СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танцевальное искусство в истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Танцевальное искусство в истории»

Урок истории в 9 классе

Раздел: Всемирная история

Тема: «Танцевальное искусство в истории»


Цель урока: сформировать у учащихся систему знаний об основных танцевальных направлениях.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развитие теоретических, лексических и практических знаний по теме «Танцевальное искусство».

  • совершенствование практических навыков учащихся работать и анализировать изобразительные ресурсы.

  1. Воспитательные:

  • увеличение мотивации детей к изучению истории.

  • формирование навыков работать в коллективе/команде.

  1. Развивающие:

  • формирование умений находить главную мысль, опускать ненужную информацию, выдвигать на первый план главное, частное.

  • стимулирование интереса учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации по данной тематике.


Тип урока: урок-лекция.


Оборудование урока: компьютер, проектор.

Список литературы
  • Барышникова Т. К. «Азбука хореографии». Издательство: М.: «Айрис – пресс». Год: 2000.

  • Бахрушин Ю.А. «История русского балета». Издательство: М.: «Советская Россия». Год: 1965.

  • Лукьянова Е.А. «Дыхание в хореографии». Издательство: М.: «Искусство Год: 1997.


План и ход урока:


План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте ребята!

Кто отсутствует?

Сегодня на уроке мы начинаем изучать танцевальное искусство в истории и его значение.

Здравствуйте, Виктория Михайловна.

Записывают тему урока в тетрадь.


1 слайд в презентации по данной теме.

Формирование новых знаний (30-35 мин.)



































































































































































































Домашнее задание (3-5 мин.)









Танцевальное искусство в глубокой древности


Первобытный танец, конечно же, возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Первоначально в танцах был заключен и определенный элемент игры: в природу, в другое «Я», в «новое» и хорошо забытое «старое». Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения и типизация новых жестов.  Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение — вступление во взрослую жизнь — вступление в брак — рождение потомства — охота — война — смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения. В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей.


Танцевальное искусство в Средневековье

С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана, муишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.

Танцевальное искусство в эпоху Возрождения

Маскарады, момерии и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Больше всего в эпоху Ренессанса увлекались маскарадами, т. е. танцами в масках, причем маски имели в эту эпоху особое значение. Люди, желавшие сохранить свое инкогнито, путешествовали в масках; представители враждующих знатных семейств скрывали свои лица под масками — как это представлено, например, в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», где юный любовник в маске проникает на бал к Капулетти.

Большой вклад в танец как общественное развлечение вносили и карнавалы. Самыми пышными из них были так называемые триумфы - представления на мифологические сюжеты с искусно выполненными декорациями. Несколько более скромными были карри — маскарады ремесленников и купцов в итальянских городах: здесь толпы людей в масках шествовали за декоративными символами своих профессий.


Танцевальное искусство XVIII века


В течение этого столетия балет распространился по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом ). Эта новая форма почти полностью уничтожила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: «искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству». В результате костюмы и хореография стали более вольными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Открылась дверь в мир натуралистических костюмов и бескаблучной обуви - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.

Большое влияние на танец этой эпохи повлиял и стиль Барокко. Оно как направление началось приблизительно с начала XVII века. Основой для барочного стиля явился ренессанс, в котором можно видеть многие шаги, из которых позже выросли барочные движения. Барочный танец по своему характеру - сценический, точнее, барочный стиль танца тяготеет к сцене.

Первыми барочными танцами были показательные танцы одной пары перед королём. Для этих танцев характерны, во-первых, сложность (в течение одного танца фигуры практически не повторялись), во-вторых - симметрия, то есть зеркальность (в отличие от ренессанса, в котором зеркальной могла быть схема танца, но не движения, т.к. танцоры идут с одной ноги). В- третьих, появляется различия в исполнении мужской и женской партий (в определённом месте танца мужчина может сделать купе, чтобы поменять ногу).


Танцевальное искусство XIX века

В конце XIX европейский танец испытал новые влияния, идущие из афроамериканских и латиноамериканских источников. Афроамериканский танец, развивавшийся в Новом Свете, воплотил идею свободы. Законы запрещали неграм «бить в барабаны, трубить в рога и т.п.» на том основании, что подобные действия могли оказаться подстрекательством к восстанию, и поэтому негры танцевали под удары в ладоши и аккомпанемент банджо. Из шарканья ногами и притопывания родился характерный эстрадный танец типа чечетки (или степа), который исполнялся в представлениях т. н. менестрелей (минстрел-шоу) и позже приобрел художественную форму. Другим изобретением черных жителей Америки стал кэк-уок, который вошел в моду в США к концу XIX века. Это был танец-соревнование, где каждая пара старалась превзойти соперников в каскаде высоких замахов ногой, быстрых шагов, захватывающих дух прыжков и изобретательных поворотов. Кэк-уок был американской аналогией завоевавшего тогда Европу канкана.

Ритмические танцы Латинской Америки привлекали своим экзотическим обаянием. Особым успехом пользовались бразильский матчиш и кубинская хабанера — предшественница танго.


Танцевальное искусство в XX столетии

Артисты танца стали принимать во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел бум современного танца. Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету крайне негативно. Двадцатый век определенно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет. Временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов. Временем шока, удивления и зрителей, которые изменили свое представление о танце. Временем революции в полном смысле этого слова. Знаменитый манифест «Нет»,отвергающий все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, ярчайшая крайность этой волны новой мысли.

Танцевальное искусство сейчас

В начале XX века появились такие танцы, как фокстротчарльстонча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго. Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба. Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто. В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейкинг. В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу.







Параграф 7 прочитать и пересказать. Устно ответить на вопросы 1,3,4 в конце параграфа.

Письменно ответить на вопрос: «Какой период танцевального искусства, по вашему мнению, развивается активнее всего?». Необходимо аргументировать свой ответ.

Письменно подготовьте доклад на тему: «Майя Плисецкая- мировая балерина». Используйте интернет-ресурсы.










Слушают, конспектируют.

Танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей.

Слушают, конспектируют.

В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях.





















Слушают, конспектируют.

Острое чувство страха смерти. Именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. Культ романтической любви и рыцарства.






















Слушают, конспектируют.

Танцор-часть группы. Маскарады и карнавальные шествия -излюбленные развлечения.


































Слушают, конспектируют.

Барочный танец, фарандола, французская кадриль.




















































Слушают, конспектируют.

Время вальса. Век классического балета. Искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству.





































Слушают, конспектируют.

Бум современного танца. Беспрецедентный творческий рост. Время революции танца. Манифест «Нет».




















Слушают, конспектируют.

Современный танец - это возможность самопознания и самовыражения на уровне ума, души и тела. Современные танцы это способ быть гармоничным и свободным в выражении своих мыслей, чувств через движение. Современный танец - это ощущение красоты и свободы соприкосновения с окружающим миром.


























2-3 слайд в презентации по данной теме.



























4-5 слайд в презентации по данной теме.




















6-7 слайд в презентации по данной теме.


























8 слайд в презентации по данной теме.





































9 слайд в презентации по данной теме.




























10 слайд в презентации по данной теме.


















11 слайд в презентации по данной теме.

















12 слайд в презентации по данной теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!