
Театрализованное представление для 5-6 классов.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие под названием «Когда на Земле не было математики?».
Возможно, ли это себе представить? Вы, участники этого путешествия, поэтому будьте внимательны, получайте новые знания, находите ошибки и не унывайте.
А наше первое путешествие в первобытное общество. Уж там-то, наверное, точно не знали математику.
В первобытном обществе.
Сценка «Делёж добычи»
В центре друг против друга стоят два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец
Нгам: Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает пять пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет четыре пальца (показывает 4 пальца) человек и подстережет слева, Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопись, скоро лоси пойдут на водопой. Эгей!
Оба убегают. Затем возвращаются, идут медленно. Нгам прихрамывает. Оба счастливы: охота удалась
Нгам: Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец-то сородичи будут сыты. Хей! Хей!
Арет: Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Хей! Хей! (Оба потрясают копьями) Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?
Нгам: В охоте участвовали две руки, одна рука и один палец на другой руке людей, а ещё я, ты и Эмрис. Это ещё три пальца. У меня есть жена (указывает на свой последний палец), три сына (пальцы начинает загибать Арет), две дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, два сына, дочь (Арет всё время загибает пальцы), покалеченный изюбром брат и четыре члена его семьи. У Эмриса есть старая мать, отец и три брата. У Мирдина…
Арет: Подожди!
Нгам: А что?
Арет: Не могу посчитать, пальцев не хватает.
Оба глубоко задумываются. Вдруг, Нгам поднимает руки.
Нгам: Хвала духу леса! Он подсказал мне выход. Нужно позвать сюда несколько человек из нашего племени, тогда пальцев хватит! А другого выхода нет.
Арет: Да будет вечной твоя мудрость, о Нгам!
Ведущий. Видите, ребята, как было сложно первобытным людям посчитать и поделить добычу. Ведь пальцев у человека 10 на руках и 10 на ногах. Вот и пришлось нашим героям звать на помощь соседнее племя. Конечно, им необходим был счет. Искусство счета развивалось с развитием человечества. Считали с помощью зарубок на деревьях, завязывали узелки, складывали в кучки камешки и, конечно же, был развит пальцевой счёт.
Второе путешествие мы совершим в Древнюю Грецию. В Греции всё требовало доказательства. Люди собирались на площадях, спорили и доказывали свою правоту «В спорах рождается истина». Отсюда и появилось выражение «Что и требовалось доказать». Особой игрой ума были софизмы – приём интеллектуального мошенничества, где можно было выдать ложь за истину. Тем самым ввести всех в заблуждение. Например, есть утверждение. «Что ты не терял, то ты имеешь. Следуя этому, говорят: «Рога ты не терял, значит у тебя рога». Но это, же ложь».
Первым ввел софизмы Аристотель Древнегреческий философ, живший в 4 веке до нашей эры. А сейчас мы посмотрим, какие софизмы приготовили для вас жители Древней Греции.
В Древней Греции.
Сценка «Палка бесконечна»
На сцене два грека с палкой, они ведут диалог.
Первый: Вот палка. Где у неё конец, где начало?
Второй: Вот начало, вот конец!
Первый: А может быть, наоборот?
Второй: А может, у неё два конца и нет начала?
Первый: Тогда палка есть нечто безначальное!
Второй: Или у палки два начала и нет конца?
Первый: Тогда палка есть нечто бесконечное!
2.Сценка «В году некогда учиться»
выходит ученик в греческой тунике
Ученик: Я докажу, что в течение целого года вам некогда учиться в школе. В году 365 дней, из них 50 воскресения. Значит, осталось - 313. 10 дней отдыха. Осталось – 303. Летние и зимние каникулы продолжаются не меньше 100 дней. Следовательно, осталось203. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, значит, ещё 183 дня отпадают. Осталось 20 дней, но ведь не весь день продолжаются уроки, а только ¼ дня. 20 : 4 = 5 дней, а 5 можно прогулять. Итак, вам некогда учиться в школе!
Сценка «2 х 2 = 5»
На сцену выходит ученик, пишет мелом на доске
Ученик: А я докажу, что 2 х 2 = 5. Решим уравнение 4х – 8 = 5х – 10.
В обеих частях вынесем общий множитель за скобки: 4 (х - 2) = 5 (х - 2). Разделим обе части уравнения на (х - 2) и получим 4 = 5, а значит 2 х 2 = 5.
Ну, кто поспорит?
Ведущий: Вот это софизмы? Чтобы их решать нужно просто все отвергать и доказывать. Опровергнем последний софизм…Древние греки не только много спорили и доказывали свою правоту , они еще ---------------( перейти к решету)
Сценка «Решето Эратосфена»
Зрителям раздаются листы с числами от 1 до 60
Эратосфен: Меня зовут Эратосфен, я греческий математик. Для того, чтобы отыскать простые числа нужно сделать решето. Ре-ше-то. Раздайте, пожалуйста, материал для решета. Так сначала мы делаем дырочку на месте 1, потом протыкаем все четные числа, идущие после 2. Итак, давайте хором назовем эти числа: первым оставшимся числом после 2, было 3. Делаем отверстие в числах кратным 3, идущим после 3. Далее осталось число 5. Делаем дырочки в числах кратных 5. Затем тоже делаем с числами кратным 7. Итак, простым числам от 2 до 60 являются 17 чисел. Кто их назовет? 2,3,5,7,11,13,17,19,23,29,31,37,41,43,47,53,59.-------------?
Ведущий. Древние Греки уже знали о простых и составных числах, и умели доказывать.
Следующее наше путешествие по Древнему Египту.
В Древнем Египте.
Сценка «О пирамиде»
Фалес: Пусть боги будут благосклонны к вашей работе гапердонапты.
1-й гапердонапт: Как ты назвал нас, чужестранец?
Фалес: Гапердонапты – натягиватели верёвок.
2-й гапердонапт: Чудно звучит, но верно. Что надо тебе, незнакомец? Говори и не мешай работать.
Фалес: Я – Фалес, греческий купец из Милета. Прибыл к вам, чтобы на месте познакомиться с египетской наукой знаком. А вот наука об изменении земли – геометрия – таит ещё много неизвестного.
1-й гапердонапт: Чему же мы можем тебя научить? Геометрия – наука жизненная, измерительная.
2-й гапердонапт: Мы уже десять лет работаем на межевании земель. Но вот одну задачу решить никак не можем.
Фалес: Что за задача? Позвольте и мне над ней подумать!
1-й гапердонапт: Ну, что же, думай Фалес. Полагаю, ты знаешь о наших великих пирамидах? Вот и вопрос: как изменить высоту пирамиды?
2-й гапердонапт: Думай, думай Фалес… . Только на пирамиды, чур, не влезать! А то снимай тебя потом…
(Через некоторое время Фалес и гепердонапты встретились вновь)
2-й гапердонапт: Зачем тебе палка? Все-таки лазил на пирамиды и ноги повредил?
Фалес: Нет, друг мой. Эта палка подсказала мне, как измерить высоту пирамиды.
1-й гапердонапт: Да ты – колдун! У тебя палки говорящие!
Фалес: Нет, не пугайся. Палка самая обыкновенная. Смотрите, всё в солнечный день отбрасывает тень: и мы, и деревья, и вещи, и пирамиды, и палка. Я втыкаю палку вертикально в землю. Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды.
2-й гапердонапт: Как это, оказывается, просто!
1-й гапердонапт: Очень часто простота – признак красоты.
Ведущий. Наше путешествие продолжается.
Сценка «Троеборье дробей»
на сцене трое учащихся в туниках с надписями «1/7», «3/7», «1»
Голос: Здравствуйте, мы находимся в Великом Риме, в цирке Колизее. У нас проводится троеборье, первый вид спорта – прыжки в длину, у черты 1/7 … прыжок, эх, это только 1/7 метра, второй участник 3/7…, тоже не важный результат 3/7 метра, последний спортсмен 1, итак это новый мировой рекорд, результат прыжка 1 метр!
Второй вид спорта – перетягивание каната. 1/7 против 3/7, выигрывает 3/7! А сейчас за первое место будут бороться 1 и 3/7, единица выигрывает!
Последний вид спорта из троеборья бокс: красный угол – 3/7, секундант 1/7, в синем углу 1. Бокс, стоп! 1,2,3, это нокаут.
Ведущий: Как помочь дробям победить непобедимую единицу? Какие правила действий с дробями вы ещё знаете? ….
Первые упоминания о дробях были в древневавилонских папирусах. А индийцы первыми записали дробь с числителем и знаменателем. Это были дроби со знаменателем 60.
Ведущий. Следующая остановка – Древняя Русь. Русь славилась своими ярмарками, на них всегда было весело и шумно.
На Руси.
Сценка «Ярмарка»
В лавке продавец. На товарах ценники – нифлд, друг, спи
58534 4193 288
1-й покупатель (иностранец): НИФЛД – что за ерунда? Почтеннейший, сколько это стоит, зачем писать какие-то не понятные буквы вместо добрых старых римских чисел? Это что – «друг»? Нет, я люблю, конечно, картошку есть, а друзья у меня люди. Вот я приехал к другу в Россию и ничего не пойму. «Спи» - я не хочу спать, ещё рано.
Купец: И никто не заставляет тебя спать, это у нас на Руси так числа пишутся вот слово ДРУГ, а вот число – 4 тысячи 193 и никто тебя спать не заставляет, это число 288, а~ это 1, в ~ – 2, а чтобы не путать с буквами ставят вот такой значок ~.
Ведущий: Мы уже побывали у первобытных людей, в Древней Греции, Египте, Древней Руси, а сейчас отправимся в путешествие по Европе.
Чем же она прославила математику?
В Европе.
Сценка «+» и «–».
На сцене художник с мольбертом, входит кухарка
Кухарка: Синьор, помогите мне, пожалуйста. У меня никак не сходятся счета.
Художник: Что там у тебя, Мария?
Кухарка: Синьор, вы дали мне на расходы 5 тыс. лир. Я купила мяса на 8000 лир, капусты на 10 лир, зелени на 15 лир, хлеба на 100 лир, мыла на 55 лир.
Художник: (пишет)800 прибавить 10, прибавить 15, прибавить 100, прибавить 55; 5000 вычесть… Как неудобно каждый раз писать «прибавить» и «вычесть». Может быть, заменить эти слова значками? Например, вместо «прибавить» писать «+», а вместо «вычесть» - «-»
Ведущий: Многие века знаки действий писали словами прибавить, умножить, вычесть. Художник, который случайно нарисовал +и -, которыми мы пользуемся до сих пор был Леонардо да Винчи. Он был известен и как инженер, он связал математику и искусство. Он говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды».
Сценка «В школе»
Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики
Ученики: Здравствуйте, господин учитель!
Учитель: Здравствуйте. Прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о решении задач с помощью уравнений. В это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений – найти сумму всех целых чисел от 1 до 100:
1 + 2 + 3 +… + 99 + 100.
Приступайте. Задача. Два лица имеют равные… Что такое?
Ученик: Готово, господин учитель.
Учитель: Что такое?
Ученик: Я вычислил сумму, господин учитель: 5050.
Учитель: Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ? (берется за розгу)
Ученик: Я всё объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, то будет 101; 2 и 99 – тоже 101, 3 и 98 – тоже 101 и т.д. Таких сумм 50. Следовательно, 101 х 50 = 5050.
Ведущий. Математические вычисления заменяли этому ребенку обычные детские игры. Он делил 1 на все простые числа подряд и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Как звали это юное дарование? Впоследствии его называли «королем математики», Карл Фридрих Гаусс. Он рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию (вычислил орбиту астероида Цицерона).
Наше путешествие закончилось. Всем Вам удачи в изучении математики и новых побед!
6