СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танцевальная культура Курской области

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский танец явление синкретичное. Танцевальная культура Курской области интересна и многогранна

Просмотр содержимого документа
«Танцевальная культура Курской области»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №6» г. Курска















Тема доклада:

Танцевальная культура Курской области




преподаватель хореографического отделения

Мицкая Кристина Александровна









Курск 2018


ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЦЕНТРАЛЬНО - ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА (КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ)


Танец представляет собой один из старейших видов искусств, он является очень интересным, многогранным, ярким, и несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков. В основе народного танца лежат и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по всей нашей планете.

Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих ее народов. «Как в быту, так и в искусстве обитатели юга, севера, запада и востока необъятной русской земли отличались своеобразием, внешними формальными различиями. Эта особенность сохранилась и до наших дней, и мы видим, насколько такое внешнее разнообразие при единой духовной сущности обогащает все русское искусство, в том числе и хореографию», - пишет К. Голейзовский.

В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них - это русские. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Таких регионов всего одиннадцать: 1. Северо-западный регион, 2. Центральный регион, 3.Волго-вятский регион, 4.Центрально-черноземный регион, 5. Поволжье, 6. Северо-кавказский регион, 7. Уральский регион, 8. Западно-сибирский регион, 9. Восточносибирский регион, 10. Дальневосточный регион, 11.Кали-нинградская область.

В данной работе рассмотрим Центрально-черноземный регион на примере Курской области.

Русская хореография, ее выразительные средства формировались у оседлых племен славян, сохранивших еще родовой строй. Хореографию характеризует связь с языческими верованиями на Руси, где получили распространение стихийные игрища.

Как писал в своей книге К. Голейзовский: «Древнерусские игрища должны были являть собой нечто поистине стихийное. Это массовое творчество было исполнено неукротимой народной воли и силы» С течением времени игрища стали неотъемлемой частью русской жизни. Ими отмечались наиболее важные события в общественной жизни: начало посевов, сбор урожая или же приход весны, лета, осени и зимы, а также и события бытового характера (помолвки, свадьбы, рождение детей и т.п.). Среди танцев встречаются и такие, в которых фантазия народа обращается к природе или ее явлениям: «Солнышко», «Репей», «Капуста», «Метелица», «Мак». С годами в игрищах закрепились два вида организованного плясового действия. Это были хороводы разомкнутый и сомкнутый. Песня и танец в народном творчестве, выступая вместе, обогащали друг друга.

Здесь и девичье гадание с плетением веночков, и рассказ о доле «отданной в замужество», и о «солдатской судьбе». Каждый край, регион, область имеет свою культуру. Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. Не исключением стал и Курский край.

В песнях, созданных народным творчеством, воспевается труд. Ему посвящает народ и свои танцы. Весенние хороводы (встреча весны, красная горка, семик) наиболее поэтичны и радостны. Красота человека, родной природы и подвига во имя Родины издревле была ведущей идеей в творчестве народа.

И хоровод, и перепляс очень распространенные формы русских танцев. Удачно определил хоровод композитор Борис Астафьев: «Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню соответственные ее тексту сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада». Асафьев подчеркивает связь хоровода с песней, его игровой действенный характер, отражение в нем важных жизненных моментов.

Русские люди были в основном земледельцами, а поэтому в народном творчестве так сильно мотивы единства человека и природы. Люди Курской области воспевают необъятность окружающей природы, целостность и каждую дорогую ему деталь. Это и «травушка-муравушка», и «зелен дол», и «кудрявая березонька». С великим чувством люди передают в народных песнях, танцах, сказаниях настроение, которое вызывает в них красота земли русской.

Русский народный танец - явление синкретическое, он органически связан с пением и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком.

В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенные традиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. В Курской области в основном преобладают «карагоды» и танки-хороводы. К карагодам или карагодным пляскам «У ворот верба стояла», «Улица, улица широкая», «Ой, ты, Варя», «Старик», «Камаринская», «Татарочка», «Журавель» - пляска парами по кругу.

За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.

Особенности лексики, рисунка танца Центрального-Черноземного региона России (Курская область)

Танцевальная культура Курской области складывалась, как и культура других областей. Курская область - одна из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое количество танков, карагодов, массовых плясок, манера, композиция, лексика от которых зависит от времени года, от места, где исполняется, от количества участников, от фантазии ведущих (танковщицы) или ведущего (танковщика), роль которых непроста и исполнять ее мог не каждый.

