СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тарас Бульба и его сыновья

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: продолжить изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», систематизировать знания обучающихся о главных героях повести.

Задачи урока:

  • проанализировать образы главных героев повести, сравнить их характеры и поступки; понять, какие нравственные уроки преподносит нам повесть;
  • формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя;
  • развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;
  • развивать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
  • развивать творческие способности, монологическую речь.

Просмотр содержимого документа
«Тарас Бульба и его сыновья»

Технологическая карта

урока русского языка в 7 классе 

в соответствии с требованиями ФГОС 

учителя русского языка и литературы 

Кокоевой Инны Вячеславовны

Тема урока: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: продолжить изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», систематизировать знания обучающихся о главных героях повести.

Задачи урока:

  • проанализировать образы главных героев повести, сравнить их характеры и поступки; понять, какие нравственные уроки преподносит нам повесть;

  • формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя;

  • развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;

  • развивать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

  • развивать творческие способности, монологическую речь.


Ход урока:

Эпиграф: «Тарас Бульба» Гоголя – это поэма, исполненная трагической силы,

трагического величия, блистающая картинами великих характеров,

великих страстей».

В.Г.Белинский

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема нашего урока "Тарас Бульба и его сыновья". Прочитайте эпиграф к уроку и подумайте: почему Белинский так называет поэму Гоголя?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Характеристике главных героев повести).
- Что мы узнаем о героях? (В какой семье родились, где учились, как попали в казачье войско, как воевали и пр).
- Как мы это узнаем? (Будем анализировать разные эпизоды повести).
- Каковы цели и задачи нашего урока? (Охарактеризовать главных героев повести, их поступки, сравнить их, понять – чему учит поветь Гоголя)


  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Вы прочитали повесть «Тарас Бульба». Какова тема повести? (Тема повести - освободительная борьба запорожских казаков с захватчиками, посягнувшими на их страну и веру. Это повесть о вольных людях - казаках, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь – ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев – засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию).

- Чему учит повесть? (Повесть учит читателей любви к родине- патриотизму)

- Какие проблемы рассматривает автор в своей повести? (Проблемы подвига и предательства через образы Тараса Бульбы, Остапа и Андрия)

- Что такое подвиг? предательство? Давайте найдем толкование этих слов в словаре С.И.Ожегова. (Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Предательство — нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. )

- Так кто же из героев является олицетворением подвига, а кто - предательства в повести? И каковы мотивы поступков главных героев – Тараса Бульбы и его сыновей? В этом мы сегодня попробуем разобраться.

2. Анализ произведения:

  1. Работа в группах на основе анализа текста

1 группа анализирует образ Тараса Бульбы,

2 группа – образ Остапа,

3 группа – образ Андрия.

Вопросы и задания для 1 группы

- Какие жизненные ценности утверждает Бульба в своих наставлениях и собственном поведении при встрече с сыновьями? («никому не спускай», «биться», «славно меня тузил», «бусурманов били, турков били... татарву... ляхов тоже били».)

- Найдите в тексте подтверждение тому, что Тарас Бульба пренебрежительно относился к ценностям мирной жизни.

1. В высказываниях героя («не слушай, сынку, матери», «сабля — вот ваша матерь», «все дрянь», чем набивают головы в академии, настоящая наука - добрый конь и чистое поле).

2. В поведении, вкусах, привычках («не надо выдумок» в пище, сурово воспитывает горячо любимых сыновей, бьет «горшки» за ненадобностью и т. д.).

3. Отдельно подчеркнем привычку «спать на дворе». Открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях. Бульба — эпический герой, то есть необыкновенной физической силы и военной доблести.

В то же время тема открытого пространства, связанного с образом главного героя, превращается в мотив воли («вольное козачество»), сопровождающий повествование на протяжении всего развития действия. (Степь, Сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, помещениям, к оседлости, осадам — отсутствию движения и т. д.).

- Какая авторская оценка героя выражена в описании светлицы Бульбы? Найдите в тексте подтверждение.

1. Светлица «опрятная», где прибирались испуганные «девки-прислужницы», с огромным столом и скамьями вдоль стен.

2. В комнате, видимо, редко кто бывает, а если ее используют, то для собрания большого количества людей.

