СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Театрализованная игра - как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром.

Детей с общим недоразвитием речи отличает то, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта, который влияет на формирование коммуникативных навыков. Это одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Просмотр содержимого документа
««Театрализованная игра - как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 "Теремок"













План по самообразованию

воспитателя

Власовой Елены Николаевны

по теме:

«Театрализованная игра - как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР»









г.о.г. Кулебаки

2019 - 2020 г.


Актуальность выбранной темы


Театр - это волшебный мир,

в котором ребенок радуется, играя,

а играя, познает окружающее..."

О.П. Радынова


Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром.

Детей с общим недоразвитием речи отличает то, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта, который влияет на формирование коммуникативных навыков. Это одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Умение вступать в диалог, поддерживать его, принимать мнение другого, видеть партнёра – эти способности развиваем у детей уже в дошкольном возрасте.

Проблемы, встречающиеся у детей в нашей группе:

  • низкий уровень социально-личностного развития;

  • недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей;

  • неумение улаживать конфликты;

  • не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе. Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей с ОНР.

Постановка проблемы

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников.


Новизна


Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.

Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности.

Исходя из этого, я определила для себя следующие задачи:

  • Выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;

  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д.), согласовывать действия друг с другом, и взрослыми (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).

  • Обогащать и активировать словарный запас детей, формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной деятельности (в соответствии с сюжетом инсценировки, соблюдая при этом речевое поведение: дыхание, темп).

  • Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых (педагоги, родители).

  • Развитие мелкой моторики посредством изготовления декораций, масок героев сказок из бросового материала.

Предполагаемый результат

  • создание в группе театрального уголка;

  • создание картотеки театрализованных игр;

  • приобретение и изготовление театрализованных игр;

  • применение детьми социально - коммуникативных умений в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы; развитие речевой активности;

  • осознание родителями важности формирования социально - коммуникативных представлений с помощью театрализованных игр.

  • внедрение эффективных педагогических технологий театрализованной деятельности по решению социально - коммуникативных задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста и распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.

План реализации

1 этап подготовительный.

  • Изучила, проанализировала и систематизировала психолого-педагогическую, методическую литературу, а также интернет источники по данному вопросу.

  • Провела мониторинг с целью определения уровня развития социально-коммуникативных, творческих способностей и развития речи детей своей группы.

  • Пополнила театральный уголок, изготовила и приобрела театрализованные игры, литературные произведения по данному возрасту.

  • Модифицировала и адаптировала существующие разработки по данному вопросу.

  • Провела анкетирование родителей с целью выяснения сложностей в общении с детьми.

  • Поиск более эффективных форм, методов и приемов работы по преодолению сложностей в вопросе формирования социально-коммуникативных представлений детей старшего дошкольного возраста.

  • Постановка цели, разработка содержания образовательно-содержательного процесса, составление плана работы по данной теме.

2 этап основной

  • работа над планом;

  • работа с детьми; реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности ;

  • работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания и т.д.);

  • работа с педагогами детского сада (семинары, мастер-классы и т.д.)

3 этап заключительный

  • проведение итогового занятия с элементами театрализованной игры "Муха-Цокотуха"

  • результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутый результат (повторное анкетирование, мониторинг).







Модель реализации плана.

Работа с детьми.

Сентябрь - Май.

  • Предлагать детям дидактические игры, развивающие пособия, кубики, пазлы, раскраски, книги с иллюстрациями и заданиями по теме для самостоятельной деятельности.

Сентябрь:

  • Беседа "Кукольный театр"

  • Кукольный спектакль "Здравствуй детский сад"

цель: Создать детям комфортную, доброжелательную обстановку.

  • Мини сценка "Мойдодыр"

цель: формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Игра-пантомима " Нос, умойся"

цель: формирование умения использовать невербальные средства, развитие выразительности движений, творческих способностей детей.

Октябрь:

  • Беседа "Что такое теневой театр"

  • теневой театр "Мешок яблок" по сказке В.Г. Сутеева

цель: воспитать у детей осознание необходимости помогать друг другу, развивать умение и понимать эмоциональное состояние собеседника.

  • театр на фланелеграфе " Пых"

цель: учить передавать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты и интонации, учить действовать с плоскостным театром.



Ноябрь:

  • Игра с движениями "Художница - осень"

цель: формировать у детей умение произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса.

  • Игры на дыхание "Осенние листочки", "Кораблики"

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

  • игра - драматизация " Серая шейка" (сценка с лисой)

Цель: развивать у детей воображение и речевую активность, воспитывать у детей эмпатию.

Декабрь:

  • Расскажи стихи руками "Кот играет на баяне" (Л. П. Савина)

Цель: побуждать детей к импровизации.

  • Театрализованное упражнение "Дружные звери"

цель: развитие внимания и выдержки, согласованности действий.

  • игра "Подбери рифму" ( кочка, бочка, почка, строчка, дочка)

Цель: развивать чувство рифмы.

  • Необычное новогоднее представление с элементами театрализации.

Январь:

  • Знакомство со сказкой "12 месяцев"

Цель: познакомить детей с зимней сказкой, обсудить характеры героев сказки.

  • Драматизация сказки "12 месяцев"

Цель: совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

  • Рисуем, лепим "Мой любимый сказочный герой".

  • Выставка рисунков "Сказка глазами детей."



Февраль:

  • Игры на развитие пластики "Лыжи весело берем и по снегу все пойдем"

Цель: развивать двигательную способность, моторику различных частей тела, координацию, умение выполнять движение по тексту.

  • музыкальная сказка для пап и дедушек ко дню защитника отечества "Бременские музыканты"

Цель: воспитывать желание творчески поздравлять близких людей, участвовать в совместной подготовительной работе.

Март:

  • сценка мини спектакля для праздничного утренника "Как мамонтенок маму искал".

Цель: формировать у детей положительный образ семьи.

  • игра "Дождливо-солнечно"

Цель: побуждать детей к двигательной активности.

  • беседа "Что такое настольный театр"

  • Расскажи показ отрывка из сказки В. Сутеева "Под грибом"

Цель: беседа по содержанию.

Апрель:

  • игра "Кто в гости пришел"

Цель: упражнять выразительности голоса, мимики и жестов.

  • чтение по ролям "Кузнечик"

Цель: учить детей распределять роли, развивать выразительность речи.

Май:

  • этюд-игра "Цветы на полянке"

  • танец - игра "Цветочный вальс"

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к двигательной активности.

  • открытое занятие с элементами театрализованной деятельности" Муха Цокотуха".

Цель: продемонстрировать театральные умения детей.

  • фото-выставка "Наши артисты."



Сотрудничество с родителями.

  • Анкетирование «Развитие социально-коммуникативных навыков детей посредством театрализованной игры» ( сентябрь)

  • Консультации «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» ( октябрь), «Домашний театр: зачем он нужен и, как организовать» ( декабрь), консультирование родителей по требованию ( в течение года).

  • Пополнение и оснащение центра театра необходимыми материалами и пособиями ( в течение года).

  • Помощь родителей в приобретении и изготовлении различных видов театров (в течение года).

  • Мастер-класс « Изготовление атрибутов к сказке "Бременские музыканты"(январь, онлайн).

  • Помощь в заучивании ролей.

  • Открытый показ театрального представления « Муха Цокотуха» (май)

  • Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий (в течение года)

  • Памятка « Домашний театр» (март)

  • Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр» (март)

  • Изготовление папки-раскладушки "Как сказка помогла"( апрель)

  • Родительское собрание «Театр наш друг и помощник»









Работа с педагогами.

  • Консультации для педагогов «Как использовать различные виды театра» ( сентябрь), «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству» ( декабрь).

  • Консультация – практикум «Знакомство воспитателей с технологией использования разных видов театрализованных игр в формировании навыков» ( февраль)

  • Мастер-класс "Изготовление атрибутов к театру на ложках Теремок" (для показа детям второй младшей группы) ( апрель).

Вывод

В результате систематической работы по театрализованной деятельности, достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков у детей, происходит улучшение социального статуса ребенка, раскрываются творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках в детском саду. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

















Список литературы:

  1. Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду»; М.;Т.Ц. «Сфера», 2009.

  2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

  3. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб, 2008.

  4. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.

  5. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

  6. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.

  7. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  8. Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

  9. Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.

  10. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013

  11. Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.

  12. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.

  13. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов

  14. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

  15. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009

  16. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.

  17. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.