АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 152
(МБДОУ г. Иркутска детский сад №152)
664074, г. Иркутск, ул. Новокшонова, 61 телефон 41-33-21
E-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ г.Иркутска
протокол №___ от ________ детский сад № 152
___________Постникова О.В./
ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
для педагогов ДОУ
«Танцевально-двигательная терапия как технология коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагога»
Подготовил: Павлова Ю.А., педагог-психолог.
Пояснительная записка.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессиональному выгоранию. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Сплоченная команда, работающая с единой целью, в которой каждый готов прийти на помощь (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Работа педагога-психолога ДОУ с педагогическим коллективом была ориентирована на сплочение, чувство общности. К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в данном коллективе.
Как отмечает практика, наиболее уязвимы находятся в «группе риска» - профессиональному выгоранию те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, не владеют способами снятия психоэмоционального напряжения. В частности, не придают большого значения релаксации и рефлексии.
Поэтому, чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности педагога, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо решать проблему профессионального выгорания с разных сторон.
Принята попытка создания программы тренинговых занятий с педагогами ДОУ, согласно которой работа с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время тренинга участники смогут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке, приемам и способам снятия напряжения.
Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией и т.д.
Цель программы: коррекция и профилактика профессионального выгорания с помощью танцевально-двигательной терапии, сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения, улучшение психологического климата в коллективе.
Задачи программы:
- обучить основам и навыкам движений;
- обеспечить комфортное пространство для
самовыражения;
- учет потребностей каждого участника для достижения максимального эффекта психологического благополучия;
- мониторинг изменений в эмоциональном и физическом
состоянии участников.
- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;
- расширять представления педагогов о себе и, помогать им увидеть себя с другой стороны;
- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;
- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, коммуникативному взаимодействию;
- формировать у педагогов умение принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.
Ожидаемые результаты:
Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе, способствовать к сплочению;
Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
Программа состоит из 8 встреч. Структура каждого занятия определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения). Педагоги дошкольного учреждения.
В ходе работы используются игровые методы, элементы тренинга общения, диагностические, медиативные техники, метод рефлексии и релаксации.
В основу разработки программы тренингов была использована коррекционно-развивающая технология танцевально-двигательная терапия. Концепция Т.А. Шкурко танцевально-экспрессивного тренинга, созданного на основе социально-психологического подхода к танцу, а также теория и методология танцевальной терапии Э. Грендлюнд.
Занятие № 1«Все в наших руках!»
Вступление. Приветствие. Теоретическая часть.
Большая часть времени работы педагога рассчитана на работу с тревожными, гиперактивными, агрессивными детьми, конфликтными и сложными родителями, неуравновешенными педагогами. Наша педагогическая нагрузка (школьные объединения, муниципальные методические объединения, внеурочная деятельность, консультации, диагностики, возможно классное руководство, конкурсы и т.д.), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь педагога. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытый урок, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации. Даже болея мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).
Сегодня, на нашем занятии мы попытаемся понять, как с не попасть в ловушку синдрома профессионального выгорания и научимся справляться с негативными установками с помощью танцевальной терапии. Да, да мы сегодня будем учиться танцевать. А что же такое "синдром профессионального выгорания?" (вопрос группе). Синдром профессионального выгорания это – беспомощность, усталость, отсутствие мотивации, нет ресурса.
Вы можете помочь себе, а потом помочь вашим педагогическим коллективам. Вернемся, к тому, что же такое танцевальная двигательная терапия (ТДТ). ТДТ-это соотношение физической и эмоциональной энергии. Это основной элемент арт-терапевтического направления. И предлагаю вам, познакомиться настроиться на продуктивную работу.
Упражнение №1. «Имя»
Цель: создание благоприятного климата, установление эмоционального контакта.
Один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем — танец «Каким бы я хотел быть», после этого — «Каким меня видят другие».
Основной этап.
Упражнение № 2. «Танец отдельных частей тела».
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
танец кистей рук
танец рук
танец головы
танец плеч
танец живота
танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Вопросы для обсуждения:
какой танец было легко исполнить, какой трудно?
почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Упражнение №3. “Сидим без стула”.
Цель: развитие доверия к друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Материалы: музыкальная запись размеренная.
Воспитатели расходятся по комнате. Включается музыка, играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыка выключается, участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог присесть другой игрок. Два участника, выполнившие упражнение последними, выбывают из игры. Последняя оставшаяся пара одаривается аплодисментами и выполняет импровизированный танец.
Упражнение № 4. «Потанцуем»
Цель: стимулировать высвобождение чувств, творческое самовыражение, повышение уверенности в себе.
