СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Татарстан - частица России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Татарстан - частица России.»

Классный час

Тема: Татарстан – частица России.

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Планируемый результат:

Личностный: Применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности, проявляют уважительное отношение к татарской национальности , демонстрируют нравственно-этические и эстетические чувства.

Метапредметный: ученики демонстрируют коммуникативные УУД ( строить понятные для партнера высказывания; умение дружить, уступать, убеждать), познавательные УУД ( знания о укладах жизни татар .)

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о устном фольклоре, народных традициях и обрядах, а также о национальных блюдах и подворье Татар.

Триединая цель:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к другим национальностям; развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности; развивать нравственно-этические и эстетические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Развивающая: Развивать регулятивные УУД (саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи; контроль результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других);

Познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

Образовательная: познакомить с Татарской национальностью, их укладом жизни и особенностях народа.

Принципы воспитания и обучения: наглядности, доступности, последовательности, диалогизации, положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, воспитания через творчество.

Методы воспитания и обучения: Словесный (беседа, объяснение, художественное слово), практический (игра, поделка), наглядный (демонстрация), метод контроля, поощрения, метод эмоционального стимулирования, метод организации деятельности и формирования общественного поведения, коммуникативный метод.

Дидактические средства: Демонстрационные: наглядность, презентация.

Индивидуальные: смайлики, тарелочки.

План:

  1. Орг.момент

  2. Мотивационный этап

  3. Основной этап

    1. Устный фольклор

    2. Национальное подворье, особенности одежды и росписи.

    3. Народные традиции и обряды

    4. Национальная кухня

  4. Анализ деятельности

  5. Рефлексия




















Этап, задача

Методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

  1. Орг.момент

Задача: создать положительный настрой учащихся на работу и доброжелательную атмосферу на классном часу.

Методы развития познавательного интереса

•Формирование готовности к восприятию


Добрый день, мы очень рады видеть вас.

Давайте улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением.

Здороваются, улыбаются друг другу.

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль;

  1. Мотивационный этап

Задача: сформулировать тему и цель классного часа, мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, активизировать внимание детей.


Методы получения новых знаний.

•беседа

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на самолёте, представьте что мы с вами на борту нашего экипажа, пристегните ремни, закройте глазки, мы взлетаем.

(Звук взлёта самолёта)

Можете открывать глазки, мы прилетели.

А чтобы узнать куда мы с вами прилетели давайте посмотрит видеоролик.

(Просмотр видеоролика о Татарах)

Куда же мы с вами попали?

Прилетели мы с вами в Республику Татарстан.

На территории Российской Федерации проживает более 130 различных народов.

И каждый народ имеет свои особенности, но не смотря на наши различия все мы живём в мире и согласии.

Мы бы хотели познакомить вас с татарской национальностью, их обычаями и укладом жизни.







  1. Основная часть.

    1. Устный фольклор.

Задача: Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору татарского народа, формировать

умение

слушать и

слышать, включить

учеников в

продуктивную

деятельность,

формировать

умение взаимодейство-

вать.

Воспитывать у школьников уважение к традициям разных народов.


Методы получения новых знаний:

•рассказ

•иллюстрация

•беседа

•объяснение

Методы развития познавательного интереса •Стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования:

•Поощрение

Национальная культура татарского народа, как и других народов создавалась в течение многих веков. В татарском фольклоре отразились конкретные исторические особенности жизни татар. Волшебные былины, сказки о животных показывают особенности хозяйственной жизни предков татар, их обряды и обычаи.

В народном творчестве отразились также и национальная психология народа, его быт; такие качества как любовь к родной Земле, Природе, уважение к труду, ненависть к несправедливости, честность. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к образам положительных героев сказок, песен, к пословицам и поговоркам.

-Ребята, скажите, быть может, кто-нибудь из вас знаком с устным фольклором татарского народа? Например, кто-нибудь из вас может знать татарскую народную пословицу, поговорку или сказку?

