СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТДЭ Теория электролитической диссоциации

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ТДЭ Теория электролитической диссоциации. 8 класс учебник Габриелян

Просмотр содержимого документа
«ТДЭ Теория электролитической диссоциации»

Основные положения  теории электролитической диссоциации 8 класс

Основные положения теории электролитической диссоциации

8 класс

Цели урока Сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации Обобщить сведения об ионах и их классификациях

Цели урока

  • Сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации
  • Обобщить сведения об ионах и их классификациях
Проверка домашнего задания Что такое электролиты и неэлектролиты? Приведите примеры. Что такое электролитическая диссоциация? Кто автор теории электролитической диссоциации? Как происходит диссоциация у веществ с ионной и ковалентной сильнополярной связью? Чем отличаются сильные электролиты от слабых? Что такое степень диссоциации? Какие значения она принимает? Какая степень диссоциации будет у вещества, если из 100 молекул на ионы диссоциировало 20 молекул? К какому типу электролита будет относиться это вещество? От чего зависит степень диссоциации?

Проверка домашнего задания

  • Что такое электролиты и неэлектролиты? Приведите примеры.
  • Что такое электролитическая диссоциация?
  • Кто автор теории электролитической диссоциации?
  • Как происходит диссоциация у веществ с ионной и ковалентной сильнополярной связью?
  • Чем отличаются сильные электролиты от слабых?
  • Что такое степень диссоциации? Какие значения она принимает?
  • Какая степень диссоциации будет у вещества, если из 100 молекул на ионы диссоциировало 20 молекул? К какому типу электролита будет относиться это вещество?
  • От чего зависит степень диссоциации?
1 положение Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на электролиты и неэлектролиты К электролитам относятся все растворимые соли, кислоты, основания (щелочи) К неэлектролитам относятся все нерастворимые соли, основания, кислоты, простые вещества, оксиды и органические вещества При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы

1 положение

  • Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на электролиты и неэлектролиты
  • К электролитам относятся все растворимые соли, кислоты, основания (щелочи)
  • К неэлектролитам относятся все нерастворимые соли, основания, кислоты, простые вещества, оксиды и органические вещества
  • При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы
2 положение При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов одного или нескольких элементов в результате отдачи или присоединения электронов В переводе с греческого «ион» - «странствующий»

2 положение

  • При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы
  • Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов одного или нескольких элементов в результате отдачи или присоединения электронов
  • В переводе с греческого «ион» - «странствующий»
Чем отличается металлический натрий от иона натрия? Атом натрия Na 0 Ион натрия Na + 11 p + , 12n 0 , 10 e 11 p + , 12n 0 , 11 e

Чем отличается металлический натрий от иона натрия?

  • Атом натрия Na 0 Ион натрия Na +

11 p + , 12n 0 , 10 e

11 p + , 12n 0 , 11 e

3 положение Причиной диссоциации электролита является его взаимодействие с молекулами воды и разрыв химической связи в нем, т.е. гидратация электролита

3 положение

  • Причиной диссоциации электролита является его взаимодействие с молекулами воды и разрыв химической связи в нем, т.е. гидратация электролита
4 положение Под действием электрического тока положительные ионы движутся к катоду и называются катионами, а отрицательные – к аноду и называются анионами

4 положение

  • Под действием электрического тока положительные ионы движутся к катоду и называются катионами, а отрицательные – к аноду и называются анионами

Классификация ионов

Классификация ионов

5 положение Разные электролиты по-разному диссоциируют на ионы и поэтому делятся на: А) сильные (соли, щелочи, некоторые кислоты), у которых α→ 1 Б) слабые (гидрат аммиака, некоторые кислоты), у которых α→ 0 Электролитическая диссоциация – процесс обратимый для слабых электролитов HNO 2 ↔ H + + NO 2 -

5 положение

  • Разные электролиты по-разному диссоциируют на ионы и поэтому делятся на:

А) сильные (соли, щелочи, некоторые кислоты), у которых α→ 1

Б) слабые (гидрат аммиака, некоторые кислоты), у которых α→ 0

  • Электролитическая диссоциация – процесс обратимый для слабых электролитов
  • HNO 2 ↔ H + + NO 2 -
6 положение Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации

6 положение

  • Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации
По характеру образующихся ионов различают 3 типа электролитов

По характеру образующихся ионов различают 3 типа электролитов

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато Н 3 РО 4    Н +  +  Н 2 РО 4 2- (первая ступень)  дигидрофосфат-ион Н 2 РО 4 2-    Н +  +  НРО 4 2- (вторая ступень)  гидрофосфат-ион НРО 4 2-    Н +  + РО 4 3- (третья ступень)  фосфат-ион Диссоциация многоосновной кислоты протекает   главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и   лишь в незначительной степени - по третьей.  Поэтому в водном растворе фосфорной кислоты наряду с молекулами Н 3 РО 4  имеются ионы  (в последовательно уменьшающихся количествах)   Н 2 РО 4 2- , НРО 4 2-  и РО 4 3- .

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато

  • Н 3 РО 4    Н +  +  Н 2 РО 4 2- (первая ступень)

дигидрофосфат-ион

  • Н 2 РО 4 2-    Н +  +  НРО 4 2- (вторая ступень)

гидрофосфат-ион

  • НРО 4 2-    Н +  + РО 4 3- (третья ступень)

фосфат-ион

  • Диссоциация многоосновной кислоты протекает 

главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и 

лишь в незначительной степени - по третьей. 

  • Поэтому в водном растворе фосфорной кислоты наряду с молекулами Н 3 РО 4  имеются ионы

(в последовательно уменьшающихся количествах) 

Н 2 РО 4 2- , НРО 4 2-  и РО 4 3- .

Многокислотные основания диссоциируют ступенчато Ca(ОН) 2 Са(ОН) +  + OH -  (первая ступень) Ca(OH) + Ca 2+ + OH -  (вторая ступень) Однако имеются электролиты, которые при диссоциации одновременно образуют катионы водорода, и гидроксид- ионы. Эти электролиты называются  амфотерными   или амфолитами.  К ним относятся: вода, гидроксиды цинка, алюминия, хрома и ряд других веществ.  Вода диссоциирует на ионы Н +  и ОН -   (в незначительных количествах): Н 2 O    Н +  + ОН -

Многокислотные основания диссоциируют ступенчато

  • Ca(ОН) 2 Са(ОН) +  + OH -  (первая ступень)
  • Ca(OH) + Ca 2+ + OH -  (вторая ступень)
  • Однако имеются электролиты, которые при диссоциации одновременно образуют катионы водорода, и гидроксид- ионы. Эти электролиты называются  амфотерными 

или амфолитами. 

  • К ним относятся: вода, гидроксиды цинка, алюминия, хрома и ряд других веществ. 
  • Вода диссоциирует на ионы Н +  и ОН -   (в незначительных количествах):
  • Н 2 O    Н +  + ОН -
Диссоциация солей Независимо от числа катионов и анионов кислотного остатка средние соли диссоциируют в одну ступень : Na 2 CO 3  = 2Na +  + CO 3 2- Fe 2 (SO 4 ) 3  = 2Fe 3+  + 3SO 4 2- С u(NO 3 ) 2 = Cu 2+ + 2 NO 3 -

Диссоциация солей

  • Независимо от числа катионов и анионов кислотного остатка средние соли диссоциируют в одну ступень :
  • Na 2 CO 3  = 2Na +  + CO 3 2-
  • Fe 2 (SO 4 ) 3  = 2Fe 3+  + 3SO 4 2-
  • С u(NO 3 ) 2 = Cu 2+ + 2 NO 3 -
Общие свойства кислот Кислый вкус Изменение окраски индикатора и др. обусловлены наличием катионов водорода

Общие свойства кислот

  • Кислый вкус
  • Изменение окраски индикатора и др. обусловлены наличием катионов водорода
Общие свойства оснований (щелочей) Мылкость на ощупь Изменение окраски индикатора Гигроскопичность Едкость и др. обусловлены наличием ионов ОН - - гидроксид-ионов

Общие свойства оснований (щелочей)

  • Мылкость на ощупь
  • Изменение окраски индикатора
  • Гигроскопичность
  • Едкость и др. обусловлены наличием ионов ОН - - гидроксид-ионов
Аммиачная селитра Свойства солей Определяются индивидуально Зависят от катиона металла и аниона кислотного остатка Соли аммония – c войства обусловлены наличием иона NH 4 +  и анионов кислотного остатка Сульфаты – соли серной кислоты – определяются наличием иона SO 4 2-  и разными катионами металлов Медный купорос Железный купорос

Аммиачная

селитра

Свойства солей

  • Определяются индивидуально
  • Зависят от катиона металла и аниона кислотного остатка
  • Соли аммония – c войства обусловлены наличием иона NH 4 + и анионов кислотного остатка
  • Сульфаты – соли серной кислоты – определяются наличием иона SO 4 2- и разными катионами металлов

Медный купорос

Железный купорос

Напишите уравнения диссоциации для веществ Азотная кислота Сероводородная кислота Кремниевая кислота Хлорид натрия Нитрат калия Фосфат натрия Сульфат бария Силикат калия Гидроксид бария Гидроксид лития Гидроксид железа ( III )

Напишите уравнения диссоциации для веществ

  • Азотная кислота
  • Сероводородная кислота
  • Кремниевая кислота
  • Хлорид натрия
  • Нитрат калия
  • Фосфат натрия
  • Сульфат бария
  • Силикат калия
  • Гидроксид бария
  • Гидроксид лития
  • Гидроксид железа ( III )
Домашнее задание Параграф 36 Выучить положения ТЭД Упражнения 1 – 6 (с. 202 - 203)

Домашнее задание

  • Параграф 36
  • Выучить положения ТЭД
  • Упражнения 1 – 6 (с. 202 - 203)

Литература О.С.Габриелян. Учебник химии 8 класс. М., «Дрофа», 2011 М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии. 8 класс, М., «ВАКО», 2005 О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. Настольная книга учителя химии 8 класс, М., «Дрофа», 2002 http://images.yandex.ru

Литература

  • О.С.Габриелян. Учебник химии 8 класс. М., «Дрофа», 2011
  • М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии. 8 класс, М., «ВАКО», 2005
  • О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. Настольная книга учителя химии 8 класс, М., «Дрофа», 2002
  • http://images.yandex.ru