Материалы: музыкальные записи разных жанров.
Воспитателей просят выйти в зал и прослушать отрывки мелодий, а затем найти себе пару по музыкальному вкусу. Сначала первый раз педагоги слушают, затем ищут кого-то себе в пару, танцуя с ним.
Упражнение № 5. «Циферблат на теле»
Цель: развитие осознания тела, улучшение координации и гибкости, выражение своих эмоций.
Представьте себе циферблат, нарисованный на задней части таза, так что цифра шесть приходит на копчик, цифра двенадцать - на верхнюю часть таза. Используя этот циферблат, мы медленно вращаем таз по часовой стрелке и наоборот. Движение небольшое, необходимо пройти несколько точек: копчик, правый тазобедренный сустав, левый тазобедренный сустав, низ пятого поясничного позвонка. Все в максимально комфортном темпе, без сильных прогибов в пояснице, постараться прочувствовать позвонки и таз. Также можно использовать технику «циферблата» на верхней части спины и голове.
Упражнение №6. “Я падаю!”.
Цель: развитие групповой сплоченности.
Материал: спокойное музыкальное сопровождение.
Воспитатели прогуливаются по комнате. Неожиданно какой-либо игрок, закричав: “Я падаю!”, начинает медленно опускаться на пол, либо падать вперед. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только падающий “спасен”, все участники игры расходятся по комнате, действие повторяется снова.
Упражнение №7. «А за что? а просто так!»
Цель: развитие чувства сплоченности, установление позитивного общения друг с другом.
Воспитатели становятся в круг и начинают выражать дружеские чувства, то есть благодарить друг друга за что-то, а может быть, и просто так. Одного человека выбирают и ставят в центр. К нему подходят по очереди игроки и говорят спасибо за… (Возможные варианты ответов: за хорошее настроение; за то, что ты всегда рядом; за то, что ты меня понимаешь и др.)
И дальше поэтому же принципу. Тот, кто заходит в круг, обратно на свое место не возвращается, поэтому компания в центре постепенно увеличивается и разрастается. Для установления дружеского контакта воспитатели могут обнять друг друга за талию или за плечи, а когда все окажутся в центре, игра завершается одним дружным и крепким объятием.
Упражнение №8. Музыкальная релаксация
Цель: снятие мышечных зажимов.
Материал: Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса
Психолог: «Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Участницы группы танцуют под музыку.
Заключительный этап.
Упражнение № 9. «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего тренинга.
Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
Занятие № 2 «Свобода движений!»
Вступление. Вступительная часть.
Упражнение 1. «Зеркальное движение»
Цель: развитие внимательности и связи между партнерами.
Материал: спокойная мелодия.
Один участник выполняет свое движение, а другой повторяет их как в зеркале, а дальше наоборот. После завершения, участникам задается вопрос: Было ли сложно скопировать движение, было ли комфортно повторить в точности движения?
Упражнение 2. «Танец с партнером»
Цель: исследование отношения и коммуникации, развитие взаимодействия между участниками, выражение доверия к другим.
Материал: музыкальное сопровождение.
Предлагается поделиться на пары и придумать движения, которые характеризуют вашу пару, отражают ваши чувства к друг другу. Участники делятся на пары и выполняют движения, отражающие их взаимодействие.
Основной этап.
Упражнение 3. «Танец 5-ти движений»
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.
Материалы: записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.
Участникам предлагается прослушать и прочувствовать мелодии, попробовать протанцевать прослушанное. Педагог-психолог сопровождает музыку речью, какая сейчас музыка.
«Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения (1 минута).
«Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, чѐткие, рубящие движения, бой барабанов (1 минута).
«Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, незаконченные движения (1 минута).
«Полёт бабочки». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения (1 минута).
«Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морского прибоя, звуки леса — в неподвижной позе «слушаем» своё тело (1 минута).
После окончания упражнения с участниками обсуждается: Какие движения больше всего понравились? Что получилось легко, а что с трудом?
Упражнение 4. «Тряпичная кукла»
Цель: развитие партнерских взаимоотношений, снятие мышечных зажимов, создание
доброжелательной, доверительной атмосферы.
Материал: музыкальное сопровождение Бах Сюита №2.
Участникам предлагается образовать пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй – играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т.д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле». В процессе игры партнеры обязательно должны поменяться ролями. В конце упражнения задаются вопросы: кем было легче быть? Кем трудно?
Упражнение 5. «Магнит»
Цель: сплочение, установление доверительного контакта между педагогами, общее физическое развитие, снятие мышечных зажимов.
Материалы: Спокойная классическая музыка, теннисные мячики, брусочки, кубики и т.п.
Участники стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся «магниты» (теннисные мячики, русочки, кубики). Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т.д. Важно не уронить «магниты» и чувствовать их «притяжение», то есть приспосабливаться к движениям друг друга.
Упражнение 6. «Подари движение»
Цели: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
Материалы: запись веселой танцевальной музыки (Танцевальная полька Рахманинов).
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из педагогов, продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу. Обсуждение после выполнения упражнений: получилось ли работа? Что было сложно?
Упражнение 7. «Паровозик»
Цель: формирования навыков доверия к окружающим, сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества.
Материалы: музыкальные записи разных стилей.
Педагоги расходятся по разным углам комнаты – это их «станция». Ведущий - «паровозик». Он обходит всех под звучание песни и «прицепляет вагончики к поезду». В качестве сигнала для «сцепки» может служить поклон головы, протягивание руки, обращение ласково.
Заключительный этап.
Упражнение 8. «Восход солнца»
Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.
Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель. Медленная, спокойная музыка, видеозапись с восходом солнца.
Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.
Занятие № 3 (1). «Танцуют все!»
Цель: Укрепить взаимодействие педагогами, участниками.
Вступительная часть.
Упражнение 1. «Капли дождя»
Цель: укрепить взаимодействие, телесный контакт, а также развитие эмпатического принятия других, своего партнера.
Материалы: запись спокойной музыки или шума дождя.
Педагоги, становятся в круг друг за другом, положив руки на плечи того, кто впереди. Медленно ходят по кругу. Педагог: «Представьте, что начался моросящий тихий дождик, вам становится теплее и теплее. Ваши руки – это маленькие капельки: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто перед вами. И вот капли дождя стали больше и тяжелее: сильнее работайте кончиками пальцев. Дождь постепенно утихает. Он почти прошел: нежно касайтесь кончиками пальцев. Дождь совсем кончился, наши руки отдыхают».
Основная этап.
Упражнение 2. «Все со всеми»
Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.
Материалы: умеренная музыка.
Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.
Двигаясь, относительно друг друга, все участники должны соприкоснуться со всеми членами группы.
Вопросы для обсуждения:
отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?
насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?
Упражнение 3. «Тема эмоций»
Цель: укрепление командного духа, способствовать пониманию.
Материал: разные мелодии схожими с чувствами, карточки с эмоцией.
Участники выбирают эмоцию (радость, грусть, страхи и т.д.) и им требовалось создать танец, который отражает и представляет эту эмоцию, сначала общую эмоцию, затеи каждый свою.
Упражнение 4. «Танец с предметами»
Цель: помочь участникам научиться самовыражаться, представлять себя, договариваться между собой.
Материал: Шарфы по количеству участников, легкая неторопливая музыка. Например, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего. Вместо платка в руках у играющих могут быть другие предметы, соответствующие музыкальному образу.
Упражнение 5. «Импровизационный танец»
Цель: освобождение от внутреннего напряжения, помогает выразить свои чувства и эмоции через движение.
Материал: музыкальное сопровождение сборник ритмичной музыки. (Петрушка, картина, Танец кучеров и конюхов Владимир Федосеев, Большой симфонический оркестр имени Петра Чайковского).
Участникам предлагает с помощью шарфа в тройках импровизировать танец выбрав определенный стиль либо, важно уточнить, участникам необходимо показать агрессию, недовольство, а затем умиротворение.
Упражнение 6. «Состояние тела»
Цель: повышение осознанности своего тела, умение его слушать при движении и проживании определенного чувства.
Материал: Подборка музыкального сопровождения Трепак - русский народный танец Чайковский. Щелкунчик, Franz Schubert : Serenade — Orchestra Marco , Пётр Ильич Чайковский - Сладкая грёза ("Детский альбом").
Представьте, что вас обидели, встаньте в ту позу или присядьте в ту позу, вы можете делать движения, под музыку, которая характеризует эту эмоцию. Затем эмоция грусть, разочарование. А после постарайтесь расслабиться прослушав колокольный звон, займите удобную позу.
Заключительный этап.
Упражнение № 7. «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего тренинга.
Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
Занятие № 4 (2). «Танцуют все!»
Цель: Создание условий группового взаимодействия, выражение эмоций через движение.
Вступительная часть.
Упражнение-Разминка 1. «Испорченный телефон»
Цель: подготовиться к основной предстоящей работе, создание благоприятной обстановки.
Материал: музыкальное сопровождение - Сибелиуса, «Фантазия экспромт».
