СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Театрализация как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Театрализация как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы"»





















































ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами театрализации

6

    1. Нормативные документы об организации творческой деятельности в образовательном процессе начального общего образования»

6

    1. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий

7

    1. Характеристика театрализованной деятельности младших школьников

13

    1. Возможности использования театрализованной деятельности в образовательном процессе

18

Глава 2. Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в образовательном процессе средствами театральной деятельности

26

2.1. Опыт использования приемов драматизации в образовательном процессе

26

2.2 Деятельность по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

31

2.3. Результаты работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами театрализации

34

Заключение

37

Список литературы

39

Приложения

41













ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Компетентностьи грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессамиобщения.

Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации и развития личности вцелом.

Представляя результаты исследования уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников, академик А.Г. Асмоловделает вывод о том, что «уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом ондалек от желаемого. Это побуждает считать этусторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» .

В связи с этим необходимо найти в процессе обучения такие средства, которые позволят сделать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий более эффективным. Считаем, что на уроках в начальной школе таким средством может стать театрализация как форма творческой интерпретации художественного произведения. Таким образом, проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: насколько эффективным может быть использование приемов театрализации на уроках в начальной школе для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Проблема исследования определила выбор темывыпускной квалификационной работы «Театрализация как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

Объект исследования – процесс литературного образования на уроках литературного чтенияв начальной школе.

Предмет исследования –театрализация как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Цель исследования –выявить эффективность приемов театрализации формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в начальной школе.

Гипотеза исследования: если систематически использовать приемы театрализации на уроках литературного чтения, то они будут способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы выявить сущностьпонятия«коммуникативные универсальные учебные действия», раскрыть их видовое многообразие;

  2. Изучить опыт использования театрализации на уроках литературного чтения с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий

  3. Разработать и провестиуроки по литературному чтению для начальной школы с использованием приемовтеатрализации;

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы ,обобщение.

Теоретическая значимостьвыпускной квалифицированной работы состоит в систематизации методических приемов театрализации, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на урока в начальной школе.

Практическая значимостьработы заключается в том, что разработанные уроки учителя начальных классов могут использовать в своей педагогической практике для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебныхдействий.

Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка иприложений, основныепонятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ



1.1НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными,общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

На каждом предмете мы учитываем все результаты обучения. Но для данного исследования нам интересны именно предметные результаты.

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Данные результаты, которые относятся к предмету «Литературное чтение» мы можем найти в пункте 12.1 «Русский язык и литературное чтение», а именно нас интересует подпункт 6, в котором говорится о сформированности необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития: эмоционального отклика на прочитанное (прослушанное) произведение; выразительного чтения наизусть и участие в театрализации.

Следуя из всего выше изложенного, мы делаем вывод, что во все нормативных документах, на которые опирается система образования, мы можем найти обоснование данной темы моего исследования.



1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика коммуникативных универсальных учебных действий:

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 

Класс

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре, группе.


2 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


3 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 


4 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.



В области универсальныхучебных действий коммуникация рассматривается смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть досложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений идр.



Смысловой акцент УУД

Русский язык

Литературное

чтение

Математика

Окружающий мир

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.  




Универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

  • знаю/могу,

  • хочу,

Психологическая терминология

Педагогическая

термино-

логия.

Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )

знаю/могу, хочу, делаю

Личностные универсальные учебные действия.




Воспитание личности



(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

«Я сам».


Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»


Регулятивные универсальные учебные действия.




самоорганизация

«Я могу»


«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные учебные действия.


исследовательская культура


«Я учусь».


«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»


Коммуникативные универсальные учебные действия


культуры общения

«Мы вместе»


«Всегда на связи»

«Я и Мы».


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимо-обуславливающие виды действий:

• коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность,

• познавательные – общеучебные, логические, связаны с решением проблемы,

• личностные – определяют мотивационную ориентацию,

• регулятивные – обеспечивают организацию собственной деятельности.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, обеспечивает:

    • коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предмет «Литературное чтение способствует:

    • формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Предмет «Математика» направлен на развитие

    • коммуникативных универсальных учебных действий это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие

    • способствует коммуникативному развитию ученика, обеспечивает сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, побед, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Итак, в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тесты.

Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией. Но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникационные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.


