МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Оренбургской области
Муниципальное учреждение
Администрация г. Орска Оренбургская область г. Орск,
находится в ведении управления образования администрации
г. Орска и является автономным учреждением муниципального уровня
МОАУ «Школа №40 г. Орска»
Внеклассное мероприятие.
Театрализованное представление с элементами игры
по основам безопасности жизнедеятельности
«Путешествие в страну школьных опасностей».
Подготовил:
Байков Сергей Владимирович,
преподаватель-организатор ОБЗР
высшей категории
(03.03. 2025 г.)
г. Орск, 2025 г.
Внеклассное мероприятие.
Театрализованное представление с элементами игры
по основам безопасности жизнедеятельности
«Путешествие в страну школьных опасностей».
Цели и задачи:
Проведение в игровой форме обобщающих занятий по следующим темам: «Опасности вокруг нас» (2-4 классы), «Безопасное поведение в доме» (5 класс), «Автономное существование человека в природе» (6 класс), «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» (7-8 классы), «Что мы знаем о чрезвычайных ситуациях» (9-11 классы).
Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составлении плана выхода из неё.
Формирование психологического понятия «Чтобы преодолеть опасность, надо знать, откуда она возникает, чем грозит и как можно её преодолеть».
Действующие лица: Вредина-Будюка, Брык-Бряк (главный распорядитель школьных опасностей), Пыль, Инфекция, Микробы, Александр и Максим.
Ход мероприятия:
Картина 1:
(За партой сидят Александр и Максим, беседуют.)
Максим: Эх, скучно жить в школе! Никаких тебе приключений, опасностей! Одни только уроки да перемены – скука!
Александр: Да уж! Ни тебе стрельбы, ни бандитов, ни погони… Скучища! Да и уроки учить надоело!
(Из-за парты вылезает Вредина. Она чихает и фыркает.)
Вредина: Апп-чхи! Вот жизнь пошла, в карманах одна пыль. Ни рогатки тебе, ни семечек. Даже шприца побрызгаться нет. Не мальчишки, а сплошная радость для учителей!
Максим: А ты кто такой? И чего тебе в наших карманах надо?
Вредина: Ну, во-первых, не в ваших карманах, а у меня дома – я там живу. Я много где живу: в карманах, в косичках, за ушами, в носу – где прицеплюсь, там и живу! А, во-вторых, давайте знакомиться: я – Вредина-Будюка! (Поёт.)
Я – Будюка, я – Будюка! Бяка-привиредина!
Восхитительная злюка, жадина и вредина!
Обожаю я ругаться, дразнить и капризничать,
И ногами попинаться, и побезобразничать!
Я – Будюка, я – Будюка! Бяка-привиредина!
1
Восхитительная злюка, жадина и вредина!
Александр: И что, ты всё время на нашей шее катаешься?
Вредина: Да нет, не всегда, а только когда пароль назовут.
Максим: Это какой пароль?
Вредина: Да разные: «Скучно», «Неохота!», «Лень!», «Не буду!». Ну и другие тоже. А так-то я на острове школьных опасностей живу. С постоянной пропиской.
Александр: Да разве есть такой остров?
Вредина: Конечно есть! В каждой школе! Ладно уж, пошли, пока я добрая. Глядишь, какой-нибудь гадости выучитесь, другим расскажете. Ну, поехали!
(Все садятся верхом на парты. Общее затемнение.)
Картина 2:
(Действие происходит в комнате, на двери которой имеется надпись: «Остров школьных опасностей».)
Вредина: Приехали, слезайте!
Максим (оглядывается): Да мы, вроде, и не уезжали…
Вредина: Эх, ты, темнота! А кино, поди, смотришь и книжки читаешь! Это мы в параллельный мир попали! Вроде и там, а на самом деле – нет! Ну пошли, да поосторожнее, не наступите на кого-нибудь!
Александр: Как это, не наступите! У вас тут что, кто-то на полу валяется?