Изучению песенно-музыкального, таночно-карагодного жанра данной области посвятили свои работы многие этнографы, но большее внимание этому жанру в своей исследовательской деятельности уделила А.В. Руднева.

По определению А.В.Рудневой, в Курской области утвердившееся в науке и литературе слово «хоровод» получило народную транскрипцию «каравод», «карагод», но с несколько иным смыслом против общепринятого. Карагод-род пляски парами, тройками по кругу, в основе которой лежат индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная незаменимость плясуна, плясуньи, пары или тройки солистов от других пляшущих. Исполняются карагоды чаще всего под игру музыкантов, стоящих в кругу, лицом в центре круга. Вокруг них образуется внешний круг, который движется обязательно против хода солнца, а музыканты или хористы, стоящие во внутреннем круге, движутся по солнцу. Встречаются три круга: один круг центральный-это музыканты, второй-участники карагода, которые стоят друг против друга парами, тройками-женщины в паре и перед ними мужчин, третий круг-это зрители.

К карагодам или карагодным пляскам «У ворот верба стояла», «Улица, улица широкая», «Ой, ты, Варя», «Старик», «Камаринская», «Татарочка», «Журавель» - пляска парами по кругу. Может исполняться и в нескольких кругах (петельках) одновременно. Это зависит от количества участников. Заводились эти круги (петли) вокруг музыкантов. «Тимоня» - пляска тройками по кругу, вокруг музыкантов.

Танки-хороводы преимущественно плясового характера, с развитыми хореографическими построениями, множеством движений и фигур. Делятся танки на два типа: танки-шествия, или пляски с движением вдоль улиц, танки-пляски на месте по кругу, или «стенка на стенку». Исполняются танки преимущественно под песни самих участников.

Водятся танки с наступления весны и до глубокой осени. К ним относятся «Таня, Танюша!», «Заплетаю я плетень, «А летала пава», «Ай да в городе во Белеве», «Кудрявое дерево» и многие другие.

По композиционному построению танки разнообразны: замкнутый круг в форме подковы; рядами, петельками, загзагами ( кривой танок). Линейные танки водятся с поясами или полотенцами. Круговой танок в отличие карагода движется обязательно по ходу солнца.

Участниками танков и карагодов могут быть мужчины и женщины (в некоторых селах мужчины участия не принимают), девушки и юноши, иногда можно встретить в качестве участников детей.

Манера у женщин в танцах Курской области различная. У женщин движения упруго-ритмичные, сопровождающиеся различными положениями и взмахами рук. Такое впечатление, что руки движутся непрерывно, их надо поднимать вверх и, легко вибрируя, шевелят пальцами, то складывают на груди, то женщина движется, наступая на юношу, «подбоченясь».

Мужчины, проделывая непрерывные движения ногами в сочетании дроби с прыжками и присядками, махая руками, при этом должны быть полны внимания к девушкам, движутся по всему кругу. О манере мужчин и женщин в Курской области можно также судить по высказываниям самих участников: «Пляшут все одно, а выходка разная», «Женщина пляшет – будто спешит, а мужчина пляшет – будто придерживает». О мужчине говорят, что тот не плясун, который не умеет вприсядку плясать. Об умении девушки нести себя говорят: «Идет, как пишет, как муха дышит». Мужчины в конце исполнения какого-то движения часто становятся на одно колено и бьют руками по земле, по голеням, голове, вертятся вокруг себя.

Во время танца юноша приговаривает: «Гац! Гац! Гац!», присвистывает или пропевает строку из частушки или песни. Нарпимер: «Есть на деревне тихоня, недотрога парень Тимоня…» и т.д.

Женщины во время танца поют реже, но могут участвовать в качестве солистов-хоровиков, стоящих в центре круга вместе с музыкантами. А во время пляски приговаривают: «И-шо, и-шо» или «И и-их, и-их!» и т.д.






