СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТАНИНА С. Б. Урок "Пушкинский Емельян Пугачёв - злодей или герой? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») VII класс РЯиЛ 2019-3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТАНИНА С. Б. Урок "Пушкинский Емельян Пугачёв - злодей или герой? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») VII класс РЯиЛ 2019-3»


С. Б. Танина, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 4 г. Жодино» Минской области

Пушкинский Емельян Пугачёв - злодей или герой?

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

VII класс

Цели урока: исследовать текст повести и выявить отношение к Пугачёву участников событий, автора и читателя; помочь учащимся сформировать собственное мнение о героях повести; содействовать развитию умения работать с текстом литературного произведения как источником информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина,

Е. Пугачёва, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

Эпиграфы:

  1. «Богоотступник и злодей, поправший законы божеские и человеческие... беглый донской казак Емелька Пугачёв...»

  2. ... При первом взгляде

Он виден: плут, казак прямой.

В передовом твоём отряде

Урядник был бы он лихой.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка учебной задачи.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом нашего исследования будет Емельян Пугачёв, один из главных персонажей произведения. Его портрет вы видите на доске: «Пугачёв в цепях» (копия с гравюры 1834 года, подготовленная для книги Александра Сергеевича Пушкина «История пугачёвского бунта»), а также иллюстрации к повести, выполненные художниками Никитой Фаворским (1938), Сергеем Герасимовым (1950—1951), Павлом Буниным (1961).

Главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся ответить: пушкинский Емельян Пугачёв — злодей или герой? Давайте вместе обсудим, кого называют злодеем, а кого — героем. (Ответы учащихся.)

Словарная работа

Злодей — 1. Человек, который совершает злодеяния или способен на них, преступник.

2. Употр. как бранное слово (разг.)

Герой — 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. 4. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

  1. Поиск путей решения задачи.

  • Чтобы решить задачу, необходимо построить план рассуждения, определить, как относятся к Пугачёву люди, его окружавшие, автор, читатель. Чьими глазами мы видим Пугачёва в повести? (Мятежников, т. е. народа; дворян, т. е. защитников власти; Гринёва, Пушкина.)

  • Давайте построим план, которому будем следовать, анализируя повесть. Кроме того, учтём точки зрения не только персонажей повести и автора, но и нас, читателей, так как истинный читатель должен не только поглощать информацию, но и думать, вырабатывать своё отношение к прочитанному. Итак, наш план будет выглядеть следующим образом.

  1. Точка зрения народа.

  2. Точка зрения дворян.

  3. Точка зрения Гринёва.

  4. Точка зрения Пушкина.

  5. Точка зрения читателя.

  • Составим кластер, который будем заполнять по ходу урока.

  1. Решение промежуточных задач (работа в группах).

Класс делится на пять групп, каждая из которых решает свою задачу, т. е. определяет точку зрения на Пугачёва какой-либо одной стороны. В состав группы входят как более активные, так менее активные учащиеся (в идеале — группы подбираются по желанию). Группа, исследуя текст, делает записи, так как все высказывания должны подтверждаться текстом.

1-я группа (народ).

  • Как встречали Пугачёва простые люди во взятых им крепостях?

  • Кем для них был Пугачёв?

  • Чего они ожидали от него?

  • Боятся ли его люди и почему идут за ним?

2 группа (дворяне).

  • Кого можно причислить к лагерю дворян, враждебных Пугачёву?

  • Как отзываются о Пугачёве люди, защищающие царский трон?

  • Почему они стремятся уничтожить Пугачёва?

  1. я группа (Гринёв, рассказчик).

  • К какому лагерю относится Гринёв?

  • Чувствует ли он ненависть к «ужасному» человеку Пугачёву?

  • Какие обстоятельства связали их так крепко?

  • За что признателен Гринёв Пугачёву?

  • Какие положительные и какие отрицательные черты видит он в Пугачёве?

  • Почему Гринёв жалеет Пугачёва?

  1. я группа (автор повести).

  • Пушкин и Гринёв — это одно лицо?

  • Совпадает ли точка зрения на личность Пугачёва у автора и рассказчика?

  • Как относится Пушкин к Пугачёву?

  • С помощью каких средств Пушкин выражает своё отношение к герою?

  • Сделайте вывод об отношении автора к Пугачёву, проанализировав эпиграфы, речь героя, вставные эпизоды.