Вредина: Да у нас тут всего навалом! Вот, знакомьтесь: главный распорядитель пакостей Брык-Бряк!
(Вытаскивает из-под парты Брык-Бряка, отряхивает его.)
Брык-Бряк: Привет, шмакадявки! Что, давно в переплёт не попадали? Сейчас мы вам это устроим! (Поёт.)
Весь покрыт болячками, абсолютно весь,
Островок опасностей в каждой школе есть!
Весь покрыт болячками, абсолютно весь,
Ходят там несчастные дети-дикари,
Знания ужасные снаружи и внутри!
Что за разнесчастные дети-дикари!
Двери открываются прямо в детский лоб,
Стёкла разбиваются, когда никто не ждёт,
2
Камни попадаются под ноги на бегу,
С лестницы срываются, а я им помогу!
Носятся по школе, разбивают лбы,
То и дело слышится: «Бряки-бряки-брык!»
Носятся по школе дети-дикари!
Максим: Давай-ка удирать отсюда, а то и в самом деле устроит какую-нибудь пакость.
(Убегают, но спотыкаются о лежащую на лавочке Пыль.)
Александр: Смотри-ка, а тут ещё кто-то валяется!
Пыль: Ой! Не сотрясайте воздух! А то я распыляюсь! Прямо поспать не дают… Опять ты, Вредина, кого-то притащила…
Максим: А это ещё кто?
Пыль: (Поёт.)
Я на солнышке лежу! И без солнышка лежу!
Всё лежу и лежу или в воздухе вишу!
Кто меня чуть-чуть вдохнёт,
кашлять сразу же начнёт!
Ну, а я всё лежу или в воздухе вишу!
Александр: Смотри – серая, мягкая, пушистая, так и клубится!
Максим: Да это же пыль! Закрывайте скорее рот, а то надышишься всякой гадости!
Пыль: Так уж и гадости! Я пыль чистая, стерильная. Ну, подумаешь, по помойкам полетала, на дороге повалялась, на собаке покаталась! Вы друзей моих не видели – вот это настоящая гадость!
(Раздаётся музыка, строем, под звуки марша выходят микробы.)
Микробы: (Поют.)
Мы парни бравые, бравые, бравые!
Не зря прозвали нас микробами кудрявыми!
Мы плюнем раз, мы плюнем два,
на ваши чистые тела
И стукнем так, чтоб заболела голова!
Пора в путь-дорогу!
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём,
Под ногти залезаем,
В носу застрянем мы и там чихнём!
3
Микроб 1-ый: (Увидел мальчиков.) Смотри-ка, новенькие! Ну-ка, хватай их!
Пыль: Ага, схватили! Я уж оглядела их… Уши чистые, ногтей нет, волосы причёсанные. Даже в носу ни одной козявки! Безобразие!
Микроб 2-ой: Надо нашу Главную позвать, уж эта найдёт, к чему прицепиться!
Микроб 1-ый: Точно. Она сейчас вокруг школы летает. Тех, кто старших не слушается, ангиной и гриппом заражает.
Вредина: Ох и люблю я таких детей! Вредных да непослушных! Как начнут драться, дразниться, ябедничать – ух, красота! Носы поразбивают, коленки обдерут! Слёзы, сопли – всю инфекцию-заразу соберут!
(Вбегает Инфекция, поёт и танцует.)
Инфекция: (Поёт и танцует вместе с Микробами.)
Я не пожарная инспекция,
Я не ОМОН, не спас-отряд,
А я – ходячая Инфекция,
И заражаю я ребят!
Я заражаю их чесоткою
И гриппом с оспой ветряной,
Кто о здоровье не заботится
Тотчас подружится со мной!
Не откажите мне в любезности
Пройти со мной сейчас туда-сюда,
А то погибнет в неизвестности
Инфекционная краса!
(Замечает Пыль и Вредину, обнимается с ними.)