1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому драматизация или театральная постановка, представляет частый и распространенный вид детского творчества.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в начальном школьном образовании применяется 6 видов театрализованных игр.

1.Театр на стенде:

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

-фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

-магнитный-(идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);

-театр теней - подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

2.Театр на столе: театрализация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;

  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

3.Театр «Наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;

  • ткани;

  • шариков для тенниса;

  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

  • спичечных коробков и пр.

4.Верховный театр:

Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.


Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

5.Театр на полу:

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для детей.

6.Театр живых кукол:

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;

  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях - ребята из старшей или подготовительной группы).

Атрибуты для театрализованной деятельности: Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в школе он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности В классе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок.

Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:

  • ширма -для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке

  • костюмы - это могут быть покупные или самодельные образцы;

  • маски - могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов;

  • шапочки - самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить;

  • куклы пальчикового театра.

В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок.

Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе НОО, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в образовательном процессе.

Приёмы для занятий театральной деятельностью:

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, учителю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

  • Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей. Дети с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.

  • Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в третьих-четвертых классах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения.

  • Беседы о театре. Приём, который используется уже в первом классе. При этом учащиеся постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами.

  • Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших классах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что учащиеся разбиваются на пары, учитель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.

  • Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.

Соловьева Е.Е. в своей книге «Игра – драматизация в школе» выделяет следующие приемы драматизации:

    • чтение произведения по ролям только с опорой наинтонацию;

    • чтение по ролям с предварительным устным описанием портретом, одежды, поз, жестов, интонации, мимикигероев;

    • постановка «живых картин» кпроизведению

    • драматическая импровизация

    • развернутые драматические представления с декорациями и костюмами

Итак, театрализованная деятельность в начальной школе является важным компонентом образовательной программы, так как позволяет реализовать практически все цели, связанные с развитием познавательной, эмоциональной и творческой сторон личности ребёнка. Вот почему педагог должен всесторонне и максимально полно изучить методику и специфику поведения театрализованных занятий, а также познакомиться с приёмами введения элементов театрализации на других занятиях.



1.4 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Программа включает УМК "Школа России" включает в себя  завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования. Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2019-2020 учебный год;  отвечают требованиям действующего  Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан  на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции;  обеспечивает общие методические  подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения.

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

В программе Л.Ф Климановой «Литературное чтение» очень много внимания уделяется любви и уважению своей Родины, поэтому предмет занимает в ней одну из ведущих ролей, включая внушительное количество рассказов и повествований с патриотическим уклоном.

Для проведения сравнительного анализа методического аппарата учебников по литературному чтению рассмотрим следующие комплекты: Л.Ф Климановой « Школа России и О.В Кубасовой «Гармония».



Цель анализа -определить методические приѐмыдраматизации, предлагаемые для творческой интерпретации произведений авторами хрестоматий и установить, какие коммуникативные универсальные учебные действия могут быть сформированы у обучающихся по этимкомплектам.

Задачи анализа:

      1. Выявить разнообразие методических приѐмов театрализации в заданиях кпроизведениям;

      2. Установить соответствие заданий жанрупроизведения;

      3. Определить коммуникативные универсальные действия, которые могут быть сформированы в процессе использования приѐма для интерпретациипроизведения.

Основываясь на полученных данных, можно составить таблицу:




УМК «Школа России»:

Класс

Название произведения, автор, задание

Страница

Прием театрализации

1 класс

часть 1

С.Черный «Живая азбука»



11














Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации.

Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»

13

Постановка «живых картин», чтение по ролям.


Г.Сабгир «Про медведя»

14

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации


Е.Чарушин «Теремок»

32

Драматизация развернутой формы


Король Пипин





48

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации и пластики

1 класс часть 2









И.Токмакова « Мы играли в хохотушки»




К.Чуковский «Телефон»


5






17

произнесением реплики

героя с использованием интонации


Драматизация развернутой формы

2

класс часть 1


Потешки и прибаутки



20






Драматизация развернутой формы


«Петушок и бобовое зернышко»


32

Постановка «живых картин».


«Лиса и тетерев»





39

Работа над произнесением реплики героя с использованием интонации и

пластики


Л.Н.Толстой «Три медведя»









108

Анализ иллюстрации с точки зрения мимики и пантомимики

изображенных на них героев

2 класс

часть 2

К.И.Чуковский «Путанница»





6

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации


Агния Барто «Веревочка»



40

Драматизация развернутой формы

Н.Носов «На горке»





60

Драматизация развернутой формы, Анализ иллюстрации с точки зрения мимики и пантомимики

изображенных на них героев.


Б. Заходер «Что красивей всего?»

133

Работа над произнесением реплики

героя.

3 класс

1 часть





















Проект на тему « Сочиняем вместе волшебную сказку»

И.А.Крылов , басня «Ворона и лисица»



58


















137

включает в себя все виды театральной деятельности















Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации




3 класс

2 часть

А.А.Блок «Ворона»


53

Работа над произнесением реплики

героя


«Соловей-разбойник»


79

Драматизация развернутой формы

4 класс 1 часть


















«Три поездки Ильи Муромца»





17

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации

Ф.И. Тютчев « Еще земли печален вид»


138

Драматизация развернутой формы

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»



156

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации и пластики

4 класс2 часть





Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

4

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации и пластики











Е.И.Чарушин «Кабан»

96

Работа над мимикой и жестами.



УМК «Гармония»

Класс

Название произведения, автор, задание

страница

Прием театрализации

1 класс

П.Воронько «Лучше нет родного края»

-Прочитай стихотворение выразительно, с душой.

12

Анализ произведения с точки зрения выразительности


В.Осеева «Сторож» .Рублика «Театр» Приготовься сыграть роль мальчика, когда он кричит «Моё, моё»

53

Драматизация развернутой формы


« Лиса и журавль»

Представлены рублика «Театр»

- Сыграйте маленький театр по этой сказке»

65

Драматизация развернутой формы

2 класс

Русско-народная сказка «Мена»

- радиотеатр. Прочитайте разговор старика и старухи»

18

Работа над произнесением реплики

героя


Н.Носков «На горке»

Рублика «Театр»

-Поставьте с товарищем эту сцену, распределите слова

29

Драматизация развернутой формы



Таким образом, из таблицы видно, что методистывключили в методический аппаратхрестоматий задания, связанные с использованием приемов драматизации для творческой интерпретации художественныхпроизведений.

Приемы представлены во всем их многообразии. В учебниках УМК«Школа России» и «Гармония». Представлены такие общие приемы драматизации, как работа над произнесением репликигероя с использованием интонации и пластики, постановка «живых картин», чтение по ролям, драматизация развернутойформы.

В результате решения второй задачи, поставленной в начале анализа хрестоматий, было установлено соответствиеприемов драматизации и жанров, которые развиваю коммуникативные универсальные учебные действия.

Таким образом, установлено, что формирование коммуникативных УУД при использовании приемов драматизации на уроках литературного чтения возможно на протяжении четырех лет обучения младшего школьника по обоим комплектам учебников. Видна преемственность в процессе формирования коммуникативных УУД. Задания в учебниках постепенно усложняются, ученики овладевают разными приемами творческой интерпретации текста, сначала более простыми, затем переходят к развѐрнутой драматизации. Использование приемов драматизации в большей степени способствует формированию таких коммуникативных УУД, как умение вступать в диалог: задавать вопросы, уточняя непонятное; высказывать свою точку зрения, при этом учитывая мнения одноклассников; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектнойдеятельности.



























ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ДРАМАТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Практическая часть исследования проводилась в МКОУ «Шурыгинской СОШ»,у учителя первой категории Овчинниковой Натальи Алексеевны, в четвертом классе.

Целью первого этапа исследования является изучение опыта использования приемов театрализации при формировании УУД на уроках литературного чтения и выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Изучая план работы учителя на уроках литературного чтения, прием театрализованной деятельности используется в опыте работы. Проведена беседа с учителем, из которой стало ясно, что на уроках литературного чтения используются приемы театрализации в темах по тематическому планированию «Школы России»

В.Ю Драгунский «Что любит Мишка», Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»,В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» Е.С.Велкистов «Приключения Электроника».

В классе имеются различные виды театров:

1.Пальчиковый театр

2.Фланелеграф

3.Театр теней.

Работа проводилась в четвертом классе, по образовательной программе: «Школа России»

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:

          1. Констатирующий

          2. Формирующий

          3. Контрольный

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся четвертого класса.