3. На самом видном месте — оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок.

4. Изящные вещицы попали в дом Бульбы «через третьи и четвертые руки» и напоминают читателю о тревожной и кочевой жизни хозяина.

Интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя в повести Гоголя. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки. Военное дело он считает главным, в мирное — полюбил разгул.

Вопросы и задания для 2 группы

- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Каким содержанием наполняется выражение «он считался всегда одним из лучших товарищей»? («редко предводительствовал другими» как чаще бывал в гуще, в толпе. Остап не ощущал потребности в проявлении собственной индивидуальности).

- Как Остап участвовал в проказах? («Он первым приходил под знамена предприимчивого бурсака» (смелый, решительный), «не выдавал» зачинщиков).

- Как отец научил Остапа прилежанию? (Пригрозил, что никогда не возьмет в Сечь, а для Остапа другой цели в жизни не существовало).

- Как ведет себя Остап при встрече с отцом, когда сыновья вернулись домой с учебы? (Остап с первых минут показал характер, не потерпел над собой насмешки и поборолся с отцом, который о нём отзывается: «Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! Почеломкаемся!»)

- Сделайте вывод о характере Остапа. (Остап человек массы, толпы, он целиком вписывается в свою среду, не имеет с ней никаких противоречий, потому что и сам полностью эту среду повторяет).

Вопросы и задания для 3 группы

- Чем отличается Андрий от Остапа по участию в проказах? Как это о нем говорит? (Андрий, как правило, предводитель, изобретатель. Умеет уйти от наказания, потому что способен что-то придумать. Он наделен воображением, чувствами, а не только мужеством, смелостью. Остап назван «лучшим товарищем», а вместо характеристики Андрия на этот счет в повести следует история его встречи с прекрасной полячкой).

- Всегда ли вместе с товарищами любил быть Андрий? Как он проводил время? (Он любил старые кварталы Киева. Там «дома были выстроены с некоторою прихотливостью» (не такие одинаково привычные, как все). Он любил уединение, а не только шумное товарищество.

- Как ведет себя Андрий при встрече с отцом? (Андрий не стал бороться с Тарасом, он поцеловался с матерью. С Андрием отец не поцеловался, только сказал: «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?.. Э, да ты мазунчик, как я вижу»)

Сделайте вывод о характере Андрия. (Андрий воспринимал жизнь полно, а не только избирательно, как выполнение долга. Его влекла красота, «его чувства были более развиты». А это — ценности мирной, а не военной жизни. Он не вписывается полностью в свою среду).

3. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

- Остап и Андрий – сыновья Тараса. Что в них общего? (Внешне братья похожи).

- При каких обстоятельствах эта внешняя одинаковость бросается в глаза? (В сцене приезда домой: оба комично выглядят в нелепых одеяниях. В сцене отъезда их красота и удаль подчеркивается богатым козацким снаряжением).

- Какие обстоятельства раскрывают их одинаковые убеждения? (При встрече с отцом оба отважно защищают свое достоинство, оба проявили себя прекрасными товарищами в академии, оба умели преодолеть испытания, выпавшие им за годы пребывания вдалеке от дома, оба мечтают попасть в Сечь).

- Как ведут себя сыновья Тараса в бою с ляхами? (Отважно бьются с врагом, показывают храбрость, мужество)

- Какие обстоятельства привели Андрия к предательству? (Любовь к польской панночке)

- Расскажите о гибели Остапа (просмотр отрывка из фильма).

- Расскажите о смерти Андрия (просмотр отрывка из фильма).

- Расскажите о смерти Тараса Бульбы (просмотр отрывка из фильма).

4. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.


Итак, ребята, мы с вами постарались совместными усилиями охарактеризовать главных героев произведения Н.В. Гоголя, их поступки, проведя интересную и важную работу. Обратимся снова к словам В. Белинского: «Тарас Бульба» Гоголя – это поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей». Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)


Домашнее задание (на выбор)

1. Письменный ответ на вопрос «В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя?» (3-5 предложений)

2.  Письмо герою (написать письмо Андрию, где выразить свое отношение к его выбору), (максимум 12 предложений).




Директор МБОУ гимназии № 5 Кулишкина М.Г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!