Татарская народная сказка «Три дочери»
Цели по содержанию:
Образовательный: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.
Развивающий: формированию, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.
Воспитательный: воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование: карточки с характеристиками героинь сказки, поляна, презентация
1.Орг. момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь, урок лит.чтения у вас проведу я, зовут меня Алия Масхутовна.
Начинается урок,
Как - будто раскрывается цветок.
Что мы увидим, мы ещё не знаем,
Но тайну цветка всё равно отгадаем!
2. Актуализация и определение темы урока
1. «Жили-были…», «Давным-давно..», «Как то раз…», «За тридевять земель…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…»
- Ребята, где мы встречаем эти слова? (ответы детей)
- «Что за прелесть эти сказки» (слайд…)
- А вы любите сказки ? (ответ детей)
- Почему вы любите сказки? (…..)
Вывод- Действительно, в сказках столько разных чудес! Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но, тем не менее, даже взрослые люди любят сказки, так как в них добро всегда побеждает зло.
2) - А кто пишет, сочиняет сказки? (Автором сказки может быть один человек, тогда сказка является авторской, а может рассказываться всем народом, передаваться из поколения в поколение, тогда эта сказка будет называться народной.)
- На экране я вам подготовила сказки (подойти показать героев).
- Какого народа это сказка? (Колобок – русская нар.сказка, А.Алиш «Куян кызы», Кукушка – ненецкая народная сказка, Айога - нанайская народная сказка….)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорит на уроке?
4) – ДА, сегодня мы продолжим знакомство со сказками. (прослушив. тат. мелодию.)
- Прослушав музыку, попробуйте догадаться сказку какого народа мы будем читать? (татарская народная сказка)
- А почему татарской? (потому что сочинил татарский народ)
5) - Мы с вами являемся представителями татарского народа, т.к. мы живём в прекрасном г.Арск, которое относится к Республике Татарстан
6) - Расшифруйте название сказки (на доске ….)
О Т Р Е Ч И Р И Д р и т ч р е д и о
5 1 8 7 6 3 2 9 4 2 3 1 6 8 7 4 9 5
- Да, сказка называется «Три дочери» (татарская народная сказка) (слад с картинкой
3. Постановка учебной задачи урока.
Ребята, наша задача (слайд…)
-
Познакомиться… (с произведением)
-
Дать характеристику… (главным героям)
-
Определить… (главную мысль)
3. Словарная работа
В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними: (на доске слова – карточки )
тяжко заболела - тяжело
печальная весть – грустная, горестная
вовек – всегда, вечно
неразлучна - не расставаться, всегда быть вместе
ярмарка – праздник с песнями и торговлей
холст – льняная ткань из толстой пряжи
день-деньской – ежедневно.
4. Открытие нового знания
1. Теперь мы с вами внимательно послушаем сказку (слушаем только начало ……..белочку. , попрошу продолжить чтение по группам, остальные внимательно слушают, после отвечаем на мои вопросы.
,
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли они замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
— Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
- Жила –была кто….?
-Что она делала день и ночь? Для чего?
- Выросли как, похожими на что? (быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну)
- Что произошло с женщиной?
- Кого она посылает к своим дочерям?
- Как вы думайте, пойдёт белочка? (ответы детей)
1 группа
— Ой! — вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть.
— Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.
- Какую работу выполняла дочь?
- Как она себя повела?
- Чем наградила её белочка?
2 группа
Постучала белочка ко второй дочери.
— Ой! — отвечала та.— Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
- Какую работу выполняла дочь?
- Как она себя повела?
- Чем наградила её белочка?
3 группа
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя,— сказала ей белочка,— и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.
- Какую работу выполняла дочь?
- Как она себя повела?
- Как вы думайте, наградит ли её белочка? (да)
Учитель И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Все лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснется — ест только мёд и сахар.
6. Проверка первичного восприятия Вопросы по содержанию
— Понравилась ли вам сказка?
— Что запомнилось?
— Сколько дочерей было у матери?
— Сколько настоящих дочерей было у матери?
— Почему вы так считаете?
— Как жила женщина до того, как заболела?
— К кому мать обратилась за помощью? (К белочке.)
— О чем женщина попросила белочку? (Позвать дочерей.)
— Пошла ли к матери первая дочь? (да)
— Что она сказала белочке?
— Пошла ли к матери вторая дочь?
— Какое оправдание она придумала?
— Пошла ли к матери младшая дочь?
— В кого она превратилась, в конце сказки?
— Как вы думаете, почему именно в пчелку белочка превратила младшую дочь?
— Справедливо ли поступила белочка с сестрами?
— Как бы вы поступили на месте дочерей?
7. Характеристика героев. На доске: картинки трёх сестёр,
1) На столах слова, выберите и наклейте их под картинками Красивая, добрая, трудолюбивая, любящая, внимательная, беззаботная, ласковая, равнодушная отзывчивая, невнимательная, неотзывчивая, неуважительная
- Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?
- Кто вам нравиться больше всех? Почему?
-За что народ любит младшую дочь?
- Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?
- Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.
- Ребята, в жизни, в реальности, как это может быть? (ответ детей)
- Материнское сердце доброе, оно умеет прощать, поэтому она позовёт старшую и среднюю дочь, они поймут свою ошибку и по прежнему будут жить помогая друг другу.
2) - Чему учит нас эта сказка? (Учит почтительно и уважительно относится к родителям. Учит не забывать того, что родители для нас сделали и в любое время, бросив все свои дела, спешить к ним на помощь.)
- Какая же главная мысль сказки? (Главная мысль сказки в том, что нельзя оставлять своих родителей в беде или нужде).
- Ребята, кто знает какой праздник отмечается в ноябре? (День матери. В Российской Федерации праздник День матери учреждён в 1998 году.)
8. Информация о домашнем задании
1 ряд пересказ от имени матери
2 ряд пересказ от имени белочки
3 ряд пересказ от имени автора
9. Рефлексия (цветки: ромашка колокольчик одуванчики )
- Ребята, сегодня вы все хорошо потрудились, я хотела бы, чтоб как вы оцените сегодня свою работу цветочками, выбери себе цветок?
-
Белый цвет (ромашка)– настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны
-
Синий цвет (колокольчик) – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё
-
Жёлтый цвет (одуванчик)– настроение плохое, ничего не получалось
Какая красивая у нас получилась полянка, на неё прилетела наша пчёлка…