Конспект образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Татарский национальный костюм глазами ребёнка»
С.А. Морякина, воспитатель первой квалификационной категории;
И.Г. Климова, музыкальный руководитель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек» ЗМР РТ
Цель: познакомить детей с особенностью татарской национальной одежды.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами;
- закрепить представление о разновидностях татарского орнамента и его особенностях;
- развивать у детей творческие способности, навыки работы с цветом и умение видеть красоту орнамента;
- развивать у детей интерес к обычаям татарского народа;
- развивать связную речь, память, внимание, мышление.
- воспитывать дружеские отношения и любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: технические средства: мультимедийное оборудование, музыкальный центр; демонстрационный материал: женский национальный костюм, презентация «Национальный костюм в мультфильмах и сказках», образцы орнаментов, костюмы героев сказки “Шалкан” (“Репка”).
Материал для творческой деятельности: мольберт, шаблоны для украшения, трафареты с орнаментом, гуашь, губки, влажные салфетки.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и становятся полукругом. Воспитатель в татарском национальном костюме.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Участники обмениваются приветствиями: «Здравствуйте!», « Доброе утро!», «Хәерле иртә!”
- Когда в дом приходят гости, хозяева стараются создать им хорошее настроение. Вот и мы давайте подарим нашим гостям улыбки и пригласим их в удивительный мир татарской национальной одежды.
- А сейчас все посмотрите на меня и скажите, в какой республике мы с вами живём? (В республике Татарстан)
- Наш Татарстан славится своим гостеприимством, и на праздниках жители республики, когда встречают гостей, наряжаются в татарские национальные одежды. Вот и я сегодня надела татарский национальный костюм.
Воспитатель читает четверостишие:
Я сегодня в праздничном наряде,
Мой костюм из бархата, парчи,
И калфак пойетками играет,
Будто звёзды в сказочной ночи.
- О чём это стихотворение? (Ответы детей)
- Я прочитала стихотворение о красоте моего костюма. На мне много разных предметов одежды, которую носили татрские женщины в старину. А давайте поиграем в игру “Раз, два, три – предмет одежды назови!” (Дети дают согласие)
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
- Мы будем ходить по кругу со словами: “По кругу вместе мы идём, о костюме речь ведём”. Около кого я остановлюсь, тот и будет назавать предмет одежды.
Воспитатель идёт внутри круга, во время остановки обращается к ребёнку.
- Раз, два, три, что на голове надето – назови! (Калфак)
- Чем украшен калфак? (ответы детей)
- Раз, два, три, что на мне розового цвета – назови!” (Платье)
- Чем украшено платье? (ответы детей)
- Скажите “платье” на татарском языке. (Күлмәк)
- Раз, два, три, что на платье – назови!” (Жилет)
- А на татарском языке? (Камзул)
- Чем украшен мой жилет? (ответы детей)
После каждого ответа воспитатель делает положительную оценку: “Молодец!”, “Ты правильно говоришь по - татарски!” Затем воспитатель обращает вимание на сапоги.
- Особой гордостью любой татарской женщины были сапоги. Как они называются? (Ичиги)
Воспитатель читает четверостишие:
Сапогами я горжусь,
В них по улице пройдусь!
Всез вокруг сведёт с ума
Таких узоров красота!
Воспитатель демонстрирует красоту своих сапог, выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
-В таком красивом народном костюме, ноги сами в пляс идут! Но пора уже и отдохнуть немного!
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
-А где вы ещё видели людей в татарских костюмах? (На празднике “Сабантуй”, на концерте, в детском садуна празднике).
-А где можно увидеть и людей, и даже зверей в татарской национальной одежде? (В мультфильмах, в книжках)
-Правильно, по татарским сказкам снято много интересных мультфильмов и художники нарядили героев сказок в национальные татарские костюмы. Давайте посмотрим знакомые вам картинки из мультфильмов и сказок и еще раз полюбуемся красотой и разнообразием татарского костюма.
Воспитатель показывает детям презентацию “Татарский орнамент в мультфильмах и сказках”. Дети называют предметы татарской нацинальной одежды на героях мудбтфильмов и элементы декоративного узора.
-Почему художники нарядили героев сказкок в татарские национальные костюмы? (Потому что это герои татарских сказок)
-Правильно, глядя на картинки, даже не читая сказки, сразу можно догадаться, какому народу они принадлежат. А мы с вами любим и читать, и картинки рассматривать. А ещё, что вы любите делать? (Играть) Так давайте поиграем!
Воспитатель предлагает детям встать в круг, проводится подвижная игра “Тюбетейка”. После игры воспитатель обращает внимание детей на тюбетейку и на свой костюм.
-А как вы думаете, кто украшает татаркую национальную одежду. (Мастера, художники, дюди, которые знают все секреты красоты татарского орнамента).
-Что такое орнамент? (Украшение, рисунок с узорами) Орнамент – это рисунок с повторяющими узорами. Мы с вами знакомились с разными видами татарских орнаментов. Давайте пройдём в нашу художественую мастерскую и вспомним их названия и особенности.
Дети садятся за столы, вспоминают характерные особенности цветочно-растительного, геометрического и зооморфного орнамента.
-Как вы уже сказали, все виды орнамента использовались в старину для украшения одежды.
Но и в современном жизни умелые руки народных мастеров продолжают творить чудеса: и всё это для того, чтобы современные люди знали и не забывали истоки родной культуры. А вы у меня любите рисовать! (Ответы детей)
-Я предлагаю и вам тоже создать свой орнамент на одежде с помощью трафаретов, которые я приготовила заренее. У каждого из вас на столах лежат силуэты татарской одежды. С помощью губки и гуаши вы будете наносить орнамент на модели одежды.
Воспитатель объясняет технику выполнения работы.
- Берём губку, обмакиваем её в гуашь, потом аккуратно прижимаем к элементу орнамента. Используем всю поверхность губки. Для другого цвета гуаши, понадобится другая губка. Приступайте к закрашиванию, старайтесь работать аккуратно.
После окончания воспитатель предлагает полюбоваться результатом работы, отмечает, что у всех получился красивый орнамент.
-Для чего можно использовать такую красоту? (Можно любоваться, можно подарить, а можно поиграть)
-Всё, что вы сделали пригодится нам для игры в сказку “Репка” на татарском языке..
Воспитательпомогает детям одкть маски, по ходу говорит:
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в героев сказки превратитесь...
Проводится инсценировка сказки “Шалкан” (“Репка”) на татарском языке. После инсценировки сказки воспитатель обращается к детям.
- Вот так сегодня русская народная сказка «Репка» превратилась в татарскую сказку “Шалкан”. Почему произошло такое чудо? (Мы говорили на татарском языке, нарядились в татарские костюмы)
- Вы молодцы! Сегодняшняя встреча в нашей творческой мастерской подошла к концу, но впереди у нас ещё много всего интересного в познании мира татарской культуры.