Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Волчанского ГО
Авторское многофункциональное пособие
«Тактильный планшет»
Автор,разработчик:
учитель-логопед
Шнайдер Ж.Н.
г. Волчанск – 2021 год
Актуальность
С помощью данного пособия можно создавать самые разнообразные игровые и проблемные ситуации, позволяющие ненавязчиво проходить все этапы формирование речевой системы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его возможно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Дидактическая функция пособия помогает реализовать принципы ФГОС ДО:
• насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
• вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи и методической темы;
• доступность – свободный доступ каждого ребенка как в совместной со взрослыми, так и в деятельности.
В пособие может использоваться разнообразный дидактический материал:
- цветные картинки разных животных и их детенышей, овощей-фруктов, растений, транспорта, имеющих ламинированную основу и изготовленные из ткани. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к планшету.
- наборы геометрических фигур разного цвета и размера и величины
- цветные картинки сказочных героев к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», ламинированные и из ткани, имеющие с обратной стороны ленту-липучку;
- картинки кукол с набором одежды для куклы-девочки и куклы-мальчика. На одежде кукол имеются липучки, при помощи которых куклы крепятся к планшету для создания игровых моментов.
- буквы и цифры, математические знаки в среднем и старшем дошкольном возрасте
- сюжетные картинки и др.
«Тактильный планшет» привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Аннотация к методической разработке
Название учебно-методической разработки: «Тактильный планшет».
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторики рук, снижать мышечное напряжение; развивать восприятие, внимание, графомоторные навыки, пространственное воображение; расширять представления об окружающем формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве; устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком.
Задачи:
Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.
Развитие лексико – грамматической стороны речи.
Развитие связной речи, совершенствование умений правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений.
Развитие мелкой моторики, ловкости рук, координации движений. 5
Развитие воображения, логики, мышления, способности к анализу и синтезу.
Развитие предметной деятельности, тактильной чувствительности; глазомера, закрепление сенсорных эталонов.
Воспитание дружеских взаимоотношений в игре между детьми, действовать по инструкции педагога.
Создание благоприятного эмоционального фона, а за счет массажного эффекта возможность повысить иммунитет и общий тонус организма ребенка.
Новизна
Представлена ранее не использованная в практике разработка и понятие «Тактильный планшет». Изготовлено авторское пособие «Тактильный планшет» и материалы к нему. Разработаны новые, либо адаптированы имеющиеся в практике развивающие игры и задания, тактильная гимнастика.
Практическая значимость инновационного педагогического опыта.
Данная разработка не требует больших финансовых и временных затрат при изготовлении и внедрении в практическую деятельность.
Метод может быть использован как педагогическими работниками дошкольных учреждений, узкими специалистами, так и семьями воспитанников в домашних условиях. Возможно использование не только в детских садах общеразвивающей направленности, но и в детских садах, практикующих инклюзивное образование.
Возможно изготовление различных форматов «Тактильных планшетов» в зависимости от поставленных целей и задач.
Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.
Описание пособия: Дидактическое пособие состоит из фоторамки, на которую с двух сторон прикреплена двусторонняя пайеточная ткань. По контуру рамки с одной стороны располагаются липучки. Картинный материал.
Примерный перечень дидактических игр,
при использовании пособия:
«Найди такого же цвета».
Цель: формировать умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Ход: педагог прикрепляет к рамке планшета предмет определённого цвета, ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.
«Кто где живет?». «Кто что ест?».
Цель: Учить определять пространственное расположение предметов относительно других предметов. Учить правильно употреблять предлоги в речи: в, за, перед, под, над, между.
Ход: Логопед прикрепляет к рамке планшета картинку с изображением животного, а ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.
«Дорожки».
Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Ход: Логопед предлагает ребенку прикрепляет к рамке планшета картинку (Например, Кот в сапогах) и предлагает детям помочь ему дойти до замка людоеда. Для этого нужно проложить дорожку (вести пальчиком дорожки), произнося при этом слоги или слова с автоматизированным звуком.
«Разноцветные змейки».
Цель: развивать у детей навык давать характеристику звуку (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой); развивать предпосылки к обучению грамоте.
Ход: Логопед предлагает ребенку картинку (прикрепляя на липучку, или просто ставя на поле планшета с одной стороны) содержащую автоматизированный звук, и произносит его. Ребенок выделяет заданный звук, дает характеристику и ведет пальчиком дорожку к картинке с соответствующим цветом, расположенной на противоположной стороне игрового поя.
«Цветные домики».
Цель: обучение навыку звукового анализа слова.
Ход: Перед ребенком (детьми) картинки: красного, синего и зеленого цвета. Логопед предлагает ребенку поиграть со словами и поселить их в домики определенного цвета. «колючими», для этого нужно выполнить задание.
Задание: Посмотри, что нарисовано на картинке, какой звук первый в этом слове, дай характеристику этому звуку, каким цветом его обозначаем? Выбери домик соответствующего цвета, проведи к нему дорожку. Далее ребенок дает характеристику каждому звуку в слове и под картинкой выкладывает схему слова с помощью домиков.
«Слово делится».
Цель: обучение навыку деления слов на слоги
Ход: Перед ребенком (детьми) прикрепляется на липучку, или просто ставится на поле планшета с одной стороны картинка с изображением домика с 1, 2, 3, 4, окошками. Детям предлагаются предметные картинки, расположенные на противоположной стороне пол я. Необходимо назвать картинку, определить количество слогов в слове, и провести дорожку в нужный домик.
«Сломаные буквы».
Цель: профилактика оптической дисграфии.
Ход: Логопед предлагает ребенку починить буквы. («достроить» недостающие элементы). Посмотри, я хотела написать буквы, но они сломались. Поможешь мне починить буквы? Посмотри на первую букву, ты уже догадался, какую букву я хотела смастерить? Какого элемента недостает этой букве? Какая буква у тебя получилась?
Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Использование тактильного планшета помогает сделать коррекционно – логопедическую работу разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения.