Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО классных руководителей Руководитель РМО __________________ Стаканова Г.А. /Ф.И.О./ Протокол № 1 от «28 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР _________________ Стаканова Г.А. /Ф.И.О./ «28 »августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор школы __________________________ Горбунов В.М. /Ф.И.О./ Приказ № 60/17 от «1 » сентября 2014 г. |
Рабочая программа
По предмету: танцевальный кружок «Ромашка»
Класс: от 7-15 лет
Учитель: Мещанинова Оксана Александровна
Рассмотрено на заседании |
педагогического совета школы |
протокол № 1 от «28 » августа 2014 г |
|
|
Количество часов всего:136 ч. , в неделю 4ч.
Срок реализации: 3 года
МОУ Верхнетимерсянская средняя общеобразовательная школа
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
ПРОГРАММА
танцевального кружка «Ромашка»
по художественно-эстетическому направлению
Автор –составитель:
Мещанинова О.А.
учитель начальных классов
МОУ Верхнетимерсянской СОШ
2014г
1.Пояснительная записка.
Программа танцевального куржка составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012года);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, № 19993.;
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Письма Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. ;
учебного плана МОУ Верхнетимерсянской СОШ на 2014-2015 учебный год;
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.;
Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
2.Общая характеристика
В обществе предъявляются повышенные требования к всестороннему развитию и творческой активности личности. В связи с этим возрастает роль эстетического воспитания подрастающего поколения. Существует потребность в развитии деятельности детей. В целях совершенствования системы эстетического воспитания молодёжи создаются хореографические отделения на базе ДШИ, школы искусств, танцевальные кружки на базе общеобразовательных школ, гимназий.
Народно-сценический танец является одним из предметов специального цикла хореографического образования. Его развитие происходило в тесной взаимосвязи с классическим танцем, который долгое время был единственной системой воспитания танцовщиков. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся.Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Главное назначение танцев - это способствовать творческим проявлениям и развитию Программа «Будь здоров!» составлена на основе :
исполнительского мастерства школьника . Одним из средств развития исполнительской деятельности является народный танец.
Развитие исполнительской деятельности возможно при соблюдении определённых правил:
- танец должен соответствовать психовозрастным особенностям и физическим данным детей. Элементы плясок таковы, что требуют при исполнении ловкости и красоты, слияние их с мелодией, актёрской выразительности.
Обучение танцевальному искусству осуществляется с помощью различных видов деятельности:
-Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника.
-Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.
-Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.
-Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию.
-Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.
На всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности.
Используется комплексный подход в развитии исполнительской деятельности детей – соединение танца и песенной культуры, что развивает творческие способности, совершенствует технику исполнительских качеств. Танцевальные движения разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки .
Хореография как искусство способствует развитию коммуникативности, доброты,требовательности друг к другу, принципиальности, что может оказать влияние на исполнительскую деятельность учеников, ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.
Цель: Развитие исполнительской деятельности детей средствами танца.
Задачи:
- развитие беглости, гибкости, оригинальности, пластичности мышц, координации движений,
- развитие исполнительских качеств, развитие артистизма, импровизации.
Принципы: Системности и последовательности.
Использование разнообразных форм и методов работы, система творческих заданий, с постепенным усложнением.
Возраст: 7- 15 лет
3. Место кружка
Програма рассчитана на 3 года обучения. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.
2 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.
3 год – 4 часа в неделю. 136 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров
Особенностью обучения является включение в программу знаний по музыке, занятий кружка. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Занятия в кружке раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью занятий в кружке является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
5. Результат освоения программы
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
позиции рук и ног;
названия классических движений;
первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения классического экзерсиса.
В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
названия классических движений нового экзерсиса;
значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
уметь:
грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны
знать:
новые направления, виды хореографии и музыки;
классические термины;
жанры музыкальных произведений.
уметь:
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку.
6. Содержание программы
Программа содержит 3-х уровневую структуру, которая следует принципам системности и последовательности:
1 год – знакомство с позициями рук и ног, развитие чувства ритма, координации, осваивание простейших композиций, развитие актёрского исполнительства. На первом году обучения участники знакомятся с позициями рук, ног, осваивают простейшие координации, а также элементами танцев, понятные детям. Выработка умения двигаться на площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыка координации, культуры обучения с партнёром, начальных навыков танцевального исполнения, эмоциональной отзывчивости, умения передавать в движении стилевые особенности танца. С первых занятий ребёнок учится красиво ходить с натянутыми пальцами стоп, с ощущением стройности натянутой ноги.
