Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 "Теремок"
План по самообразованию
воспитателя
Власовой Елены Николаевны
по теме:
«Театрализованная игра - как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР»
г.о.г. Кулебаки
2019 - 2020 г.
Актуальность выбранной темы
Театр - это волшебный мир,
в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающее..."
О.П. Радынова
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром.
Детей с общим недоразвитием речи отличает то, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта, который влияет на формирование коммуникативных навыков. Это одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Умение вступать в диалог, поддерживать его, принимать мнение другого, видеть партнёра – эти способности развиваем у детей уже в дошкольном возрасте.
Проблемы, встречающиеся у детей в нашей группе:
низкий уровень социально-личностного развития;
недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей;
неумение улаживать конфликты;
не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе. Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей с ОНР.
Постановка проблемы
Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников.
Новизна
Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.
Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Исходя из этого, я определила для себя следующие задачи:
Выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д.), согласовывать действия друг с другом, и взрослыми (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
Обогащать и активировать словарный запас детей, формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной деятельности (в соответствии с сюжетом инсценировки, соблюдая при этом речевое поведение: дыхание, темп).
Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых (педагоги, родители).
Развитие мелкой моторики посредством изготовления декораций, масок героев сказок из бросового материала.
Предполагаемый результат
создание в группе театрального уголка;
создание картотеки театрализованных игр;
приобретение и изготовление театрализованных игр;
применение детьми социально - коммуникативных умений в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы; развитие речевой активности;
осознание родителями важности формирования социально - коммуникативных представлений с помощью театрализованных игр.
внедрение эффективных педагогических технологий театрализованной деятельности по решению социально - коммуникативных задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста и распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.
План реализации
1 этап подготовительный.
Изучила, проанализировала и систематизировала психолого-педагогическую, методическую литературу, а также интернет источники по данному вопросу.
Провела мониторинг с целью определения уровня развития социально-коммуникативных, творческих способностей и развития речи детей своей группы.
Пополнила театральный уголок, изготовила и приобрела театрализованные игры, литературные произведения по данному возрасту.
Модифицировала и адаптировала существующие разработки по данному вопросу.
Провела анкетирование родителей с целью выяснения сложностей в общении с детьми.
Поиск более эффективных форм, методов и приемов работы по преодолению сложностей в вопросе формирования социально-коммуникативных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Постановка цели, разработка содержания образовательно-содержательного процесса, составление плана работы по данной теме.
2 этап основной
работа над планом;
работа с детьми; реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности ;
работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания и т.д.);
работа с педагогами детского сада (семинары, мастер-классы и т.д.)
3 этап заключительный
проведение итогового занятия с элементами театрализованной игры "Муха-Цокотуха"
результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутый результат (повторное анкетирование, мониторинг).
Модель реализации плана.
Работа с детьми.
Сентябрь - Май.
Предлагать детям дидактические игры, развивающие пособия, кубики, пазлы, раскраски, книги с иллюстрациями и заданиями по теме для самостоятельной деятельности.
Сентябрь:
цель: Создать детям комфортную, доброжелательную обстановку.
цель: формирование культурно-гигиенических навыков.
Игра-пантомима " Нос, умойся"
цель: формирование умения использовать невербальные средства, развитие выразительности движений, творческих способностей детей.
Октябрь:
Беседа "Что такое теневой театр"
теневой театр "Мешок яблок" по сказке В.Г. Сутеева
цель: воспитать у детей осознание необходимости помогать друг другу, развивать умение и понимать эмоциональное состояние собеседника.
цель: учить передавать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты и интонации, учить действовать с плоскостным театром.
Ноябрь:
цель: формировать у детей умение произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса.
Игры на дыхание "Осенние листочки", "Кораблики"
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Цель: развивать у детей воображение и речевую активность, воспитывать у детей эмпатию.
Декабрь:
Цель: побуждать детей к импровизации.
цель: развитие внимания и выдержки, согласованности действий.
игра "Подбери рифму" ( кочка, бочка, почка, строчка, дочка)
Цель: развивать чувство рифмы.
Январь:
Цель: познакомить детей с зимней сказкой, обсудить характеры героев сказки.
Цель: совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
Рисуем, лепим "Мой любимый сказочный герой".
Выставка рисунков "Сказка глазами детей."
Февраль:
Цель: развивать двигательную способность, моторику различных частей тела, координацию, умение выполнять движение по тексту.
Цель: воспитывать желание творчески поздравлять близких людей, участвовать в совместной подготовительной работе.
Март:
Цель: формировать у детей положительный образ семьи.
Цель: побуждать детей к двигательной активности.
беседа "Что такое настольный театр"
Расскажи показ отрывка из сказки В. Сутеева "Под грибом"
Цель: беседа по содержанию.
Апрель:
Цель: упражнять выразительности голоса, мимики и жестов.
Цель: учить детей распределять роли, развивать выразительность речи.
Май:
этюд-игра "Цветы на полянке"
танец - игра "Цветочный вальс"
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к двигательной активности.
Цель: продемонстрировать театральные умения детей.
Сотрудничество с родителями.
Анкетирование «Развитие социально-коммуникативных навыков детей посредством театрализованной игры» ( сентябрь) |
Консультации «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» ( октябрь), «Домашний театр: зачем он нужен и, как организовать» ( декабрь), консультирование родителей по требованию ( в течение года). Пополнение и оснащение центра театра необходимыми материалами и пособиями ( в течение года). Помощь родителей в приобретении и изготовлении различных видов театров (в течение года). Мастер-класс « Изготовление атрибутов к сказке "Бременские музыканты"(январь, онлайн). |
Помощь в заучивании ролей. Открытый показ театрального представления « Муха Цокотуха» (май) |
|
Памятка « Домашний театр» (март) Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр» (март) Изготовление папки-раскладушки "Как сказка помогла"( апрель) Родительское собрание «Театр наш друг и помощник» | | |
Работа с педагогами.
Консультации для педагогов «Как использовать различные виды театра» ( сентябрь), «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству» ( декабрь).
Консультация – практикум «Знакомство воспитателей с технологией использования разных видов театрализованных игр в формировании навыков» ( февраль)
Мастер-класс "Изготовление атрибутов к театру на ложках Теремок" (для показа детям второй младшей группы) ( апрель).
Вывод В результате систематической работы по театрализованной деятельности, достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков у детей, происходит улучшение социального статуса ребенка, раскрываются творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках в детском саду. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.
Список литературы:
Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду»; М.;Т.Ц. «Сфера», 2009.
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб, 2008.
Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.