РАЗБОР ТАНЦА ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА РОССИИ «ТАНОК С ПОЯСАМИ» ПО ЗАПИСИ

Описание танца, рисунок, основные положения рук, ног, положения в паре

В композиции участвуют восемь девушек и восемь юношей. Перед началом танца юноши стоят вдоль правой кулисы в затылок друг другу, девушки – в правом нижнем углу в затылок друг другу. Кроме пояса, являющегося составной частью костюма, у девушек намотан пояс, с которым будут танцевать.

Первая фигура – 16 тактов.

1-4 такт. Юноши лицом к зрителю движутся к левой кулисе движением 1, руки в положении 15. Девушки движутся по авансцене к левому нижнему углу тем же движением, положение рук то же.

5-8 такт. Встретившись в левом нижнем углу, каждая пара разворачивается и , не меняя движения, движется по диагонали в верхний правый угол. Юноша правой рукой обнимает девушку за талию сзади. Левая рука юноши и руки девушки положения не меняют.

9-12 такт. В верхнем правом углу на каждый такт юноши в каждой паре берутся левой рукой за конец пояса, который предназначен для танца, девушки разворачиваются от юношей, также берут правой рукой за другой конец пояса. Развернувшись лицом в нижний левый угол ,образовав «ручеек», все друг за другом движутся обратно. Положение свободных рук и движение ног не меняются.

13-16 такт. Дойдя до левого нижнего угла, каждая пара боком движется вдоль левых кулис, не меняя движения и положения рук, заводит на круг.

Вторая фигура – 16 тактов

1-4 такт. Юноши во внутреннем круге, положив правые руки на плечи рядом стоящего юноши, руки с поясами подняты вверх движением 3, движутся по ходу часовой стрелки. Девушки, подняв правые руки вверх, левые – не меняя предыдущего положения, вращаясь под правой рукой, движением 13 движутся также по ходу часовой стрелки.

5-8 такт. Пары из верхнего левого угла, не меняя положения рук и движения вдоль задника, движутся в верхний правый угол, заводя на линию.

9-12 такт. Юноши, развернувшись лицом к зрителю движением 9, девушки – движением 12, движутся линией к авансцене. Правые руки юношей на плече рядом стоящего исполнителя. Левая рука юноши и правая рука девушки держат за концы пояса. Левые руки девушек в кулачке на поясе.

14-16 такт. Юноши через центр движением 6 (положение рук не меняется) движутся к заднику. Девушки движением 1(положение рук 6) движутся к левым и правым кулисам. На вторую половину 16-го такта юноши в центре сцены подходят друг к другу, один конец пояса отдают напротив стоящему юноше и, отойдя друг от друга, образуют «ручеек» из поясов. Девушки образуют у правых и левых кулис кружки.

Третья фигура – 12 тактов.

1-4 такт. Юноши на месте через одного в каждой линии исполняют движение 14. На 4-й такт все встают в исходное положение. Девушки на 1-4-й такт движением 1 (положение рук 6) движутся на месте по кругу в левую и правую стороны.

5-8 такт. Девушки, взявшись за руки, «змейкой» движением 1 обходят каждого юношу и движутся к заднику. Юноши, подняв руки с поясами наверх, на месте исполняют движение 13.

9-11 такт. Девушки, не меняя движения и положения рук, через центр под поясами движутся к авансцене. Юноши на месте, не меняют положения рук и движения.

12 такт. Девушки, не меняя движения, но разъединив руки, забирают у юношей пояса, поворачиваются друг к другу лицом. Юноши, отдав девушкам пояса, по парам движение 11 разворачиваются друг от друга.

Четвертая фигура – 8 тактов

1-2 такт. Девушки на месте исполняют то же движение, что и в 12-м такте. Юноши движением 12-го такта, обходя своих девушек под поясами, движутся к центру.

3 такт. Девушки, не меняя движения и положения рук, разворачиваются для образования «звездочки» в центр круга. Юноши, не меняя движения, парами, руки на плечах у партнера, выходят из центра, образуя «внешний круг».

4 такт. Не меняя положения рук и движения, пары из девушек и юношей разворачиваются в обратном направлении, меняясь местами.

5-6 такт. Юноши движением 13 обходят дважды вкруг себя, разворачиваются лицом из круга. Девушки, положив правые руки на пояса своим партнершам, а левые с поясами подняв вверх в стороны, вращаясь «упаданием», движутся против хода часовой стрелки.

7-8 такт. Девушки, отойдя друг от друга на вытянутые пояса, подняв руки наверх, на месте исполняют движение 13. Юноши, не меняя движения, под поясами проходят мимо девушек в другую сторону.

Пятая фигура – 24 такта.

1 такт. Юноши тем же движением разворачиваются к девушкам лицом и берутся правыми руками за середину пояса. Девушки продолжают исполнять то же движение, не меняя положения рук, поворачиваются лицом к одному и спиной к другому юноше.

2-3 такт. Юноша, к которому девушка стоит лицом, исполняет движение 18, юноша, к которому девушка стоит спиной, исполняет движение 9. Девушки исполняют движение 13(положение рук не меняется). Все движутся против хода часовой стрелки.

4-5 такт. Девушки поворачиваются лицом к другому юноше, не меняя при этом положения рук. Юноша, к которому девушки лицом, продолжает движение 9. Юноша, к которому девушки спиной, исполняет движение 18. Все движутся против хода часовой стрелки.

6 такт. Юноша движением 13 подходит к стоящей справа от него девушке, забирает из ее левой руки пояс и становится лицом напротив него стоящей девушки. Пояс у девушки и юноши в правой руке. Лвые руки опущены вниз вдоль корпуса.

7-9 такт. Все движением 1, правые руки с поясами подняты вверх, левые – в положении 15, меняются местами, движутся в правую и левую стороны «шеном», одни – по часовой стрелке, другие – против часовой стрелки. Смена местами на один такт. Когда идут в круг, руки с поясами вверх, когда идут из круга с поясами опускаются вниз. Положения левой руки не меняется.

10-13 такт. По две пары, развернувшись лицом друг другу, движутся навстречу друг другу движением 13, исполняют «нырки в воротце». Первые «воротца» образуют пары, идущие против хода часовой стрелки. Пары, стоящие по ходу часовой стрелки, ныряют в «воротца» (нырок исполняется на один такт). При образовании «воротц» правые руки держат пояса, левые в положении 15. Когда проходят «воротца», правые руки с поясами опускаются вниз. Левыми руками о руку партнера. Удар на каждую восьмую такта.

14-16 такт. Из верхнего правого угла все пары друг за другом, образуя «ручеек», движением 13 движутся по диагонали в нижний левый угол.

17-24 такт. Девушка, стоящая в верхнем правом углу, заводит всех через «ручеек» в нижний левый угол и движением 13, пройдя через «ручеек», уводит всех в нижний правый угол. Во время движения через «ручеек» уводит всех в нижний правый угол. Во время движения через «ручеек» руки соединены и опущены вниз. Во время движения вдоль авансцены руки поднимаются вверх.

Манера у женщин в танцах Курской области различная. У женщин движения упруго-ритмичные, сопровождающиеся различными положениями и взмахами рук. Такое впечатление, что руки движутся непрерывно, их надо поднимать вверх и, легко вибрируя, шевелят пальцами, то складывают на груди, то женщина движется, наступая на юношу, «подбоченясь».

Мужчины, проделывая непрерывные движения ногами в сочетании дроби с прыжками и присядками, махая руками, при этом должны быть полны внимания к девушкам, движутся по всему кругу. Основные положения рук женщин и мужчин в танцах Курской области очень разнообразны. Приведем примеры всех положений рук исполнителей:

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, которые опущены вниз, ладони лежат на груди.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Одна рука в кулачке – на поясе сбоку, другая поднята вверх. Во время танца поднята рука с платочком, девушка машет им над головой.

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вниз, кисти тыльной стороной наружу. Во время танца обе руки со слегка согнутыми локтями поднимаются перед собой на уровне лица, ладонями вниз и возвращаются в исходное положение.

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса. Во время танца обе руки, согнутые в локтях, поднимаются на уровне головы. Кисти открыты, «играют» или «шевелят» пальцами.

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки подняты над головой, кисти открыты ладонями вперед. Во время танца руки переводятся в правую или левую сторону.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, направлены вперед. Кисти открыты ладонями «вовнутрь», навстречу друг другу. Во время танца, не меняя положения рук, исполнители движутся то в правую, то в левую сторону.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях перед грудью. Кисти открыты ладонями вниз. Одна кисть над другой, но друг к другу не прикасаются. Во время танца кисти движутся одна вокруг другой, не меняя положения, к себе и от себя.

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Обе руки опущены вниз вдоль корпуса, кисти свободны. Во время танца исполняется хлопок в ладоши над головой и руки возвращаются в исходное положение.

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки свободно опущены вниз вдоль корпуса. Во время танца руки через стороны поднимаются вверх, кисти сгибаются ладонями вниз, пальцы в стороны, а затем руки возвращаются в исходное положение.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки подняты вверх. Локти слегка согнуты, кисти ладонями вниз, пальцы в стороны. Не меняя положения, исполняют различные переходы, движения, вращения.

- Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вниз вдоль корпуса. Кисти тыльной стороны наружу. Во время танца поднимаются вперед или в сторону по очереди то правая, то левая рука.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Обе руки свободно опущены вдоль корпуса. Во время танца одна рука слегка сгибается в локте, поднимается до уровня груди, кисть открывается ладонью вперед. Одновременно плечо слегка движется вперед и вверх.

- Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Одна рука вытянута в сторону ладонью вниз, другая согнута в локте на уровне груди. Кисть – ладонью вниз. Во время танца, не меняя положения рук, юноша обходит девушку или исполняет поворот вокруг себя, наклонив корпус в сторону в локте руки.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки вытянуты в локтях, раскрыты в стороны ладонями вниз. Во время танца кисти и пальцы исполняют легкую «вибрацию».

- Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, кулачками лежат на поясе сбоку.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях и образуют «калачик» перед грудью. Пальцы слегка собраны тыльной стороной наверх. Во время танца локти опускаются вниз, поворачиваются кисти то тыльной стороной, то ладонями вперед. Иногда это сочетается с хлопками в ладоши перед грудью.

- Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоль корпуса, кисти слегка собраны в кулачок. Во время танца руки через низ переводятся то в правую, то в левую сторону.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Обе руки находятся перед собой. Одна рука согнута в локте, другая вытянута в локте, кисти открыты ладонями вперед. Во время танца руки поочередно вытягиваются в локтях. Кисти положения не меняют.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки опущены вдоь корпуса, кисти слегка собраны в кулачок. Во время танца руки через стороны наверх переводятся то в правую, то в левую сторону.

- Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, лежат на поясе сзади тыльной стороной кисти.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки слегка согнуты в локтях, открыты перед ладонями вверх. Во время танца руки поднимаются вперед и в сторону выше головы и возвращаются в исходное положение.

- Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях на уровне груди. Кисти открыты ладонями вперед. Во время танца руки открываются в сторону, локти вытягиваются, кисти поворачиваются ладонями вверх и возвращаются в исходное положение.

- Исполнительницы стоят рядом друг с другом. «Внутренние» руки опущены вниз и соединены. «Внешние» руки согнуты в локтях, держат платок. Во время танца «играют» платком, машут им в разных направлениях.

- Исполнители стоят лицом в круг по три человека. Руки согнуты в локтях и соединены на уроне плеч.

- Исполнители по три человека стоят лицом в круг. Руки раскрыты в сторону, вытянуты в локтях и соединены.

- Исполнители стоят лицом в круг или из круга. Руки согнуты в локтях, соединены ладонями с ладонями рядом стоящего партнера. Во время танца, не меняя положения рук, исполнители слегка покачиваются вверх-вниз.

- Исполнители стоят по ходу танца лицом из круга. Руки опущены вниз и держатся за концы платков. Во время танца, не меняя положения, поднимаются вверх и опускаются в исходное положение.

- Исполнители стоят по ходу танца лицом в круг или из круга. Руки опущены вниз и соединены. Во время танца руки поднимаются над головой и возвращаются в исходное положение.

- Исполнители стоят по ходу танца в затылок друг другу. Правая рука лежит на левом плече и держит левую руку сзади стоящего партнера. Левая рука вытянута вперед и лежит на правом плече впереди стоящего партнера.


Описание основных движений, комбинаций

В танцах Курской области большинство движений строится на разнообразии ритма. Исполнение движений в разных ритмах как мужчинами, так и женщинами называется «в две ноги» - это чередование ног три раза. Например: правая, левая, левая – все сначала.

Движение «в три ноги» - это чередование ног три раза. Например: правая, левая, правая – и все сначала.

В начале танца ритм таких движений простой. Исполнители как бы ищут темп и ритм.

Движение № 1

Исходное положение – первая параллельная позиция ног.

Музыкальный размер ¾. Чаще всего этот ритм исполняется мужчинами. Затем темп убыстряется и ритм усложняется. Например: движение с усложнением ритма «в две ноги».

Во время танца участники могут исполнять движение одновременно каждый в своем ритме. Начало движения с одной только правой или левой ноги не является обязательными – здесь также могут быть самые различные варианты. Наряду с движениями, исполняемыми в различных ритмах, встречаются в танцах Курской области и другие движения. Такими движениями могут быть:

Движение № 2 – шаг с припаданием и двумя ударами

Исходное положение – первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер – ¾.

«Раз» - шагнуть на подушечку правой ноги.

«И» - левую ногу подставить к правой ноге и слегка присесть.

«Два» - ударить подушечкой правой ноги рядом с левой.

«И» - ударить подушечкой правой ноги рядом с левой.

«Три» - шагнуть вперёд на всю стопу правой ноги.

«И» - шагнуть вперёд на всю стопу левой ноги.

Все движения начинается с левой ноги. Исполняется мужчинами.

Движение № 3 – двойные удары с открыванием ноги на воздух

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер ¾.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«Два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«Три» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» - левую ногу, вытянутую в колене с сокращенным подъёмом, поднять вперед, одновременно слегка присесть на правой ноге. Все движения начинается с левой ноги. Исполняется мужчинами.

Движение № 4 – двойной удар всей стопой с поочередным открыванием ног на воздух

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер ¾.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«Два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«И» - правую ногу, вытянутую в колене с сокращенным подъёмом, открыть вперед.

«Три» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой.

«И» - левую ногу, вытянутую в колене с сокращенным подъёмом, открыть вперед. Все движение начинается с левой ноги. Исполняется мужчинами.

Движение № 5 – три шага вперед, два шага назад

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер ¾.

«Раз» -. шагнуть правой ногой вперед

«И» - шагнуть левой ногой вперед.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - пауза.

«Три» - шагнуть левой ногой назад, правая вытягивается вперед на каблук.

«И» - шагнуть правой ногой назад, левая вытягивается вперед на каблук.

Все движение начинается с левой ноги. Исполняется мужчинами.

Движение № 6 – полуприсядка с ударами и открыванием ноги на воздух

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер 2/4.

«Раз» -легкое полуприседание на двух ногах.

«И» - обе ноги вытягиваются в колене.

«Два» - ударить правой ногой рядом с левой по первой параллельной позиции.

«И» - ударить правой ногой рядом с левой по первой параллельной позиции.

«Три» - ударить левой ногой рядом с правой по первой параллельной позиции.

«И» - левую ногу, вытянутую в колене с сокращенным подъёмом поднять на воздух, одновременно слегка присев на правой ноге. Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 7 – полная присядка с попеременным открыванием правой и левой ноги

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер 3/4.

«Раз» - с легким подскоком присесть в полное приседание.

«И» - встать из присядки, правую ногу открыть в сторону с вытянутым коленом и подъёмом.

«Два» -полная присядка по первой свободной позиции.

«И» - встать из присядки, левую ногу открыть в сторону с вытянутым коленом и подъёмом.

«Три» - полная присядка по первой свободной позиции.

«И» - встать из присядки, правую ногу открыть в сторону с вытянутым коленом и подъёмом. Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 8 – отход назад с подъёмом согнутой в колене ноги и соскоком по первой параллельной позиции

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер 3/4.

«Раз» -шагнуть на правую ногу назад, левая вытягивается вперед на каблук.

«И» - подскочить на правой ноге, левая, согнутая в колене, поднимается вперед.

«Два» - шагнуть на левую ногу назад, правая вытягивается вперед на каблук.

«И» - подскочить на левой ноге, правая, согнутая в колене, поднимается вперед

«Три» - соскочить на две ноги в первую параллельную позицию.

«И» - соскочить на две ноги с выкриком «Гоц». Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Движение № 9 - присядка по первой параллельной позиции с подъемом согнутой ноги вперед

Исходное положение – первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер 3/4.