Инфекция: Ба! Кругом знакомые все лица! (К мальчикам.) А это кто? Новенькие? Вредненькие? Непослушненькие? Чудненько! А руки они моют? А зубы чистят?
(Пытается ущипнуть мальчиков.)
Александр: Эй, ты, Инфекция, даже не подходи! Я тебя не боюсь!
Максим: И вообще, мы тут на экскурсии, случайно, можно сказать. Нас вон Вредина сюда привела.
4
Вредина: Ха-ха, случайно! А кому учиться было лень? А кому скучно? Случайно! Ну-ка, братцы, навалились!
Вредина и Микробы: (Поют и танцуют вокруг мальчиков.)
Мы едем, едем, едем в пришкольные края,
Опасные соседи, опасные друзья!
Мы ссадину посадим, под глаз синяк дадим,
Занозой отоварим, ангиной наградим!
Тра-та-та, тра-та-та,
Едет с нами сам Брык-Бряк,
Инфекция-зараза, микробы из спецназа,
Пыль и Вредина простая –
Вот компания какая!
Вот компания какая!
Мы угол вам подсунем –
нам ваших лбов не жаль,
Мы уголёк раздуем, чтоб сделался пожар.
Обидными словами друзей поссорим враз,
Такая вот простая
Компания у нас!
Тра-та-та, тра-та-та.
Александр: Эй, Макс, ну-ка открывай форточку! Сейчас мы их живо проветрим!
Максим: А вы, ребята, помогите нам. Скажите этой компании, какой у нас предмет в школе есть, где нас правилам безопасности учат?
Дети: Основы безопасности и защиты Родины!
(Мальчики выгоняют всю компанию за дверь.)
Александр: Вот так попали на остров школьных опасностей! Еле выбрались!
Максим: Хорошо, что ещё ребята помогли. Спасибо вам, ребята! А теперь пора и домой!
Вредина (Высовывается из-за угла.): Идите, идите! Да по сторонам посматривайте. Мы ещё встретимся!
(Формируются 4 команды по 10 человек.)
5
Игра «Один дома».
Конкурс проводится в два тура: первый тур – отборочный, с целью выявления участников финального этапа, второй тур – финальная игра, в ходе которой выявляется команда-победительница конкурса.
В каждой команде должен быть капитан.
Необходимое снаряжение:
Бумага, карандаши, карточки с рисунками или надписями (газ, спички, краска, лекарство, обогреватель, телевизор, пылесос, холодильник, проводка, увеличительное стекло, печка, кошка, дети, бенгальские огни), карточки с теневыми силуэтами пожароопасных предметов, карточки с вопросами, 4 картофелины, нож, молоток, 4 гвоздя, деревянный брусок, иголка с ниткой, 4 пуговицы, ткань.
Задание 1. Причины опасных ситуаций в доме.
Ведущий:
- Неприятно сесть на кнопку – можешь ты поранить попку!
- Дом в порядке содержи. Вилки, ножницы, ножи, и иголки, и булавки ты на место положи!
- На листе бумаги напишите наибольшее количество опасных причин в доме: пожар, утечка газа, поражение электрическим током, нарушение правил хранения опасных веществ, разрушение строительных конструкций, захлопывание двери, мошенничества и кражи, бытовые травмы.
Задание 2. Вынеси огнеопасные предметы из квартиры.
Ведущий: Прежде чем пойдёте на свидание, чтобы навестить своих подруг, сделайте домашнее задание и не забудьте выключить утюг.
- Уважаемые участники, вам необходимо вынести огнеопасные предметы, нарисованные на карточках. Каждый из вас берёт только по одной карточке.
Задание 3.
Ведущий: Жили в доме тараканы, и жили в доме великаны… Но не стало великанов, а остались тараканы.
Аккуратней надо быть, чтоб себя не уморить!
- Представитель каждой команды по очереди называет вещество, которым может отравиться в доме. Вы должны назвать наибольшее число таких
6
веществ.