-Я бы хотела познакомить вас с одной сказкой, я предлагаю вам посмотреть её на татарском языке, для того чтобы мы услышали какой необычный и совершенно непохожий на наш татарский язык.

Автор этого поучительного произведения - Габдулла Тукай. Шурале - это фантастический персонаж татарской сказки, олицетворяющий нечистую силу.

«Шурале»

Вот мы с вами и посмотрели очень поучительную сказку, а хотите ли вы узнать о чём говорилось в данной сказке?

Сейчас я вам расскажу, а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на вопросы.

Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к нему навстречу шурале (леший). Весь он покрыт чёрной шерстью, длинный хвост извивается, длинные пальцы шевелятся, длинные лохматые уши тоже шевелятся. Увидел шурале дровосека и захохотал:

Вот с кем я сейчас поиграю, вот с кем я сейчас посмеюсь! Как тебя зовут, человек?

Дровосек понял, что дело плохо. Надо что-то придумать. И говорит:

Меня зовут Прошлый Год.

Давай, Прошлый Год, с тобой поиграем, пощекочемся, — говорит шурале, — кто кого перещекочет.

А все шурале ох мастера щекотаться! Как от такого уйти?

Некогда мне играть, у меня работы много, — говорит дровосек.

Ах так! — сердится шурале. — Не хочешь со мной играть? Ну тогда я тебя так закружу в лесу, что ты никогда из него не выберешься!

Ладно, — говорит дровосек, — буду играть, только ты сперва помоги мне вот эту колоду расколоть. — Размахнулся он и всадил топор в колоду. Она треснула. — Вот теперь помогай, — кричит дровосек, — суй скорей пальцы в трещину, чтобы она не закрылась, а я ещё разок ударю!

Глупый шурале сунул пальцы в трещину, а дровосек быстро дёрнул топор. Тут пальцы лешего крепко защемило. Дёрнулся он, да не тут-то было. А дровосек схватил топор и был таков.

Закричал шурале на весь лес. Сбежались на его голос другие шурале.

Что с тобой, что кричишь?

Пальцы Прошлый Год защемил!

Когда защемил? — спрашивают шурале.

Сейчас защемил, Прошлый Год защемил!

Тебя не поймёшь, — говорит один шурале. — Сразу у тебя и сейчас и прошлый год.

Да, да! — кричит шурале, а сам дёргает пальцы. — Прошлый Год, Прошлый Год! Догоните его! Накажите его!

Как можно догнать прошлый год? — говорит другой шурале. — Как его можно наказать?

В прошлом году защемил, а сейчас вдруг закричал. А в прошлом году что молчал? — спрашивает его третий шурале.

Разве теперь найдёшь того, кто тебя защемил? Это ведь было так давно! -говорит четвёртый шурале.

Глупый шурале ничего не мог им растолковать, и все шурале убежали в лесную чащу. А он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:

Пальцы Прошлый Год защемил! Пальцы Прошлый Год защемил!

-Ребята, скажите, понравилась ли вам сказка?

-Чем понравилась?

-О чем сказка?

-Чему учит данная сказка?

-Хорошо, спасибо.


А сейчас мы с вами познакомимся с татарскими пословицами. Народные пословицы никогда не подведут — ведь они говорят о том, что тысячи раз проверено опытом многих-многих людей.

Пословицы у разных народов разные, но они похожи по смыслу. Народы живут на огромных расстояниях друг от друга, а мудрость у них общая.

- На каждую пару вам будет дана разрезанная татарская пословица, вы должны будете собрать её и прочитать.

А также. Постараться объяснить какая мудрость, какой опыт “прячутся” в этих древних татарских пословицах. Поднимите руку, кто не понял задание.

1. Без пчелиных укусов меда не бывает.

2. Кто не спешит, тот и на телеге зайца догонит.

3. Язык бездельника никогда не бездельничает.

4. До него и рука не достанет

5. Дурной торопится, мудрец выжидает.

6. Злой раньше времени старится.

7. Знал, как брать, - знай, как отдать.

Отвечают на вопросы, слушают, выполняют задание.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные ууд: Структурирование знаний, анализ.

Личностные ууд:

Личностное самоопределение.

    1. Национальное подворье, особенности одежды и росписи.


Задача: формировать умение слушать и слышать, включить

учеников в

продуктивную

деятельность,

формировать

умение слушать и

взаимодействовать.

Актуализировать и

закрепить знания .



Методы получения новых знаний.

• рассказ.

• иллюстрация

Методы развития познавательного интереса

•Стимулирование занимательным содержанием


А сейчас мы с вами отправимся в татарскую избу, и посмотрим чем же они отличаются от наших.

Национальное подворье – это строительные комплексы, включающее в себя элементы культуры и архитектурных особенностей разных народностей, на сегодня ярко представлены в разных уголках страны.

Обратите внимание на слайд(1-4слайд), так выглядит национальная татарская изба снаружи и изнутри.

В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты.

Скажите что больше всего вас привлекает?

А схожи ли татарские национальные дома с нашими?

Теперь я предлагаю вам узнать о национальных костюмах. (слайд 5 – 6)

Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата.

Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета (7слайд), а так же традиционная кожаная обувь ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой.

Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка». (8слайд)народный татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества.

Вот такая яркая национальная одежда у татар.

Узоры в татарской вышивки чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Уже в глубокой древности человек создал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли; волнистой вода; кругами и ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья.

Я предлагаю вам украсить тарелочку, сейчас у каждого из вас появится своя тарелочка с узором, вы можете выбрать любую расцветку для её оформления.

Ребята, вы такие молодцы, подпишите свои работы.

Посмотрите какие красивые тарелочки получились.

Собирают картинки, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, вступают в диалог, раскрашивают тарелочки.

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение на основе работы с материалом; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; Коммуникативные УУД: соотносят содержание с действием.

    1. Народные традиции и обряды.

Задача: способствовать развитию интереса к традициям и обычаям татарского народа; формировать умение слушать и слышать ; снять усталость, мышечное напряжение.


Метод получения новых знаний

• Беседа

• Рассказ

• Иллюстрация

Методы эмоционального стимулирования •использование игр и игровых форм организации обучения

-Ребята, скажите, а вы знаете, что такое традиция?

-Традиция- Множество представлений, обрядов, привычек, навыков практической и общественной деятельности, которые передаются из поколения в поколения.

-А как вы понимаете слово обычай? Что оно означает? -Обычай— это установленный порядок действий.

-У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. -Сегодня я хочу с вами поговорить об обычаях и традициях татарского народа.

Одной из самых значительных традиций является празднование Сабантуя, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Слово "сабантуй" образовано "сабан" - плуг и "туй", что означает праздник.

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа.

Одним из обычаев является соревнование бег в мешках. Скажите, как вы представляете себе это состязание?

Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на татарском празднике Сабантуе. Давайте пройдем в большую комнату и устроим соревнование между двумя командами и попытаемся понять за что же татарский народ так любит это состязание.

Правило игры: по сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места . Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.

А команда победителей получает медали, вторая команда также получает медали за участие в соревнованиях. Большое вам спасибо, а сейчас возвращайтесь в класс.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, участвуют в игре.

Коммуникативные УУД: умеют взаимодействовать

с учителем и сверстниками; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные УУД: проявляют доброжелательное отношение друг к другу

    1. Национальная кухня.

Задачи: сформировать представление о национальной кухне татар, формировать умение группировать и отбирать материал.

Методы развития познавательного интереса

•Стимулирование занимательным содержание

Методы выработки учебных умений и накопления опыта.

Методы эмоционального стимулирования.

•создание проблемной ситуации

•поощрение и порицание

Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности.

Сегодня мы так много узнали о татарской национальности, и я бы хотела познакомить вас с особенностями кухни.