  1. я группа (читатели).

  • Понравилась ли вам повесть?

  • Какие эпизоды повести особенно запомнились?

  • Кто, на ваш взгляд, главный герой повести?

  • Какую роль в произведении играет Пугачёв?

  • Какое влияние оказывает он на судьбы героев повести?

  • Какое отношение к Пугачёву сложилось у вас после прочтения «Капитанской дочки?

V. Выступления групп.

Представители групп высказывают мнение группы, приводят аргументы в пользу своей точки зрения, привлекают текст, выразительно зачитывая отрывки.

  1. я группа. Народ (крестьяне, казаки, работные люди, малые угнетённые народы) на стороне Пугачёва. Они любят его, почитают, для них он является героем. В нём «тёмные» люди видят царя Петра III, своего защитника, избавителя, мстителя за нанесённые им обиды, ведь он обещает им волю, землю, уничтожение дворян — их обидчиков и врагов. Народ верит Пугачёву. Он «грозный вождь восставших», который может помочь им выйти из тяжелейшего рабского положения.

Учащиеся зачитывают отрывки из глав «Приступ», «Разлука».

  1. я группа. К лагерю дворян относится Екатерина II, которая дала им все привилегии и получила их поддержку; офицеры и коменданты, которые присягали ей и клялись в верности. Все они враги Пугачёва и хотят его уничтожить, потому что он поднял руку на защищаемую ими власть. Для них он самозванец, дерзко присвоивший имя Петра III, злодей, разбойник, убийца, который вместе со своей бандой черни проливает кровь защитников империи, грабит и разоряет имущество дворян, сжигает непокорные крепости и города, вешает своих врагов.

Учащиеся зачитывают отрывки: письмо правительства, присланное капитану Миронову в Белогорскую крепость (гл. VI «Пугачёвщина»).

  1. я группа. Пётр Гринёв — дворянин, т. е. враг Пугачёва. Но он не может ненавидеть его так, как остальные защитники царской власти. Множество обстоятельств связали их незримыми нитями. Он многим обязан Пугачёву (помощь во время бурана в степи, спасение от смерти при взятии крепости, освобождение Маши из рук Швабрина). Гринёв относится к нему с симпатией, так как видит в нём не врага, а человека со множеством положительных черт. С каждой встречей он открывает в Пугачёве нечто новое, интересное:

  • хладнокровие, сметливость и тонкость чутья, приятное лицо с плутовским выражением (гл. «Вожатый»);

  • жестокость и ненависть к непокорным (гл. «Приступ»);

  • милосердие, чувство благодарности за услуги;

  • нет у него в лице ничего свирепого; отношение к сподвижникам товарищеское; нечто поэтическое и трагическое во время исполнения народной песни (текст песни зачитать); способность на искреннее веселье и смех; уважает в человеке честность, искренность, откровенность (гл. «Незваный гость»);

  • отблагодарил Гринёва, дав лошадь и тулуп и отпустив его (гл. «Разлука»);

  • смелость, дерзость, хвастливость и самонадеянность в разговоре об успехах и планах заметил Гринёв в Пугачёве, но тот ещё и талантливый, умелый руководитель и военачальник; кроме того, он видит шаткость своего положения: «Улица моя тесна...» (гл. «Мятежная слобода»);

  • внимательно и сочувственно относится к людям, которые нуждаются в его помощи, защищает сирот (гл. «Сирота»).

Гринёв видит в Пугачёве человека умного, доброго, решительного, смелого, но сочувствует, жалеет его, думая, что бунт пугачёвцев — это ошибка, которую можно исправить, отдавшись на милость царице, т. е. Гринёв смотрит на Пугачёва как дворянин, защитник монархии.

  1. я группа. А. С. Пушкин — автор. Его точка зрения во многом совпадает с точкой зрения рассказчика — Гринёва. Но отождествлять их нельзя. Пушкин относится к Пугачёву тоже с симпатией, но вкладывает в этот образ гораздо больше, чем видит в нём Гринёв. Своё отношение к Пугачёву автор не выражает открыто. Его отношение к герою можно понять, проанализировав эпиграфы, речь героя, вставные эпизоды (сон Гринёва, песня пугачёвцев, сказка Пугачёва).