(Бытовая химия: чистящие средства для кухни и ванной, средства для
мытья окон и стёкол, моющие средства для посудомоечных и стиральных машин, жидкости для стеклоомывателей; яды, используемые для борьбы с насекомыми, сорняками и грызунами; краски и растворители, нафталин – средство против моли.)
Задание 4. «Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом!»
Ведущий: Ребята, вам необходимо будет внимательно рассмотреть на карточках силуэты пожароопасных предметов и назвать их.
(Аэрозоли, кремы на основе парафина, средства на спиртовой основе, продукция для стирки, канистры с моторным маслом, мука, кремы на основе ацетона.)
Задание 5. «Путешествие по сказкам».
Ведущий: Каждой команде задаётся вопрос по определённой сказке.
- Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки? (Открыла дверь.)
- В какой сказке принцесса укололась острым предметом и уснула? («Спящая красавица» Ш. Перро. Принцесса укололась веретеном и уснула.)
- От чего уснула царевна в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Яблоко в сказке А.С. Пушкина и оказалось отравленным. Из-за него уснула царевна.)
- В какой повести жил человек, который без опаски мог играть на подоконнике, на крыше и даже под потолком? («Карлсон, который живёт на крыше».)
- На каком виде транспорта увёз Иван царевну Забаву? (Летучий корабль.)
- Из какой сказки эти слова?
Ночь настала,
Месяц входит,
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом.
И садится под кустом.
Звёзды на небе считает
И краюшку уплетает. ( П. Ершов. «Конёк-Горбунок».)
- Герой какой сказки вырос в волчьей стае? (Р. Киплинг «Маугли».)
- Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Бр. Гримм «Кот в сапогах».)
Задание 6. «Что делать?»
7
Ведущий: Каждой команде даётся карточка с заданной ситуацией. Вам необходимо будет дать развёрнутый и правильный ответ.
- Что можно делать и что нельзя при запахе газа в квартире?
(При запахе газа в квартире необходимо:
1. Перекрыть подачу газа к плите, переведя в закрытое положение кран на трубе стояка.
2. Открыть окна во всех помещениях для проветривания квартиры.
3. Проверить, не оставлены ли включёнными конфорки на плите.
Если запах газа не исчезает при проветривании, нужно отправить всех проживающих в квартире людей на улицу, плотно закрыв входную дверь, но не запирая её на замок.
Оповестить соседей о критической ситуации, если они находятся дома.
Выйдя из дома, позвонить по телефону аварийной газовой службы. Во всех российских регионах действует служба спасения, обращаться в которую следует по номеру 112. Также можно позвонить по телефону экстренного вызова напрямую газовикам — номер 104.
Дождаться на улице приезда специалистов-газовиков и объяснить им причину вызова.
Чего нельзя делать, если в квартире пахнет газом: зажигать спички, пользоваться зажигалкой, использовать пиротехнику, курить.)
- Что делать при наводнении?
(При угрозе наводнения рекомендуется:
Включить телевизор или радиоприёмник. По ним может поступить важная информация.
Сообщить соседям и близким людям об угрозе.
Подготовить документы, ценные вещи, медикаменты, 2–3-суточный запас непортящихся продуктов питания, постельное бельё и туалетные принадлежности, по возможности комплект верхней одежды и обувь.
Перенести имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак, крыша) или уложить их повыше (на шкафы).
Выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.
Закрыть окна и двери, забить снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей.
Покинуть дом и следовать на эвакуационный пункт.
Во время наводнения рекомендуется:
Включить телевизор или радиоприёмник. По ним может поступить важная
8
информация.
Подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу, на деревья или
другие возвышающиеся предметы или участки местности.
До прибытия спасателей подавать сигнал бедствия: днём — вывешиванием или размахиванием белым или цветным полотнищем, подбитым к древку, в тёмное время — световым сигналом и периодически голосом.
