СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танцевальный кружок "Ромашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хореография как искусство способствует развитию коммуникативности, доброты,требовательности друг к другу, принципиальности, что может оказать влияние на исполнительскую деятельность учеников, ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Танцевальный кружок "Ромашка"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

классных руководителей

Руководитель РМО

__________________

Стаканова Г.А. /Ф.И.О./


Протокол № 1 от

«28 » августа 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

_________________

Стаканова Г.А. /Ф.И.О./

«28 »августа 2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________________________

Горбунов В.М. /Ф.И.О./


Приказ № 60/17

от «1 » сентября 2014 г.




Рабочая программа



По предмету: танцевальный кружок «Ромашка»

Класс: от 7-15 лет

Учитель: Мещанинова Оксана Александровна


Рассмотрено

на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1

от «28 » августа 2014 г



Количество часов всего:136 ч. , в неделю 4ч.

Срок реализации: 3 года









МОУ Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области







ПРОГРАММА

танцевального кружка «Ромашка»

по художественно-эстетическому направлению





Автор –составитель:

Мещанинова О.А.

учитель начальных классов

МОУ Верхнетимерсянской СОШ





2014г

1.Пояснительная записка.

Программа танцевального куржка составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012года);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, № 19993.;

  • Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Письма Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. ;

  • учебного плана МОУ Верхнетимерсянской СОШ на 2014-2015 учебный год;

  • Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.;

  • Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).



2.Общая характеристика

В обществе предъявляются повышенные требования к всестороннему развитию и творческой активности личности. В связи с этим возрастает роль эстетического воспитания подрастающего поколения. Существует потребность в развитии деятельности детей. В целях совершенствования системы эстетического воспитания молодёжи создаются хореографические отделения на базе ДШИ, школы искусств, танцевальные кружки на базе общеобразовательных школ, гимназий.

Народно-сценический танец является одним из предметов специального цикла хореографического образования. Его развитие происходило в тесной взаимосвязи с классическим танцем, который долгое время был единственной системой воспитания танцовщиков. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся.Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Главное назначение танцев - это способствовать творческим проявлениям и развитию Программа «Будь здоров!» составлена на основе :

исполнительского мастерства школьника . Одним из средств развития исполнительской деятельности является народный танец.

Развитие исполнительской деятельности возможно при соблюдении определённых правил:

- танец должен соответствовать психовозрастным особенностям и физическим данным детей. Элементы плясок таковы, что требуют при исполнении ловкости и красоты, слияние их с мелодией, актёрской выразительности.

Обучение танцевальному искусству осуществляется с помощью различных видов деятельности:

-Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника.

-Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.

-Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.

-Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию.

-Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

На всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности.

Используется комплексный подход в развитии исполнительской деятельности детей – соединение танца и песенной культуры, что развивает творческие способности, совершенствует технику исполнительских качеств. Танцевальные движения разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки .

Хореография как искусство способствует развитию коммуникативности, доброты,требовательности друг к другу, принципиальности, что может оказать влияние на исполнительскую деятельность учеников, ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Цель: Развитие исполнительской деятельности детей средствами танца.

Задачи:

- развитие беглости, гибкости, оригинальности, пластичности мышц, координации движений,

- развитие исполнительских качеств, развитие артистизма, импровизации.

Принципы: Системности и последовательности.

Использование разнообразных форм и методов работы, система творческих заданий, с постепенным усложнением.

Возраст: 7- 15 лет

3. Место кружка

Програма рассчитана на 3 года обучения. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.

2 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.

3 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.

4. Описание ценностных ориентиров

Особенностью обучения является включение в программу знаний по музыке, занятий кружка. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Занятия в кружке раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью занятий в кружке является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.

5. Результат освоения программы


В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

позиции рук и ног;

названия классических движений;

первичные сведения об искусстве хореографии.


уметь:

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

соединять отдельные движения в хореографической композиции;

исполнять движения классического экзерсиса.


В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны


знать:

названия классических движений нового экзерсиса;

значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.


уметь:

грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.



В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны


знать:

новые направления, виды хореографии и музыки;

классические термины;

жанры музыкальных произведений.


уметь:

выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

контролировать и координировать своё тело;

сопереживать и чувствовать музыку.



6. Содержание программы

Программа содержит 3-х уровневую структуру, которая следует принципам системности и последовательности:

1 год – знакомство с позициями рук и ног, развитие чувства ритма, координации, осваивание простейших композиций, развитие актёрского исполнительства. На первом году обучения участники знакомятся с позициями рук, ног, осваивают простейшие координации, а также элементами танцев, понятные детям. Выработка умения двигаться на площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыка координации, культуры обучения с партнёром, начальных навыков танцевального исполнения, эмоциональной отзывчивости, умения передавать в движении стилевые особенности танца. С первых занятий ребёнок учится красиво ходить с натянутыми пальцами стоп, с ощущением стройности натянутой ноги.

2 год – знакомство с несложными рисунками танцев, жанрами танцев, с простыми элементами танцевальных движений, развитие актёрского исполнительства.

3 год – осваивание ритмических композиций, постановка танцев с усложнёнными элементами.

1.Введение. Азбука танцевального движения.


Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.


Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций для головы, туловища, рук, ног.


2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.


Бальный танец.


Элементы бального танца. Основные шаги танца. Понятие об особенностях бального танца , о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.


Практическая работа: освоение основных движений венского вальса .


3. Основы народного танца.


Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,


« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д.. Работа над этюдами (марийский этюд ,татарский этюд ).


Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.


4. Эстрадный танец.


Танцевальная разминка. Разучивание сюжетного эстрадного танца .


Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца;


5. Постановка танцев. Отработка номеров.


Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов. Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства .


Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.



7. Тематический план занятий первого года обучения

№ п/п

Тема

Кол –во

часов

Групповые занятие

Индивидуальные

занятие

теория

практика

1.

Введение. Знакомство с различными группами мышц.

6

2

4


2.

Знакомство с различными позициями рук и ног.

10

2

3

5

3.

Использование элементов ритмики, движение под музыку .

20

2

18


4.

Развитие сценического мастерства.

20

2

13

5

5.

Постановка простейших композиций.

40

2

20

8

6.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

40


35

5


Итого

136ч




















8.Календарно - тематическое планирование (1 год обучения)

Название раздела

Тема занятия

Содержание и виды работ

УУД

Дата по плану

Факт.

1.Введение. Знакомство с различными группами мышц. 6ч

1-2.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

3-4.Ознакомление с программой куржка и организация работы

5-6. Утверждение

расписания,

форма одежды ит.д


Инструктаж по ТБ.


Умение правильно организовывать венурочное время

04.09



08.09



11.09









2.Знакомство с различными позициями рук и ног. 10ч

1-2. Знакомство с различными позициями рук и ног.

3-6. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.



7-10.Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры .


Основы хореографии

1. Поклон

2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: позиции ног; позиции рук; позиции в паре.

Развитие организационных умений.

15.09



18.09

22.09




25.09

29.09




3. Использование элементов ритмики, движение под музыку 20ч

1-8.Танцевальная зарядка.





9-12.Упражнения для рук.





13-16.Постановка корпуса, рук, ног.


- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

на выработку выворотности ног, на развитие гибкости

- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.



02.10

06.10

09.10

13.10



16.10

20.10




23.10

27.10


Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

30.10

06.11

10.11

13.11

17.11





17-18 Упражнения для развития плавности и мягкости движений.


19-20.Пластичная гимнастика.





Умение слышать музыку, определять ритм.



20.11


24.11



4. Развитие сценического мастерства. 20ч

1-4.Разучивание элементов русского танца.



5-8.Продолжение разучивания элементов русского народного танца.



9-12. Повторение изученных танцевальных движений.



13-16.Разучивание русского танца

«Плясовая » .

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры.

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера.

на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;


Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.


27.11

01.12



04.12

08.12




11.12

15.12



18.12



Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом


Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

22.12

25.12

12.01

15.01

19.01





17-20. . Элементы русского народного танца «Хоровод»




22.01

26.01


5. Постановка простейших композиций.40ч

1-4.Изучение современной пластики .



5-8.Продолжение разучивания элементов и

движений .


9-12.Разучивание танца «Хоровод»



13-16.Отработка движений и характера

Танца


17-20. Изучение современной пластики .




21-24.Разучивание элементов современного

танца.

Отработка и детальный разбор номера.

Работа над эмоциональной передачей.

Работа над синхронностью исполнения танца.

Отработка всего номера














Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.





Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.

29.01

02.02


05.02

09.02


12.02

16.02



19.02

26.02



02.03

05.03




09.03

12.03



Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом




Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

16.03

19.03

23.03

26.03

30.03





25-28. Современный танец «Вернись»






29-32. Положение рук, ног,

головы ,характер исполнения .


33-38 Продолжение разучивания элементовсовременного танца .



39-40.Отработка изученных танцев .





02.04

06.04



09.04

13.04



16.04

20.04



23.04



6. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.40ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

07.05

11.05

14.05

18.05

21.05













Тематический план занятий второго года обучения



п/п

Тема

Кол –во часов

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

теория

практика

1.

Знакомство с различными жанрами танцевального искусства.

6

3



2.

Овладение простыми элементами хореографии.

30

3

30

10

3.

Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.

40

5

30

5

4.

Развитие сценического мастерства.


20

2

6

2

5.

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

40

34

6


Итого

136ч




































8.Календарно - тематическое планирование (2год обучения)

Название раздела

Тема занятия

Содержание и виды работ

УУД

Дата по плану

Факт.

1.Введение. Знакомство с различными группами мышц. 6ч

1-2.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

3-4.Ознакомление с программой куржка и организация работы

5-6. Утверждение

расписания,

форма одежды ит.д


Инструктаж по ТБ.


Умение правильно организовывать внеурочное время

03.09



07.09



10.09









2. Овладение простыми элементами хореографии.10ч

1-2. Повторение основные позиции рук и ног.

3-6. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.



7-10.Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры .


Основы хореографии

1. Поклон

2. Обучающиеся повторяют следующие понятия: позиции ног; позиции рук; позиции в паре.

Развитие организационных умений.

14.09



17.09

21.09




24.09

28.09




3. Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.20ч

1-4.Изучение современной пластики .



5-8.Продолжение разучивания элементов и движений .


9-12.Разучивание танца «Где ты?»



13-16.Отработка движений и характера

Танца


17-18 Упражнения для развития плавности и мягкости движений.



- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

на выработку выворотности ног, на развитие гибкости

- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.



01.10

05.10


08.10

12.10



15.10

19.10



22.10

26.10


29.10

02.11


Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 14ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

05.11

09.11

12.11

16.11

19.11

23.11

26.11





Постановка танцев 20ч





Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 6ч


19-24.Пластичная гимнастика.


25-28. Современный танец «Где ты?»


29-32. П 29-32 Положение рук, ног,

головы ,характер исполнения .



Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом










Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера



Умение слышать музыку, определять ритм.



Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

30.11

03.12

07.12


10.12

14.12

17.12

21.12


24.12

28.12

11.01

14,01

21,01

25,01




33-38 Продолжение разучивания элементов современного танца .



39-40.Отработка изученных танцев .







4. Развитие сценического мастерства. 20ч

1-4.Разучивание элементов русского танца.



5-8.Продолжение разучивания элементов русского народного танца.



9-12. Повторение изученных танцевальных движений.



13-16.Разучивание русского танца

«Плясовая » .

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры.

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера.

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;


Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.


28,01

01,02

04,02

08,02

11,02

15,02

18,02

25,02

29,02

03,03


Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом


Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

10,03

14,03

17,03

21,03

24,03




17-20. . Элементы русского народного танца «Хоровод»






5.. Овладение простыми элементами хореографии 20ч

1-4.Изучение современной пластики .



5-8.Продолжение разучивания элементов и

движений .


9-12.Разучивание танца «Хоровод»



13-16.Отработка движений и характера

Танца


17-20. Изучение современной пластики .




21-24.Разучивание элементов современного

танца.

Отработка и детальный разбор номера.

Работа над эмоциональной передачей.

Работа над синхронностью исполнения танца.

Отработка всего номера














Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.





Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.

28,03

31,03

04,04

07,04

11,04

14,04

18,04

21,04

28,04

05,05




25-28. Современный танец «Вернись»

29-32. Положение рук, ног,

головы ,характер исполнения .


33-38 Продолжение разучивания элементовсовременного танца .



39-40.Отработка изученных танцев .






6. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.10ч

Отработка и коррекционная работа над танцами

Генеральные репетиции перед конкурсом

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце

07.05

11.05

14.05

18.05

21.05























Тематический план занятий третьего года обучения



п/п

Тема

Кол-во часов

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

теория

практика

1.

Осваивание сложных ритмических элементов русского народного танца (дробей,пересечей).

26

2

10

14

2.

Развитие исполнительского мастерства.


10

1

9


3.

Постановка танцев с использованием усложнённых элементов.

60

6

42

12

4.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

40

34

6


Итого

136ч






















8. Описание материально-технического обеспечения

Материальные средства:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.


Литература :

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000

  2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»