Сон оставил в душе Гринёва ужас и недоумение, а Пушкин подсказывает нам, что сон «вещий», он предвещает, предсказывает будущее: Гринёв ещё встретится с мужиком с чёрной бородой. Он будет его благодетелем, в нём соединяется и страшное, и ласковое, ' злое и доброе.

Песня пугачёвцев произвела на Гринёва огромное впечатление, потрясла его «каким- то пиитическим ужасом», как будто разбойники пели о своей неминуемой гибели. Пушкин хотел опоэтизировать Пугачёва и его товарищей, приблизить их к фольклорным образам удальцов, молодцев, богатырей. Песня окрашивает исполнителей в высокий поэтический и трагический тон.

Не случайно и речь Пугачёва, живая, меткая, простая, энергичная, наполнена пословицами и поговорками. Пугачёв у Пушкина — выразитель народной мудрости, ума .и талантливости русского человека.

Поэт отождествляет Пугачёва с орлом, птицей вольной, свободной, которая не променяет свою свободу на долгую спокойную жизнь, хотя знает, что жизнь будет полна

опасностей и битв, что она будет короткой. С каким «диким вдохновением» Пугачёв рассказывает свою сказку! Его вдохновляет образ орла, с презрением относящегося к сытому благополучию ворона, всю свою долгую жизнь клюющего мертвечину, боящегося риска, борьбы, опасности.

По мнению Пушкина, Пугачёв — замечательная личность, военачальник большого масштаба. Писателя всегда привлекали сильные, мятежные личности, не ведающие страха, мечтающие о воле, протестующие против несправедливости. Пушкин признаёт справедливость борьбы Пугачёва, хотя успеха её не видит.

5-я групп. О Пугачёве у нас сложилось очень противоречивое мнение. Сразу мы видим очень простого, лукавого, находчивого, мудрого мужика. Речь его усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «...будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».

Затем он выступает в роли вождя, государя, ведёт себя важно, по-царски, говорит величаво и гордо: «Как ты смел противиться мне, своему государю?.. Присягай, — сказал ему Пугачёв, — государю Петру Фёдоровичу!»; «...Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умёту, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель...»

В сценах захвата Белогорской крепости Пугачёв предстал перед нами как жестокий и бессердечный человек: он убивал невинных людей, считал себя государем, мог судить, кто прав, кто виноват. Но затем опять мы видим доброго, отзывчивого, справедливого, душевного человека. Пугачёв любит правду, справедливость, презирает лжецов и предателей. Он отважный, смелый человек.

  1. Подведение итогов урока.

  • Вот мы и подошли к моменту, когда наш кластер заполнен.

  • Как вы думаете, все точки зрения на личность Пугачёва можно считать справедливыми, объективными? (Все мнения, кроме Пушкина, однобокие, субъективные. Каждая сторона смотрит на Пугачёва в соответствии со своим положением в обществе, со своим представлением о справедливости.)


Пугачёв

Автор: удалец, молодец, бунтарь, народный герой

Гринёв: жестокий, но умный, сильный, чуткий, добрый

Народ: царь-батюшка, спаситель, избавитель, мститель

Читатель: умный, смелый, жестокий, справедливый

Дворяне: злодей, самозванец, разбойник, убийца


  • И всё-таки пушкинский Пугачёв — злодей или герой? (Герой. Пушкин смотрит на Пугачёва и его восстание как государственный деятель, оценивая объективно обе воюющие стороны. Пугачёв у него не только бунтовщик, но и человек. Пушкин не идеализирует его. Это противоречивая личность, в которой, как и в любом человеке, перемешано хорошее и плохое. Хорошего значительно больше.)

  • А теперь, ребята, обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Какое из этих мнений принадлежит Пушкину? (Второй эпиграф:

...При первом взгляде

Он виден: плут, казак прямой.

В первом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

Поясняем: плут — хитрый, прямой — решительный, урядник — казачий унтер-офицер, лихой — молодецкий, удалой.)

  • Да, действительно, Пушкин писал эти строки для Д. В. Давыдова, посылая ему свою книгу «История пугачёвского бунта». А у кого противоположное мнение о Пугачёве? (Ответы учащихся.)

  • Ребята, мы попытались сегодня ответить на довольно сложный вопрос, оценить разные мнения об одном человеке. Сложный он потому, что не всегда эти мнения лежат на поверхности. В нашу задачу входит и определение своего отношения, формирование своего мнения, своей точки зрения на личность Пугачёва.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю себе Е. Пугачёва».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс