СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тактика поведения с учащимися проявляющих действия аутодеструктивного характера

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности детей подросткового возраста с аутодеструктивным поведением, причины формирования. Способы и методы работы, направленные на преодоление провокационных проявлений у подростков.

Просмотр содержимого документа
«Тактика поведения с учащимися проявляющих действия аутодеструктивного характера»

Тактика поведения с учащимися, проявляющими провокационные действия аутодеструктивного характера.


Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня ы самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Агрессия — это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих детей, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния. Часто и родители этих детей также ведут себя агрессивно, и дети копируют это поведение. Это поведение чаще всего проявляется в отношении сверстников, и не редко по отношению к взрослым, встречается и избирательное отношение. Встречается, так называемая, аутоагрессия, когда ребёнок в эмоциональном беспокойстве причиняет вред себе (бъёт сам себя руками, об стену, причиняет вред себе различными предметами и т.д.). В этом случае педагоги обязаны очень осторожно, строить свою работу, чтобы не спровоцировать суицид, поскольку такой вариант также возможен.

Важно также различать:

- демонстративную агрессию, как средство получения желаемого;

- реальную агрессию, как эмоциональное состояние, которое ребёнок не всегда способен контролировать

Низкий уровень развития коммуникативных навыков. Этот показатель является следствием высокого уровня тревожности и высокого уровня агрессии, поскольку эмоциональное состояние ребёнка не позволяет ему строить адекватных взаимоотношений со сверстниками. При этом зачастую родительский стиль поведения, который они бессознательно копируют, не подразумевает конструктивного взаимодействия с окружающими. Поэтому такие дети чаще всего конфликтны и агрессивны во взаимоотношениях со сверстниками, либо наоборот боязливы и застенчивы, что также вызывает трудности при общении в группе сверстников.

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

Одной из основных причин отрицательного поведения является неправильное воспитание детей в семье. К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся:

неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка)

конфликтная семья, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой силой, существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках .

«асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречия с законом;

Отношение таких детей и подростков к учебе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего учебного коллектива.

Аддиктивное поведение. Также является следствием вышеописанных признаков. Сначала младший подросток уходит на улицу, затем там познаёт различные вредные привычки: сигареты, спиртное, наркотики, психоактивные вещества, сексуальная расторможенность, компьютерная зависимость, игромания и т. д. Таким образом, психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеют нарастающую динамику, и с постепенным взрослением ребёнка он переходит на этап более деструктивного развития. Поэтому важно проводить комплекс коррекционных мероприятий, как можно раньше, с учетом возрастных и психологических особенностей.

Основным и самым опасным является тот факт, что страдает, главным образом, не только здоровье и физическое развитие этих детей, но и эмоциональная и, что гораздо важнее, морально-нравственная сфера. Поскольку дети, от которых отказались их родители и родные, уже не имеют тех корней и к обществу не привязаны, они идут от него, а в некоторых случаях и против него. Поэтому очень важно правильно организовать работу с воспитанниками для того, чтобы, несмотря на «плохую» генетику, и семейную ситуацию развития этого ребёнка, у нас ещё было время показать им другую, более позитивную и добрую сторону жизни, чтобы у них был выбор.

Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы.

Говоря об особенностях подросткового возраста, следует коснуться такой важной современной проблемы, как акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

- реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;

- реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения

- реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым

- реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения – не лучшие образцы массовой культуры;

- реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);

- реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);

-реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми ( карты); эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой) паркур, футбол, сочиняет музыку, пение, легкая атлетика.

- реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);

- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувством – связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности - онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения).

На поведение воспитанников так же оказывает влияние акцентуация характера. В психологии выделяется 12 акцентуаций характера, но надо отметить, что по результатам диагностики наших воспитанников, практически у всех сочетается две и более акцентуации. Наиболее часто диагностируются следующие типы:


- Гипертимный - подросток кипит энергией, активен, стремиться быть лидером, не устойчив в интересах, не разборчив в знакомствах, не любит однообразия и дисциплину.

- Шизоидный - отгораживается от окружения незримой завесой, замкнутость, не умение понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных взаимоотношений.

- Истероидный - жаждет привлечь к себе внимание; потребность в восхищении, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении.


Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.


Способы и методы работы, направленные на преодоление провокационных проявлений подростков

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных подростков и тактики взаимодействия с ними:

Первая группа. Подростки, впервые совершившие проступок, или так называемые «случайные» нарушители. Их предшествующее поведение характеризуется обычно равнодушным отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще всего проступок они совершают под влиянием внезапно возникшей конфликтной ситуации; «случайные» нарушители либо постоянно находились под жестоким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости.

Способ работы: Таких подростков и юношей необходимо обязательно включить в деятельность коллективов , групп, внегрупповых и внеучебных профильных объединений с учетом их интересов, способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору). Воспитательная работа с такими подростками и юношами строится на положительных примерах(из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения и его последствий. Следует им помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовывать специальные занятия во внеучебное время). Надо установить постоянный контроль за такими детьми, но он не должен быть жестоким. Важно помочь подросткам найти друзей, соответствующих их темпераменту и способных на них положительно воздействовать.

Вторая группа. Подростки и юноши, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушны относятся к учебной деятельности, среди этих подростков и юношей наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.

Тактика взаимодействия: С такими подростками следует начинать работу с установления жесткого систематического контроля со стороны взрослых. Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния ,сосредоточить на повышении роли коллектива, где учится подросток , и определении содержания досуговой деятельности. Надо поощрять положительные моменты в поведении педагогически запущенных учащихся, постоянно держать в поле зрения все виды их связей с микросредой.

Третья группа. Подростки, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в учебном заведении и вне его, лживости, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков (юношей).

Тактика взаимодействия: С этими воспитанниками необходимо построить работу таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним. Надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми объединениями подростков, для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная деятельность. Поощрять подростка следует только тогда, когда данное ему общественно полезное поручение выполнено до конца.

Четвертая группа. Подростки или юноши, характеризующиеся устойчивой антиобществе6нной направленностью. К их числу относятся те подростки и юноши, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков и юношей наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых, юношеских группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и воспитателями барьер недоверия и даже враждебности.

Тактика взаимодействия: Каждому воспитателю надо быть более настойчивым в перестройке его отношения к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания должны помочь подростку почувствовать необходимость общения с наставником. Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка и юноши, за кругом их общения. С начального этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы подросток или юноша накапливал положительный опыт.

При планировании педагогической коррекции необходимо учитывать характерологические особенности учащихся. В беседах с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, обращать их внимание на социально положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивание, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать их на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков и юношей первой и второй групп может оказаться и медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, который может назначить только подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками и юношами должно быть направлено на организацию неослабного контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительным результатам- их почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком, переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

С подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя их на социально одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным).

В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками, «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками, юношами недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается целесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.