В классе были проведены диагностики: методика «Кто прав?» (автор Г.А. Цукерман и др.), методика дополнения (И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.), задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Методика «Кто прав?» авторГ.А.Цукерман

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Критерии оценивания:

  • Пониманиевозможности различныхпозицийиточекзрения, ориентация на позиции других людей, отличные отсобственной;

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов квыбору;

  • учет разных мнений и умение обосноватьсобственное;

  • учет разных потребностей иинтересов.

Полная методика представлена в Приложении 3.

В 4 классе - 10 человек.

Данные, полученные по методике, представлены в таблице 1.



Таблица 1.

Результаты методики «Кто прав»

Образовательное учреждение

Низкийуровень

Среднийуровень

Высокийуровень

МКОУ «Шурыгинская СОШ»

10%

65%

25%

Проанализируем полученные результаты:

1 ученик (10%) показал низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

7 учеников (65%) показали средний уровень. Частично правильный ответ – ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

2 учеников (25%) показали высокий уровень. Ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Рис.1 результаты методики Г.А.Цукермана «Кто прав» на первом этапе исследования



Задание «Рукавички» Г.А.Цукерман

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием обучающихся,

работающих в классе парами, и анализрезультата.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

Полная методика представлена в Приложении 4.

Данные, полученные по методике, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результат методики «Рукавички»

Образовательное учреждение

Низкийуровень

Среднийуровень

Высокийуровень

«МКОУ Шурыгинская СОШ»

-

40%

60%

Проанализируем полученные данные:

6 учеников(60%) показали средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

4 ученика(40%) показали высокий уровень:рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Рис.2 Результаты методики Г.А.Цукермана «Рукавички на первом этапе исследования



В ходе работы я выявила 3 уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, на которые опиралась и делалавыводы:

низкий уровень:Не умеет оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Возникают сложности при построении логической цепи рассуждений; затруднения в высказываниях и рассуждениях. Не умеет сотрудничать в группе, проявляет полнуюпассивность.

Средний уровень: Оформляет свои мысли в устной и письменной речи не точно, сбивчиво, отклоняясь от главного. Необходима помощь учителя при обосновании устной и письменной речи, применения доказательств в результативной деятельности; умение выполнять анализ объектов, не всегда правильно (или неточно) выделяет главное в тексте, устной речи. Умеет сотрудничать в группе, выполняя только одну какую-либороль.

Высокий уровень: Умеет оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Умеет выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умеет осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельном достраиванием, восполнением недостающих компонентов; умение устанавливать причинно- следственные связи. Умение логически рассуждать, сотрудничать в группе, выполняя различные роли, рефлексия своихдействий.

Проведенные диагностики показали, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в 4 классе выше среднего. Проблемы в коммуникации у обучающихся остались, а именно:

  • владение монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка;

  • умение оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевыхситуаций;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему мнению;

-участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативныхзадач.



2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ



Целью формирующего этапа является повысить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения с помощью приемов драматизации.

На формирующем этапе был разработан комплекс уроков дляповышения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения с помощью приемов драматизации.

Тема

Коммуникативные УУД

Прием театрализации

1. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий;

«живая картина»

  1. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативныхзадач.


Драматизация развернутой формы

3. М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения

Владение диалогической речью в соответствии с нормами русского языка

Работа над произнесением реплики

героя с использованием интонации

Совместно с родителями проведен проект для первоклассников «Теремок».

Родители подготовили детям кукол, совместно с детьми была сделана и тематически украшена ширма

Умение полно и ясно выражать свои мысли

Кукольный театр

На развитие умения понимать возможность различных точек зрения, учет разных мнений и умение обосновать свое были направлены такие задания.

Фрагмент урока литературного чтения:

Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

VII. Творческая работа.

Прочтем рассказ еще раз. Подготовьтесь в парах к чтению по ролям.

Вспомните последовательность действий при подготовке к чтению по ролям.

1.Чтение по ролям.

2.Работа в паре. Изобразите при помощи «живой картины» сцену разговора мальчиков в комнате. Обсудите роль каждого из вас, договоритесь, кто какого героя будетизображать.

Показ «живых картин» (3-4пары)

При интерпретации текста обучающиеся постоянно высказывают свою точку зрения, тем самым совершенствуют монологическую речь, при этом понимая, что точки зрения могут быть разные, принимаютих. Подробнее в Приложении 5.

Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». VII.Творческая работа.

Работа в группах. Рассмотрите иллюстрации разных художников к этой

сказке. Проведите анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на нихгероев.

