ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Театрализованная викторина «Какую пищу можно найти в лесу?»
Для учащихся начальных классов, старшеклассников и родителей.
Задачи:
1. Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания.
2. Расширить представления детей об ассортименте блюд, который могут быть приготовлены из того, что можно найти в лесу.
3. Формировать осознанное заботливое и бережливое отношение к природе, необходимости сохранять природные богатства.
4. Напомнить правила поведения в лесу, позволяющих избежать ситуаций, опасных для здоровья.
Ход мероприятия:
Ведущий:
На одном из симпозиумов «Разговор о правильном питании», организованного компанией «Нестле» поспорили четыре самых важных и влиятельных ученых: Правопит, Вксусносмак, Аппетихор, Десертайн.
Правопит:
- Говорим, говорим о правильном питании – все правильно! А вот как бы узнать в какой стране лучше всех, аппетитней всех, сытнее всех, красивее всех готовят?
Вкусносмак:
- А давайте попутешествуем и узнаем это воочию.
Аппетихор:
- Здорово! А с какой страны начнем?
Десертайн:
- А давайте устроим научную викторину. Каждый из присутствующих задаст нам вопрос «о географической кухне», на какой вопрос мы не ответим, в ту страну, о которой нас спросили и полетим.
Вопросы задают заранее подготовленные учащиеся.
Вопрос 1: В русской сказке упоминается молочная река с кисельными берегами. А где на самом деле течет река Молочная, и какой крупный город стоит на ней?
Правопит: Это я знаю. Река Молочная течет в Запорожской области Украины и на ней стоит город Меритополь.
Вопрос 2: По территории какой среднеазиатской республики течет река Солянка?
Вкусносмак: по территории Казахстана.
Вопрос 3: Где на Кавказе есть Столовая гора, которой любовался Остап Бендер из «12 стульев»?
Десертайн: Такая гора находится в окрестностях Владикавказа.
Вопрос 4: Где на географической карте можно найти высокогорное село Беляши?
Ученые долго советуются, но ответа не находят, пожимают плечами.
Ведущий: А, не знаете ! Такое село находится на границе Монголии и Китая в Алтайском крае. Вот туда и полетим. Мой самолет уже готов к полету (все складывают руки в виде очков, потом «летят» с помощью рук, раскинутых в сторону).
Правопит: Спокойно, в бачке кончился бензин. Сейчас приземлимся, планируя. Ух, хорошо сели. Это алтайская тайга: речка горная рядом. Только еды у нас с собой нет. Сколько простоим – неизвестно, связь плохая. Поэтому, главный для нас вопрос - какой?
Все вместе: Какую пищу можно найти в лесу.
Вкусносмак: разве это вопрос, да какую угодно. В первую очередь здоровым людям мясо нужно.
Правопит: Ну ты и сказал! Как мы его добудем, ружья нет, стрелять сейчас запрещено, да и животных жалко. Вот рыбку, пожалуй, можно поймать. А какая рыбка в горных реках водится?
Менюуч (выбегает:) Я знаю, она еще в комедии Грибоедова «Горе от ума» упоминается.
Аппетихор: Твоя правда. Фамусов говорит: «К Прасковье Федоровне в дом во вторник зван я на форель». Постой, а ты то откуда здесь взялся?
Менюуч: Я подслушал ваш разговор и спрятался в багажнике самолета, когда мне еще такой случай представится побывать в алтайском лесу, может, когда стану Менюпрофом…. Да и то неизвестно. А еще я знаю, что в горных речках водится рыба хариус.
Вкусносмак: Интересно, а в алтайских лесах водятся птицы, которые несут самые полезные и вкусные яйца?
Правопит: Конечно. Кладезь витаминов, аминокислот, микроэлементов, биологически активных соединений, полезны взрослым и детям, не вызывают диатеза, абсолютно стерильны – это перепелиные яйца.
Аппетихор: Но кушать хочется. А какая вкусная и здоровая пища на Руси заменяла мясо? Конечно, грибы. Но с ними надо быть осторожными. Ребята, какие вы знаете съедобные и несъедобные грибы? (ребята из зала отвечают).