Сейчас мы с вами будем готовить татарские национальные блюда, у нас будет 2 команды поваров, у каждого будет по 2 кастрюли, а так же ингредиенты, список продуктов на определённое блюдо выстроенный в том порядке, в котором надо положить блюда в кастрюлю.

Мы проверим, кто же у нас лучший повар.

Можете приступать к работе.

Какие же вы молодцы, так быстро справились расскажите пожалуйста немного о ваших блюдах.

А сейчас я предлагаю вам устроить чаепитие, но не простое, мы будем пробовать татарские сладости.

И первая сладость это чак-чак.

Согласно легендам, блюдо берет свои корни из Волжской Булгарии. Чак-чак - неизменный атрибут татарских свадеб. Легенда гласит, что однажды хан Булгарии решил женить своего единственного сына и захотел, чтобы на свадебном столе стояло новое угощение: чтобы оно удивляло всех простотой приготовления, чтобы долго не портилось и при этом не теряло бы своих вкусовых качеств. Чтобы это блюдо было очень питательным, а войны могли бы его есть, не слезая с седла. И главное условие – чтобы это блюдо могло бы украшать любое торжество как символ и олицетворение всего народа великой Булгарии. И чтобы не стыдно было бы его не только подавать на стол лучшим гостям, но и отправлять в качестве гостинца в дальние страны.


Долго старались мастера кулинарного искусства, повара и простые жители ханства. Много интересных и вкусных блюд перепробовал хан и из великого множества блюд он выбрал одно, идеально подходящее ко всем требованиям – чак-чак приготовленный из муки, яиц и мёда женой одного пастуха. И на свадьбе единственного сына хан преподнёс молодожёнам великолепный чак-чак. И при этом пожелал, чтобы они жили, прилипши друг к другу как мёдом помазанный этот чак-чак, чтобы детей у них было столько сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте и жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для друга у них всегда были только сладкими. Чтобы они держались со своей семьёй и со своим народом как этот в кучу собранный чак-чак. С тех пор на татарских свадьбах, как самое дорогое угощение и украшенье стола молодым преподносят чак-чак.


Чак-чак – один из символов Татарстана и символ татарского гостеприимства (гостей в Татарстане принято встречать этими «медовыми орешками», как в России хлебом-солью).

Ещё мы с вами будем пробовать такое национальное блюдо как Хворост.

Татарская кухня очень богата разнообразными блюдами и изделиями к чаю. Обычно эти изделия украшают чайный стол, поэтому их делают фигурными. Одним из таких изделий является хворост по-татарски (урама).

Хворост- это обжаренное во фритюре печенье из пресного сдобного теста, нарезанного полосками .

А сейчас давайте приступим к нашему чаепитию.


Вступают в диалог, выполняют задание, пробуют татарские национальные сладости, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют последовательность действий.

Познавательные УУД: логические: рассматривают объект с точки зрения целого и частей.

Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; Предвосхищают результат.

  1. Анализ деятельности.

Задачи: провести самоанализ и анализ.

Методы эмоционального стимулирования.

•поощрение и порицание.

Беседа.

Наш классный час подходит к концу и нам бы хотелось узнать что нового вы узнали сегодня?

Что больше всего запомнилось?

Что вы почувствовали?

Понравился ли вам классный час?


Отвечают на вопросы, обсуждают.

Личностные УУД: самоанализ, анализ процесса и результатов деятельности;

  1. Рефлексия

Задача: подвести итоги, провести самооценку результатов деятельности.

Ситуация свободного выбора

Мы очень рады что вам понравилось и надеемся что вы получили исключительно положительные эмоции.

Сейчас у каждому из вас мы дадим смайлик, но у него нет эмоции, если вам всё понравилось нарисуйте смайлику улыбку, если вам не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик.

Поднимите свои смайлики.

Большое спасибо за наш классный час.

Рисуют смайлик, прощаются.

Личностные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!