Театрализованная игра «Экологический Теремок»
Цель: расширить и углубить знания детей о природных процессах; развить наблюдательность, творческое воображение; умение высказывать свои мысли; воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе.
Планируемые результаты:
интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Учитель. - Здравствуйте! Всем кто не любит скучать, много знает и хочет об этом всем рассказать. Кто любит свой родной край и бережно относится к природе и ведет здоровый образ жизни.
Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных действующих лиц «Теремка».
Разминка.
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (Мышка.)
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... ! (Лягушка)
По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Зайчик)
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется. (Лиса)
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк...
Кто в лесу зубастый...(Волк)
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь.)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха.)
Учитель. Итак, начинает сказка сказываться... Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что живет в нем не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает, всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам, например, попросит задачку решить, ребус разгадать или кроссвордом заняться.
И вот как-то бежит мимо теремка мышка-норушка и стучится:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха. А ты кто?
— А я мышка-норушка. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если ты мое задание выполнишь.
— Постараюсь.
— Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, должны хорошо знать лес и его обитателей. Угадай, кто дал объявление в газете?
Учитель. Ребята, давайте-ка мы поможем мышке-норушке выполнить задание.
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Куку!
5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
7. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый
8. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть!
Учитель. Стали жить мы вдвоем. Скачет мимо лягушка-квакушка и стучится:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-норушка. А ты кто?
— А я лягушка-квакушка. Пустите меня к себе жить.
Муха говорит:
— Пустим, если ты мое задание выполнишь.
— Я буду очень стараться. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Расшифруйте криптограмму:
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.
Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес - наше богатство.
Учитель. Стали жить мы втроем. Скачет по полянке зайчик-попрыгайчик и стучится в теремок:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-норушка.
— Я лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я зайчик- попрыгайчик. Пустите меня к себе жить.
Говорит муха:
— Посмотри на рисунки. Из данных видов транспорта исключи «лишнее» слово и объясни свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Учитель. Не хотите ли помочь зайчишке? (Дети выполняют задание.)
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе. На таком транспорте можно даже по лесу путешествовать.
Учитель. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
Думаю, теперь можно зайку пустить в теремок.
... Стали жить мы вчетвером.
Бежит мимо лисичка-сестричка — стук-постук:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-норушка.
— Я лягушка-квакушка.
- Я зайчик- попрыгайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.
Говорит муха:
— Давай с тобой поиграем в игру "Кто лишний?"
Вам даны ладошки красного и зеленого цвета, я буду зачитывать утверждения, если оно правильно вы поднимаете зелёную ладошку, если утверждение с ошибкой вы поднимаете красную и говорите, где сделана ошибка.
- Я утверждаю, что карась, окунь, пингвин, сом - это рыбы.
- Я утверждаю, что опята, лисички, мухоморы, сыроежки - это съедобные грибы.
- Я утверждаю, что лилия, роза, тюльпан, ромашка - это цветы.
- Я утверждаю, что медведь, лисица, заяц, курица - это птицы.
- Я утверждаю, что яблоки, груша, персик, айва - это фрукты.
- Я утверждаю, что сорока, летучая мышь, воробей, синица - это птицы.
- Я утверждаю, что ёж, белка, крот, дельфин, слон - животные.
- Я утверждаю, что берёза, тополь, сосна, лопух, осина - это растения.
Что ж, лисичка, оставайся с нами, будем жить все вместе.
Вдруг крадется мимо волчище-серый хвостище, стучится:
Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-норушка.
— Я лягушка-квакушка.
- Я зайчик- попрыгайчик.
- Я лисичка-сестричка А ты кто?
-А я волчище-серый хвостище. Пустите меня к себе жить.
Говорит муха:
— Пустим, если ты покажешь нам интересную игру
Волк: Игры я очень люблю. Попрошу всех встать со своих мест и повторять за мной.
- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.
- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.
- Если ты садишь цветы, деревья, кусты, то подними руку.
- Если ты не ломаешь веток, то прыгни.
- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.
- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой.
- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе - протяни своим соседями руки.
Вот такими дружными мы должны быть, чтобы сберечь нашу родную природу.
Учитель: Стали они жить вшестером.
Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь:
— Кто, кто в тереме живет? _
Говорит муха:
Какой страшный медведь. Давайте загадаем ему самое трудное задание.
-А ребята мне помогут?
-Ну, конечно. В нашем лесу встречается много странных предметов. Подскажите, что это такое?
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Ответ: пластмасса.)
2. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из неё получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
(Ответ: бумага.)
3. Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. .
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Ответ: стекло.)
4. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Из этого можно сделать что-то новое.
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(О т в е т: металлолом.)
-Как одним словом назвать всё это? (Мусор)
Учитель: - Кто оставляет весь этот мусор?
Учитель: - Мусор это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Это человек загрязняет Землю. Как вы думаете мусор вредит « Дому Природы» ? (Ответы детей. «Дом» разрушается)
Медведь: Однажды я пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. «Непорядок, как не красиво» - подумал я, «мусор нужно убрать. Собрал я весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Я сидел и радовался, какой я молодец! »
Учитель: Правильно ли поступил Медведь? (ответ)
Учитель: - Как же мы с вами можем помочь нашей планете?( Ответы детей)
Учитель. Ребята, пустим медведя? (Отклик детей.) Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь. полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги. Что же делать? (Нужно построить новый теремок).
Муха: А мы лесные жители не умеем, может быть, вы нас научите?
Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей».
(Дети строят теремок из различных предметов бытового мусора, старых вещей. Работают по бригадам.)
Защита проектов.
Итог. Вот и подошло к концу наше занятие.
Хотелось бы его закончить стихотворением Татьяны Петуховой.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что. красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!
Используемые Интернет-ресурсы
https://metodbv.ru/kartoteka-besed-na-ekologicheskuyu-temu/
https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.html
http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/obuchayuschie-igry/yekologicheskie-igry-dlja-mladshih-shkolnikov.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-medvedja.html
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-nasekomyh/zagadki-pro-muh/
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-zaica-dlja-detei.html
http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii/zagadki-pro-lisu.html
https://infourok.ru/zagadki-dlya-shkolnikov-po-ekologii-1565758.html
http://vse-o-detkah.ru/stixi-dlya-detej/stixi-tatyany-petuxovoj-stixi-dlya-detej/
Методическая литература:
Л. В. Мищенко «25 развивающих занятий с первоклассниками», Ярославль, Академия развития, 2010г.