Ключевой вопрос для получения первой буквы: Какие грибы называют «дружные ребятки»? – Опята. (Детям выдается буква –О-).
Десертайн: Значит в лесу можно найти грибы, мясо, рыбу, яйца, а еще?
Менюуч: Конечно, орехи! Какие бывают орехи, ребята? (фисташки, кедровые, арахис, фундук, миндаль, земляной орех, грецкий и др.)
Аппетихор: (кричит) Ой-ой-ой!. У меня страшно болит живот!
Правопит: А что ты сейчас жуешь, что съел, признавайся. Ты что с ума сошел, это же белена!!!
Аппетихор: Да, а я думал это мак. Без очков то не разглядел.
Правопит: Скорей надо оказывать помощь, а то наши враги Тошнорвот, Животоболь и Диарея захватят Аппетихора. Скорей кипятите воду, мы их выгоним травками, вон их как много, заваривайте! Поите скорей Аппетихора настоем из хвоща с можжевельником и ромашкой от Тошнорвоты, с чесноком и черемшой от Животоболя, зверобоя с черемухой и листьями малины и кошачьей лапки от Диареи.
А ты Аппетихор быстро нюхай стебли валериана, чтобы успокоится. Ну и напугал ты нас. И я тоже понюхаю.
Ключевой вопрос на вторую букву: Какие лекарственные растения вы знаете на букву –Т- (толокнянка, тысячелистник, тыква. ) – ребята получают букву «Т».
Вкусносмак: Ключевой вопрос на третью букву: О каком растении на Руси говорили, что он от семи недуг? (лук) – дети получают букву «Л».
Это мы все о лекарственных травах говорили, а какие растения можно есть сырыми? (корень солодки, стебли ревеня, щавель, корни лопуха, корни саранки, сосновые молодые шишечки, березовые и липовые почки, корни камыша, корни ятрышника; ягоды; некоторые грибы).
Менюуч: А мне кажется, вы тут лук упоминали, а полезнее и вкуснее чеснока ничего нет. Он лечит даже больше болезней, чем семь. А уж в кулинарии, точно луку не уступит. В честь него даже чесночный фестиваль устраивают.
Ключевой вопрос на четвертую букву: В какой стране устраивают чесночный фестивали? (Испания) – дети получают букву «И».
Аппетихор: Ключевой вопрос на пятую букву: Какие еще знаете полезные лекарственные растения на букву «Ч»? (черемша, чеснок, черемуха, чебрец, чага, череда, чистотел…) – ребята получают букву «Ч».
Десертайн: А есть даже цветы съедобные, их даже на десерт употребляют. Сможете назвать эти цветы? (цветки роза, шиповник – варенье и духи делают; лепестки хризантемы засахаренные – десерт в Японии, клевер, Иван-чай, настурция).
Ключевой вопрос на шестую букву: Как по-другому в народе называют цветок –календула-? (ноготок). – дети получают букву «Н».
А какого цвета цветки ноготка или календулы? (оранжевого)
Ключевой вопрос на седьмую букву: У какого дерева лечебные плоды такого цвета, как и ноготок? И эти плоды не только едят, делают сок и варенье, но и делают из них масло? (облепиха) - дети получают букву «О».
Правопит: Ну а теперь давайте подведем итог. Какую же пищу можно найти в лесу? (дети перечисляют). То есть, практически все необходимые для организма продукты питания. Кроме того, лесная пища очень полезна, потому, что она создана самой природой и в ней нет искусственных вредных веществ.
А какую оценку вы, ребята, получили сегодня за викторину? (дети поднимают полученные буквы О Т Л И Ч Н О).
Вкусносмак: Глядите, вертолет летит с топливом. Значит можно дальше продолжить путешествие.
Правопит: Нет, полетим домой, мы еще попутешествуем и не раз. Я нашел ответ на свой вопрос. Самая вкусная, здоровая и красивая пища – это пища натуральная, употребляемая в экологически чистом месте, приготовленная с любовью и желанием доставить удовольствие.
Составитель: учитель начальных классов, педагог-психолог, кандидат педагогических наук МОУ СОШ № 74 Верх-Исетского района г.Екатеринбурга Евдокимова Людмила Михайловна.
Март 2008 г.