1 группа - иллюстрация Миши, 2 группа – иллюстрация дядек- молоточков, 3 группа – иллюстрация мальчика-колокольчика, 4 группа – иллюстрация Пружинки.

Составьте «живую картину» к любому из эпизодов сказки. Ребята из других групп должны угадать.

Организация уроков литературного чтения с включением в них разных приемов драматизации способствовала формированию таких коммуникативных универсальных учебных действий, как умения понимать возможность различных точек зрения и обосновать свое; участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнятьсвою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль ивзаимопомощь.

В результате проведенной работы дети не боятся выражать свою точку зрения, принимать мнения своих одноклассников, активно участвуют в работе и в паре, и в группе, у них сформировалось умение вступать в диалог, ставить цели, распределять обязанности, контролировать друг друга в эмоционально положительнойобстановке.

Внесены изменения в развивающую предметную среду класса : ширма ,игрушки

Формирование коммуникативных УУД возможна с совместной с родителями деятельности:

Было проведено родительское собрание, целью которого было поспобствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье ,содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность класса ; развитие творческих способностей родителей.

На родительском собрании были проведены всевозможные игры на сближение коллектива, взаимопомощь и постановку речи, чтобы родители через свой опыт поняли, что театрализация влияет на воспитание и развитие ребенка. [Приложение 4]



2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы в феврале 2020годав МКОУ «Шурыгинской СОШ» были проведены повторно те же диагностики, что и в начале опыта, ниже представлены результаты:

Методика «Кто прав?» авторГ.А.Цукерман

Образовательное учреждение

Низкийуровень

Среднийуровень

Высокийуровень

«МКОУ Шурыгинская СОШ»

5%

55%

40%

Проанализируем полученные результаты:

У одного ребенка (5%) (1 ребенок (10%) в первом срезе) показал низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

У пятерых обучающихся (55%) (7 учеников (65%) в первом срезе) показали средний уровень. Частично правильный ответ – ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

У четырех (40%) (2 ученика (25%) в первом срезе) показали высокий уровень. Ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Рис.3 Сравнительные результаты методики Цукермани Г.А. «Кто прав»



Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

Образовательное учреждение

Низкийуровень

Среднийуровень

Высокийуровень

«МКОУ Шурыгинская СОШ»

-

30%

70%

Проанализируем полученные данные:

У трех учеников (30%) (6 учеников(60%) в первом срезе) показали средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

У семи учеников (70%) (4 ученика(40%) в первом срезе) показали высокий уровень:рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Рис.4 Сравнительные результаты методики Цукермани Г.А. «Рукавички»

В результате анализа таблиц можно увидеть, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в МКОУ «Шурыгинской СОШ» повысился.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели методику использования разных приемов драматизации с целью формирования коммуникативных УУД обучающихся на уроках литературного чтения на примере учебника Л.Климановой и В.Г.Горецкого УМК «Школа России»

На уроках литературного чтения для формирования коммуникативных УУД могут быть успешно использованы следующие методические приемы: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображѐнных на них героев; постановка индивидуальных и групповых «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям; драматизация развернутойформы.

Данные приемы способствуют формированию таких коммуникативных универсальных учебных действий, как умение вступать в диалог, выражать свою точку зрения, учитывая при этом мнения одноклассников, планировать совместную деятельность, помогая и контролируя друг друга. В результате проведения опытно-экспериментальной работы на базе МКОУ «Шурыгинской СОШ» на констатирующем этапе выявили уровень сформированности коммуникативных УУД в четвертых классах. На формирующем этапе был проведен комплекс уроков литературного чтения, которые включали использование разных приемов драматизации, Эффективность предложенных методических приемов подтвердилась результатами диагностических методик, проведенных на контрольном этапе. Контрольный этап показал, что у детей из экспериментального класса в МКОУ «Шурыгинской СОШ» динамика уровня сформированности коммуникативных УУД стала выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отразим ход решения исследовательских задач. В ходе решения первой задачи исследования раскрыли содержаниепонятий

«коммуникативная компетентность» и «коммуникативные универсальные учебные действия». Под коммуникативной компетентностью понимается обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. У младших школьников начинают формироваться в соответствии с требованиями ФГОС НОО коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  1. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сбореинформации;

  2. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и егореализация;

  3. Управление поведением партнѐра — контроль, коррекция, оценка егодействий;

  4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации;

  5. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средствкоммуникации.