2 год – знакомство с несложными рисунками танцев, жанрами танцев, с простыми элементами танцевальных движений, развитие актёрского исполнительства.
3 год – осваивание ритмических композиций, постановка танцев с усложнёнными элементами.
1.Введение. Азбука танцевального движения.
Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций для головы, туловища, рук, ног.
2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.
Бальный танец.
Элементы бального танца. Основные шаги танца. Понятие об особенностях бального танца , о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.
Практическая работа: освоение основных движений венского вальса .
3. Основы народного танца.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,
« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д.. Работа над этюдами (марийский этюд ,татарский этюд ).
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
4. Эстрадный танец.
Танцевальная разминка. Разучивание сюжетного эстрадного танца .
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца;
5. Постановка танцев. Отработка номеров.
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов. Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства .
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
7. Тематический план занятий первого года обучения
№ п/п | Тема | Кол –во часов | Групповые занятие | Индивидуальные занятие |
теория | практика |
1. | Введение. Знакомство с различными группами мышц. | 6 | 2 | 4 | |
2. | Знакомство с различными позициями рук и ног. | 10 | 2 | 3 | 5 |
3. | Использование элементов ритмики, движение под музыку . | 20 | 2 | 18 | |
4. | Развитие сценического мастерства. | 20 | 2 | 13 | 5 |
5. | Постановка простейших композиций. | 40 | 2 | 20 | 8 |
6. | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 40 | | 35 | 5 |
| Итого | 136ч | | | |
8.Календарно - тематическое планирование (1 год обучения)
Название раздела | Тема занятия | Содержание и виды работ | УУД | Дата по плану | Факт. |
1.Введение. Знакомство с различными группами мышц. 6ч | 1-2.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 3-4.Ознакомление с программой куржка и организация работы 5-6. Утверждение расписания, форма одежды ит.д | Инструктаж по ТБ. | Умение правильно организовывать венурочное время | 04.09 08.09 11.09 | |
2.Знакомство с различными позициями рук и ног. 10ч | 1-2. Знакомство с различными позициями рук и ног. 3-6. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
7-10.Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры . | Основы хореографии 1. Поклон 2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: позиции ног; позиции рук; позиции в паре. | Развитие организационных умений. | 15.09 18.09 22.09 25.09 29.09 | |
3. Использование элементов ритмики, движение под музыку 20ч | 1-8.Танцевальная зарядка. 9-12.Упражнения для рук. 13-16.Постановка корпуса, рук, ног. | - упражнения на напряжение и расслабление мышц; на выработку выворотности ног, на развитие гибкости - упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; | Снятие эмоционального и психофизического напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания, артистичности, творческих способностей, ритмического слуха. | 02.10 06.10 09.10 13.10 16.10 20.10 23.10 27.10 | |
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 30.10 06.11 10.11 13.11 17.11 | |
| 17-18 Упражнения для развития плавности и мягкости движений. 19-20.Пластичная гимнастика. | | Умение слышать музыку, определять ритм. | 20.11 24.11 | |
4. Развитие сценического мастерства. 20ч | 1-4.Разучивание элементов русского танца. 5-8.Продолжение разучивания элементов русского народного танца. 9-12. Повторение изученных танцевальных движений. 13-16.Разучивание русского танца «Плясовая » . | Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера. на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; | Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. | 27.11 01.12 04.12 08.12 11.12 15.12 18.12 | |
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 22.12 25.12 12.01 15.01 19.01 | |
| 17-20. . Элементы русского народного танца «Хоровод» | | | 22.01 26.01 | |
5. Постановка простейших композиций.40ч | 1-4.Изучение современной пластики . 5-8.Продолжение разучивания элементов и движений . 9-12.Разучивание танца «Хоровод» 13-16.Отработка движений и характера Танца 17-20. Изучение современной пластики . 21-24.Разучивание элементов современного танца. | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера
| Снятие эмоционального и психофизического напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания, артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.
Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. | 29.01 02.02 05.02 09.02 12.02 16.02 19.02 26.02 02.03 05.03 09.03 12.03 | |
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом
| Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 16.03 19.03 23.03 26.03 30.03 | |
| 25-28. Современный танец «Вернись» 29-32. Положение рук, ног, головы ,характер исполнения . 33-38 Продолжение разучивания элементовсовременного танца . 39-40.Отработка изученных танцев . | | | 02.04 06.04 09.04 13.04 16.04 20.04 23.04 | |
6. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.40ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 07.05 11.05 14.05 18.05 21.05 | |
Тематический план занятий второго года обучения
№ п/п | Тема | Кол –во часов | Групповые занятия | Индивидуальные занятия |
теория | практика |
1. | Знакомство с различными жанрами танцевального искусства. | 6 | 3 | | |
2. | Овладение простыми элементами хореографии. | 30 | 3 | 30 | 10 |
3. | Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе. | 40 | 5 | 30 | 5 |
4. | Развитие сценического мастерства. | 20 | 2 | 6 | 2 |
5. | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 40 | | 34 | 6 |
| Итого | 136ч | | | |
8.Календарно - тематическое планирование (2год обучения)
Название раздела | Тема занятия | Содержание и виды работ | УУД | Дата по плану | Факт. |
1.Введение. Знакомство с различными группами мышц. 6ч | 1-2.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 3-4.Ознакомление с программой куржка и организация работы 5-6. Утверждение расписания, форма одежды ит.д | Инструктаж по ТБ. | Умение правильно организовывать внеурочное время | 03.09 07.09 10.09 | |
2. Овладение простыми элементами хореографии.10ч | 1-2. Повторение основные позиции рук и ног. 3-6. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
7-10.Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры . | Основы хореографии 1. Поклон 2. Обучающиеся повторяют следующие понятия: позиции ног; позиции рук; позиции в паре. | Развитие организационных умений. | 14.09 17.09 21.09 24.09 28.09 | |
3. Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.20ч | 1-4.Изучение современной пластики . 5-8.Продолжение разучивания элементов и движений . 9-12.Разучивание танца «Где ты?» 13-16.Отработка движений и характера Танца 17-18 Упражнения для развития плавности и мягкости движений. | - упражнения на напряжение и расслабление мышц; на выработку выворотности ног, на развитие гибкости - упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; | Снятие эмоционального и психофизического напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания, артистичности, творческих способностей, ритмического слуха. | 01.10 05.10 08.10 12.10 15.10 19.10 22.10 26.10 29.10 02.11 | |
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 14ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 05.11 09.11 12.11 16.11 19.11 23.11 26.11 | |
Постановка танцев 20ч
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 6ч | 19-24.Пластичная гимнастика. 25-28. Современный танец «Где ты?» 29-32. П 29-32 Положение рук, ног, головы ,характер исполнения . Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом |
Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Умение слышать музыку, определять ритм.
Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 30.11 03.12 07.12 10.12 14.12 17.12 21.12 24.12 28.12 11.01 14,01 21,01 25,01 | |
| 33-38 Продолжение разучивания элементов современного танца . 39-40.Отработка изученных танцев . | | | | |
4. Развитие сценического мастерства. 20ч | 1-4.Разучивание элементов русского танца. 5-8.Продолжение разучивания элементов русского народного танца. 9-12. Повторение изученных танцевальных движений. 13-16.Разучивание русского танца «Плясовая » . | Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера. - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; | Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. | 28,01 01,02 04,02 08,02 11,02 15,02 18,02 25,02 29,02 03,03 | |
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 10ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 10,03 14,03 17,03 21,03 24,03 | |
| 17-20. . Элементы русского народного танца «Хоровод» | | | | |
5.. Овладение простыми элементами хореографии 20ч | 1-4.Изучение современной пластики . 5-8.Продолжение разучивания элементов и движений . 9-12.Разучивание танца «Хоровод» 13-16.Отработка движений и характера Танца 17-20. Изучение современной пластики . 21-24.Разучивание элементов современного танца. | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера
| Снятие эмоционального и психофизического напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания, артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.
Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. | 28,03 31,03 04,04 07,04 11,04 14,04 18,04 21,04 28,04 05,05 | |
| 25-28. Современный танец «Вернись» 29-32. Положение рук, ног, головы ,характер исполнения . 33-38 Продолжение разучивания элементовсовременного танца . 39-40.Отработка изученных танцев . | | | | |
6. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.10ч | Отработка и коррекционная работа над танцами Генеральные репетиции перед конкурсом | Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера | Достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце | 07.05 11.05 14.05 18.05 21.05 | |
Тематический план занятий третьего года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Групповые занятия | Индивидуальные занятия |
теория | практика |
1. | Осваивание сложных ритмических элементов русского народного танца (дробей,пересечей). | 26 | 2 | 10 | 14 |
2. | Развитие исполнительского мастерства. | 10 | 1 | 9 | |
3. | Постановка танцев с использованием усложнённых элементов. | 60 | 6 | 42 | 12 |
4. | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 40 | | 34 | 6 |
| Итого | 136ч | | | |
8. Описание материально-технического обеспечения
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
Литература :
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс»