Основная часть. Устный фольклор. Задача: Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору татарского народа, формировать умение слушать и слышать, включить учеников в продуктивную деятельность, формировать умение взаимодейство- вать. Воспитывать у школьников уважение к традициям разных народов. | Методы получения новых знаний: •рассказ •иллюстрация •беседа •объяснение Методы развития познавательного интереса •Стимулирование занимательным содержанием Методы эмоционального стимулирования: •Поощрение | Национальная культура татарского народа, как и других народов создавалась в течение многих веков. В татарском фольклоре отразились конкретные исторические особенности жизни татар. Волшебные былины, сказки о животных показывают особенности хозяйственной жизни предков татар, их обряды и обычаи. В народном творчестве отразились также и национальная психология народа, его быт; такие качества как любовь к родной Земле, Природе, уважение к труду, ненависть к несправедливости, честность. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к образам положительных героев сказок, песен, к пословицам и поговоркам. -Ребята, скажите, быть может, кто-нибудь из вас знаком с устным фольклором татарского народа? Например, кто-нибудь из вас может знать татарскую народную пословицу, поговорку или сказку? -Я бы хотела познакомить вас с одной сказкой, я предлагаю вам посмотреть её на татарском языке, для того чтобы мы услышали какой необычный и совершенно непохожий на наш татарский язык. Автор этого поучительного произведения - Габдулла Тукай. Шурале - это фантастический персонаж татарской сказки, олицетворяющий нечистую силу. «Шурале» Вот мы с вами и посмотрели очень поучительную сказку, а хотите ли вы узнать о чём говорилось в данной сказке? Сейчас я вам расскажу, а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на вопросы. Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к нему навстречу шурале (леший). Весь он покрыт чёрной шерстью, длинный хвост извивается, длинные пальцы шевелятся, длинные лохматые уши тоже шевелятся. Увидел шурале дровосека и захохотал: — Вот с кем я сейчас поиграю, вот с кем я сейчас посмеюсь! Как тебя зовут, человек? Дровосек понял, что дело плохо. Надо что-то придумать. И говорит: — Меня зовут Прошлый Год. — Давай, Прошлый Год, с тобой поиграем, пощекочемся, — говорит шурале, — кто кого перещекочет. А все шурале ох мастера щекотаться! Как от такого уйти? — Некогда мне играть, у меня работы много, — говорит дровосек. — Ах так! — сердится шурале. — Не хочешь со мной играть? Ну тогда я тебя так закружу в лесу, что ты никогда из него не выберешься! — Ладно, — говорит дровосек, — буду играть, только ты сперва помоги мне вот эту колоду расколоть. — Размахнулся он и всадил топор в колоду. Она треснула. — Вот теперь помогай, — кричит дровосек, — суй скорей пальцы в трещину, чтобы она не закрылась, а я ещё разок ударю! Глупый шурале сунул пальцы в трещину, а дровосек быстро дёрнул топор. Тут пальцы лешего крепко защемило. Дёрнулся он, да не тут-то было. А дровосек схватил топор и был таков. Закричал шурале на весь лес. Сбежались на его голос другие шурале. — Что с тобой, что кричишь? — Пальцы Прошлый Год защемил! — Когда защемил? — спрашивают шурале. — Сейчас защемил, Прошлый Год защемил! — Тебя не поймёшь, — говорит один шурале. — Сразу у тебя и сейчас и прошлый год. — Да, да! — кричит шурале, а сам дёргает пальцы. — Прошлый Год, Прошлый Год! Догоните его! Накажите его! — Как можно догнать прошлый год? — говорит другой шурале. — Как его можно наказать? — В прошлом году защемил, а сейчас вдруг закричал. А в прошлом году что молчал? — спрашивает его третий шурале. — Разве теперь найдёшь того, кто тебя защемил? Это ведь было так давно! -говорит четвёртый шурале. Глупый шурале ничего не мог им растолковать, и все шурале убежали в лесную чащу. А он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит: — Пальцы Прошлый Год защемил! Пальцы Прошлый Год защемил! -Ребята, скажите, понравилась ли вам сказка? -Чем понравилась? -О чем сказка? -Чему учит данная сказка? -Хорошо, спасибо. А сейчас мы с вами познакомимся с татарскими пословицами. Народные пословицы никогда не подведут — ведь они говорят о том, что тысячи раз проверено опытом многих-многих людей. Пословицы у разных народов разные, но они похожи по смыслу. Народы живут на огромных расстояниях друг от друга, а мудрость у них общая. - На каждую пару вам будет дана разрезанная татарская пословица, вы должны будете собрать её и прочитать. А также. Постараться объяснить какая мудрость, какой опыт “прячутся” в этих древних татарских пословицах. Поднимите руку, кто не понял задание. 1. Без пчелиных укусов меда не бывает. 2. Кто не спешит, тот и на телеге зайца догонит. 3. Язык бездельника никогда не бездельничает. 4. До него и рука не достанет 5. Дурной торопится, мудрец выжидает. 6. Злой раньше времени старится. 7. Знал, как брать, - знай, как отдать. | Отвечают на вопросы, слушают, выполняют задание. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные ууд: Структурирование знаний, анализ. Личностные ууд: Личностное самоопределение. |
Национальное подворье, особенности одежды и росписи. Задача: формировать умение слушать и слышать, включить учеников в продуктивную деятельность, формировать умение слушать и взаимодействовать. Актуализировать и закрепить знания . | Методы получения новых знаний. • рассказ. • иллюстрация Методы развития познавательного интереса •Стимулирование занимательным содержанием | А сейчас мы с вами отправимся в татарскую избу, и посмотрим чем же они отличаются от наших. Национальное подворье – это строительные комплексы, включающее в себя элементы культуры и архитектурных особенностей разных народностей, на сегодня ярко представлены в разных уголках страны. Обратите внимание на слайд(1-4слайд), так выглядит национальная татарская изба снаружи и изнутри. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Скажите что больше всего вас привлекает? А схожи ли татарские национальные дома с нашими? Теперь я предлагаю вам узнать о национальных костюмах. (слайд 5 – 6) Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета (7слайд), а так же традиционная кожаная обувь ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка». (8слайд)народный татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества. Вот такая яркая национальная одежда у татар. Узоры в татарской вышивки чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Уже в глубокой древности человек создал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли; волнистой вода; кругами и ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. Я предлагаю вам украсить тарелочку, сейчас у каждого из вас появится своя тарелочка с узором, вы можете выбрать любую расцветку для её оформления. Ребята, вы такие молодцы, подпишите свои работы. Посмотрите какие красивые тарелочки получились. | Собирают картинки, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, вступают в диалог, раскрашивают тарелочки. | Регулятивные УУД: высказывают своё предположение на основе работы с материалом; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; Коммуникативные УУД: соотносят содержание с действием. |
Народные традиции и обряды. Задача: способствовать развитию интереса к традициям и обычаям татарского народа; формировать умение слушать и слышать ; снять усталость, мышечное напряжение. | Метод получения новых знаний • Беседа • Рассказ • Иллюстрация Методы эмоционального стимулирования •использование игр и игровых форм организации обучения | -Ребята, скажите, а вы знаете, что такое традиция? -Традиция- Множество представлений, обрядов, привычек, навыков практической и общественной деятельности, которые передаются из поколения в поколения. -А как вы понимаете слово обычай? Что оно означает? -Обычай— это установленный порядок действий. -У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. -Сегодня я хочу с вами поговорить об обычаях и традициях татарского народа. Одной из самых значительных традиций является празднование Сабантуя, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Слово "сабантуй" образовано "сабан" - плуг и "туй", что означает праздник. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Одним из обычаев является соревнование бег в мешках. Скажите, как вы представляете себе это состязание? Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на татарском празднике Сабантуе. Давайте пройдем в большую комнату и устроим соревнование между двумя командами и попытаемся понять за что же татарский народ так любит это состязание. Правило игры: по сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места . Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование. А команда победителей получает медали, вторая команда также получает медали за участие в соревнованиях. Большое вам спасибо, а сейчас возвращайтесь в класс. | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, участвуют в игре. | Коммуникативные УУД: умеют взаимодействовать с учителем и сверстниками; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; Личностные УУД: проявляют доброжелательное отношение друг к другу |
Национальная кухня. Задачи: сформировать представление о национальной кухне татар, формировать умение группировать и отбирать материал. | Методы развития познавательного интереса •Стимулирование занимательным содержание Методы выработки учебных умений и накопления опыта. Методы эмоционального стимулирования. •создание проблемной ситуации •поощрение и порицание Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности. | Сегодня мы так много узнали о татарской национальности, и я бы хотела познакомить вас с особенностями кухни. Сейчас мы с вами будем готовить татарские национальные блюда, у нас будет 2 команды поваров, у каждого будет по 2 кастрюли, а так же ингредиенты, список продуктов на определённое блюдо выстроенный в том порядке, в котором надо положить блюда в кастрюлю. Мы проверим, кто же у нас лучший повар. Можете приступать к работе. Какие же вы молодцы, так быстро справились расскажите пожалуйста немного о ваших блюдах. А сейчас я предлагаю вам устроить чаепитие, но не простое, мы будем пробовать татарские сладости. И первая сладость это чак-чак. Согласно легендам, блюдо берет свои корни из Волжской Булгарии. Чак-чак - неизменный атрибут татарских свадеб. Легенда гласит, что однажды хан Булгарии решил женить своего единственного сына и захотел, чтобы на свадебном столе стояло новое угощение: чтобы оно удивляло всех простотой приготовления, чтобы долго не портилось и при этом не теряло бы своих вкусовых качеств. Чтобы это блюдо было очень питательным, а войны могли бы его есть, не слезая с седла. И главное условие – чтобы это блюдо могло бы украшать любое торжество как символ и олицетворение всего народа великой Булгарии. И чтобы не стыдно было бы его не только подавать на стол лучшим гостям, но и отправлять в качестве гостинца в дальние страны. Долго старались мастера кулинарного искусства, повара и простые жители ханства. Много интересных и вкусных блюд перепробовал хан и из великого множества блюд он выбрал одно, идеально подходящее ко всем требованиям – чак-чак приготовленный из муки, яиц и мёда женой одного пастуха. И на свадьбе единственного сына хан преподнёс молодожёнам великолепный чак-чак. И при этом пожелал, чтобы они жили, прилипши друг к другу как мёдом помазанный этот чак-чак, чтобы детей у них было столько сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте и жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для друга у них всегда были только сладкими. Чтобы они держались со своей семьёй и со своим народом как этот в кучу собранный чак-чак. С тех пор на татарских свадьбах, как самое дорогое угощение и украшенье стола молодым преподносят чак-чак. Чак-чак – один из символов Татарстана и символ татарского гостеприимства (гостей в Татарстане принято встречать этими «медовыми орешками», как в России хлебом-солью). Ещё мы с вами будем пробовать такое национальное блюдо как Хворост. Татарская кухня очень богата разнообразными блюдами и изделиями к чаю. Обычно эти изделия украшают чайный стол, поэтому их делают фигурными. Одним из таких изделий является хворост по-татарски (урама). Хворост- это обжаренное во фритюре печенье из пресного сдобного теста, нарезанного полосками . А сейчас давайте приступим к нашему чаепитию. | Вступают в диалог, выполняют задание, пробуют татарские национальные сладости, отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют последовательность действий. Познавательные УУД: логические: рассматривают объект с точки зрения целого и частей. Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; Предвосхищают результат. |