«Раз» - полное приседание по первой параллельной позиции.

«И» - встать из присядки на левую ногу, согнутую в колене; правая, согнутая в колене, поднимается вперед.

«Два» - полное приседание по первой параллельной позиции.

«И» - встать из присядки на правую ногу, согнутую в колене; левая, согнутая в колене, поднимается вперед.

«Три» - полное приседание по первой параллельной позиции.

«И» - встать из присядки на левую ногу, согнутую в колене; правая, согнутая в колене, поднимается вперед. Движение начинается с другой ноги.

Движение № 10 – бег с хлопками в ладошки

Исходное положение – первая свободная позиция ног. Музыкальный размер 3/4.

«Раз» - легкий прыжок на правую ногу вперед, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой. Левую ногу, согнутую в колене, отвести назад и поднять над полом.

«И» - легкий прыжок на левую ногу вперед, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой. Правую ногу, согнутую в колене, отвести назад и поднять над полом.

«Два-И-Три-И» - повторить все на «Раз-И».

Движение № 11 – четыре соскока по первой параллельной позиции с двумя хлопками в ладоши

Исходное положение – первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер 3/4.

«Раз» - соскочить на две ноги по первой параллельной позиции.

«И» - соскочить на две ноги по первой параллельной позиции.

«Два-И» - повторить все на «Раз-И».

«Три» - хлопок в ладоши.

«И» - хлопок в ладоши. Движение начинается сначала.

Движение № 12 – мелкая дробь

Исходное положение – первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер 2/4.

«Раз» - маленький шаг правой ногой вперед, ударяя каблуком, затем всей стопой об пол.

«И» - то же проделать левой ногой.

«Два-И» - повторить все на «Раз-И». Движение начинается сначала.

Движение № 13 – хлопушка

Исходное положение – третья свободная позиция ног, левая нога впереди. Музыкальный размер 2/4.

1-й такт:

«Раз» - подскочить на правой ноге, левую ногу, согнутую в колене, повернуть влево.

«И» - правой рукой ударить по голенищу левого сапога.

«Два» - левой рукой ударить по голенищу левого сапога.

«И» - пауза

2-й такт:

«Раз» - подскочить на правой ноге и левую ногу, согнутую в колене, повернуть вправо.

«И» - левой рукой ударить по голенищу левой ноги.

«Два» - правой рукой ударить по голенищу левой ноги.

«И» - перескочить на левую ногу, правую, согнутую в колене, поднять над полом. Движение начинается с левой ноги.

Движение 14 – присядка «Растяжка»

Исходное положение – третья свободная позиция ног, левая нога впереди. Музыкальный размер 2/4.

«Раз» - полное приседание на левую ногу, одновременно правую, вытянутую в колене, открыть на подушечку назад.

«И» - не вставая с присядки, перескочить на правую ногу, одновременно левую ногу, вытянутую в колене, открыть на подушечку назад.

«Два-И» - повторить все на «Раз-И». Движение начинается сначала.























Графическое описание












































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико.  Не является исключением и русский народный танец. Как и каждый народ, русский является страстным хранителем своего искусства, своих обычай, обрядов, песен и частушек, игр и танцев. Танец - душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить. Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Богатое традиционное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Региональные особенности русского народного танца надо учить, поскольку многие его понастоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создать правдивые высокохудожественные образы русского человека.


Список литературы:

  1. Глебов И., «Симфонические этюды», Пг., 1992 г., 140 с.

  2. Бачинская Н., « Русские хороводы и хороводные песни», М., «Музгиз»,1951, стр. 112

  3. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии», М., «Искусство», 1964 г., 368 с.

  4. Заикин Н. И., Заикина Н. А. «Областные особенности русского народного танца», (I часть), Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов вузов искусств и культуры, Орел-2003г., 549 с.

  5. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. - М.: 1994. - 320 с., с ил.

  6. Палилей А.В. «Русский народный танец. Учебно – методическое пособие», Кемерово «Кемеровский государственный институт культуры», 2016 г., 269с.

  7. Уральская В., Ю. Соколовский «Народная хореография», М., «Искусство», 1972г., 42 с.













Приложение





















Национальный костюм Курской области.

















Курский костюм с сарафаном.

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!