Инструкция: Придумайте простое повторяющееся движение. Например, такое... (Тренер демонстрирует. Движения берутся из утренней гимнастики.) Все придумали?
Теперь посмотрите на своего левого соседа. За движениями своего левого соседа вы будете внимательно следить и запоминать их, а затем повторять.
Я тоже участвую. И веду счет: «Раз...два...три...» На счет «Раз» каждый делает свое повторяющееся движение до тех пор, пока не услышит «Два». На счет «Два» каждый из вас делает то движение, которое до этого делал ваш левый сосед. Все время смотрите на своего левого соседа, потому что на счет «Три» каждый из вас будет делать то движение, которое до этого видел у соседа. И так при смене счета происходит смена движения. Нас здесь 12 (например) человек. Поэтому я буду считать до 13. Тогда, на счет 13 к каждому из нас должно вернуться его собственное движение. Разминку делаем молча! Начали!»
Участники тренинга встают/садятся в круг вместе с тренером. Тренер говорит инструкцию и тут же демонстрирует пример движения (например, руки вверх-вниз, вверх-вниз). Затем тренер запускает разминку. Если участники начали разговаривать, тренер прекращает разминку (в это время, скорее всего, многие запутались в движениях, так как были невнимательны к движениям своего соседа слева). Тренер задает вопросы группе: «Кто запутался? Что мешает выполнять упражнение? Кто не запутался? Что помогает все выполнять точно?»
Затем тренер продолжает разминку, еще раз повторив, что разминка выполняется молча.
В конце разминки тренер просит участников: «Поднимите руки те, к кому движение вернулось без изменений. Поднимите руки те, к кому вернулось движение, но с изменениями. Поднимите руки те, к кому движение не вернулось».
Основной этап.
Упражнение 3. «Танец-хоровод»
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
Вопросы для обсуждения:
Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?
Упражнение 4. «Сломанные движения»
Цель: снятие напряжения, выявление причин возникновения ошибок при передаче информации, показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов, чтобы стать командой.
Материал: музыкальное сопровождение-музыкальный момент Шуберт.
Участники встают в колонну, выбирается первый участник и ему предлагается показать свое танцевальное движение впереди стоящему, а остальные стоят к ним спиной и не видят (имитация сломанного телефона), а тот должен повторить и передать его другому и так каждый по всей колонне. Как ваши ощущения?
Упражнение 5. «Увеличительное стекло»
Цель: интенсификация обратной связи, стимуляция общения в парах, в группе.
Материал: музыкальное сопровождение-Бах-шутка, Бах И.С. органная музыка (скрипка и орган).
Участники группы разбиваются на пары. Задача одного из партнеров двигаться спонтанно и свободно, задача другого – отражать его движения в несколько преувеличенном, гипертрофированном виде, то есть так, как если бы между ними находилось увеличительное стекло. Затем партнеры меняются ролями, после окончания участники делятся мнением полученного опыта.
Упражнение 6. «Диско шар»
Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление навыков взаимодействия, а также снижение уровня тревожности во время социального взаимодействия.
Материал: музыкальное сопровождение Бах-Сюита №2, Бах, Прелюдия и фуга 2 до минор.
Участники встают в круг, первый участник должен показать 1 движение танца, затем второй повторить движение первого и добавить свое движение. Далее участники встают и повторяют все движение, которое показал последний, разучивая их, а после танцуют полноценный танец все вместе.
Заключительный этап.
Упражнение № 7. Релаксационное упражнение «Полет бабочки»
Цель: снятие напряжения, усталости, расслабление.
Материал: музыкальное сопровождение Шуберт-Колыбельная или Лебединая песня.
«Расположитесь, пожалуйста, максимально удобно на своих местах, закройте глаза и постарайтесь раствориться в звучащей музыке. Расслабьте мышцы, ни о чем не думайте, представьте, что вы – порхающая бабочка (звучит спокойная музыка 2-3 минуты).
Спасибо! Откройте глаза и послушайте окончание рассказа»
Занятие № 5. Рефлексия, отзывы участников.
Цель: беседа и комментарии, демонстрация дневников наблюдения за своими эмоциями.
Прием «Облако тегов»
Предложения, которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради-дневниках наблюдения).
Варианты:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне было интересно то, что …
Мне не понравилось …
Я ощущал комфорт, когда …и т.д.
Участникам по желанию предлагается высказать мнение по ведению дневника, изменялись ли ощущения, эмоции, что чувствовали после и во время тренингов.
Литература:
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия СПб, Речь.2006.
Грёндлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004. – 288 с.;
Танцевально-двигательная терапия [Текст]: практикум / сост. А.Г. Чурашов. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 – 60 с.