В ходе решения второй задачи исследования на основе анализа методической литературы выявлена сущность понятия «драматизация» и раскрыты особенности использования приемов драматизации на уроках литературного чтения. Под драматизацией понимается совокупность приемов творческой интерпретации художественного произведения. Ктакимприемам относятся: анализ иллюстрации с точки зрения мимики и пантомимики изображенных на них героев, работа над произнесением реплики героя с использованием интонации и пластики, постановка «живых картин», чтение по ролям, драматизация развернутой формы.

В ходе решения третьей задачи исследования разработали комплекс уроков литературного чтения, на которых спланировали использование таких приемов драматизации, как работа над произнесением реплики героя с использованием интонации и пластики, постановка «живых картин», чтение по ролям, разыгрывание небольших сцен изпроизведений.

В ходе решения четвертой задачи исследования была проведена опытно-экспериментальная работа с целью выявить эффективность влияния приемов драматизации на процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов можно сделать вывод о том, что приемы драматизации способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили, что систематическое использование приемов драматизации на уроках литературного чтения будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младшихшкольников.

Все задачи исследования решены. Цель исследования – теоретически

обосновать и экспериментально проверить эффективность приемов драматизации в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения -достигнута.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2017.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа/[сост.Е.С.Савинов], -4е издание, Просвещение ,2013

3.Абрамов Н. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 1999. – с.25 –30.

4.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.- Москва,издательство «Просвещение»,2015

5.Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальныхучебных

действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5.

6..Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.:Педагогика,

2014.

7.Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитиеребенка]/ П. Я. Гальперин. – М.: Издательство МГУ, 2014.

8.Даль В. И. Толковый словарь том 1. – М.: Художественная литература,2016.

9.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 176с.

10. КарабановаО.А.Чтотакоеуниверсальныеучебныедействияи

зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальноеобразование: инновации и эксперимент. – 2017. -№2.

11.Кубасова О. В. Учимся читать: пособие для учителя. Методические рекомендации по литературному чтению к учебнику «Любимые страницы» для начальной школы 2 – 4 классы. – Смоленск Ассоциация 21 век,2001.

12.Качурин М. Г. Игра на уроке литературы как форма работы с текстом / М. Г. Качурин// Пути и формы анализа художественных произведений: сб. статей. – Владимир,2014.

13.Кубасова О. В. Литературное чтение: пособие для учителя Методические рекомендации к учебнику для 4 класса образовательных учреждений. – Смоленск Ассоциация 21 век,2014.

14.Кубасова О. В. Прием драматизации на уроках чтения в 1 классе // Начальнаяшкола.–2015.-№12.–с.30 –34.

15.Кубасова О. В. Учебно – методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация 21 век,2012.

16.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2011/10/12/kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya

17.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/18/roditelskoe-sobranie-po-teatralizovannoy-deyatelnosti

18. https://pedsov.ru/

19.https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-skazki-pro-zhivotnyh/teremok/

20. https://www.prodlenka.org/

























  1. Педагогическая энциклопедия 1 том / под ред. КолероваИ.А., петрова Ф.Н. и др. – М.: Советская энциклопедия,1964.

  2. Программы общеобразовательных учреждений: Начальныеклассы

(1 – 4), ч. 1. М.: Просвещение, 2000.

  1. РамзаеваТ. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение,1979.

  2. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте

проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. – 2008. – №5.

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. – с. 114 –118.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование,2008.

  3. Словарьсовременногорусскогоязыкатом3.–М.–Ленинград: АН

СССР, 1954.

  1. Словарь современного русского языка том 5. – М. – Ленинград: АН СССР,1956.

  2. Солдатенко К. Ю. Приемы формированиякоммуникативной

компетентности старших дошкольников в процессе обучения иностранному языку // Начальная школа. – 2013. - №6. – с. 58 – 61.

  1. Сорокина Н. Развитие творческих способностей детей младшей и средней групп средствами театрального искусства //Дошкольное воспитание. – 1994. - №8. –с.106.

  2. Толковый словарь русского языка том 1 / под ред. Ушакова Д.Н. – М.: Советская энциклопедия,1947.

  3. Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования – М.: Просвещение,2011.

  4. Чернец Л. В., ХализевВ. Е. Введение в литературоведение. – М.: Академия,2000.











Список литературы

















































4