингер днищевый, лаз, бракета скуловая, флор бракетный, шпангоут трюмный обыкновенный, кница скуловая, пайол щитовой, переборка поперечная, стойка рамная, стойка обыкновенная, стойкая доковая, флор

Выгородки, комингсы, шахты, надстройки, рубка, фундаменты, фальшборт, привальный брус и боковые кили, мостик, леерное ограждение, волноотвод, ветроотражатель, дымовая труба.

Ограждение палуб: волноотвод, леерное ограждение, фальшборт бака, юта. козырёк,

Ахтерштевень: рудерпост, петли руля, пятка, яблоко ахтерштевня , дейдвудная труба, старн-пост.

Отверстия в корпусе: грузовой люк, световые люки, сходные люки, , горловины, бортовой лацпорт. шахта. Выгородки.