Оказывать помощь плывущим и тонущим людям.)
- Что необходимо и что запрещено делать при обморожении?
(Во время оказания помощи при обморожении необходимо:
Снять промёрзшие вещи: куртку, брюки, обувь, носки, варежки.
Наложить повязки и зафиксировать их, не повредив пострадавшие участки тела.
Напоить тёплым чаем или молоком для повышения температуры тела и нормализации кровообращения.
Вызвать врача по номеру телефона 03.
При обморожении запрещается:
Использовать масло, мазь, крем!
Греть обмороженные участки в горячей воде, над открытым огнём и на батарее отопления.
Принимать горячую ванну.)
– Что делать при пожаре?
Позвони в пожарную охрану по телефону 01, 101. Назови свой точный адрес и фамилию, что горит, есть ли угроза людям.
2. Немедленно уходи из квартиры. При сильном задымлении закрой нос и рот платком. Передвигайся пригнувшись.
3. Предупреди о пожаре соседей, помоги при эвакуации пожилым людям, детям.
4. Если горит электрический прибор, нужно отключить его от электросети – выдернуть шнур из розетки.
5. Если очаг пожара небольшой, попытайся потушить его, залив водой, накрыв плотной мокрой тканью или применив подручные средства пожаротушения: песок, землю, порошок или огнетушитель.
6. Если уйти из охваченной огнём квартиры невозможно, выйди на балкон, закрой за собой дверь и зови на помощь.)
Задание 7. «Что мы умеем делать?»
Ведущий: Каждой команде выдаётся иголка с ниткой, ткань,
9
пуговицы, молоток, гвозди, картофелины и нож. Необходимо забить гвозди, пришить пуговицу и почистить картофель. Участники команд могут выполнить только одну операцию.
Задание 8. «Дальше, дальше, дальше».
Ведущий: А сейчас для всех участников мероприятия состоится игра «Счастливый случай», в которой будут задаваться вопросы с последующими ответами от вас, уважаемые игроки.
Год создания гражданской обороны (ГО) в России – (1932 г.)
Обстоятельства, угрожающие жизни человека, его здоровью, имуществу и окружающей среде. (Чрезвычайная ситуация – ЧС.)
Неконтролируемый процесс горения. (Пожар.)
Сигнал, подаваемый воем сирен и другими звуками. («Внимание всем!»)
Защитное сооружение для укрытия людей. (Убежище.)
Главная причина ЧС техногенного характера. (Человек.)
Толчки и колебания земной поверхности. (Землетрясение.)
Газы, образующиеся при сгорании топлива. (Дым.)
Приборы для очистки воды и воздуха от примесей. (Фильтры.)
Ядовитый металл, который содержится в выхлопных газах. (Свинец.)
Удушающий газ с запахом нашатырного спирта. (Аммиак.)
Возраст постановки на воинский учет. (17 лет)
Служащий Военно-морского флота (ВМФ). – (моряк)
Год создания Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – (1990 г.)
ЧС техногенного характера, повлекшая собой человеческие жертвы. (Авария.)
Мгновенное освобождение большого количества энергии. (Взрыв.)
Универсальное средство защиты дыхания. (Противогаз.)
Действия при сигнале «Внимание всем!» (Включить радио или ТВ и слушать информацию.)
Излучение, проникающее в живые ткани и вызывающее изменение организма снаружи. (Радиация.)
Волна, возникающая в результате моретрясения. (Цунами.)
Токсичный туман над промышленными городами. (Смог.)
Отравление организма никотином. (Курение.)
Уменьшение загрязнения и заражения до предельно допустимой нормы. (Обеззараживание.)
Ядовитый металл, содержащийся в ртутных термометрах. (Ртуть.)
10
Возраст, до которого могут призвать на срочную службу. (30 лет)
Служащий сухопутных войск. (Солдат.)
Как действовать в случае возгорания одежды на человеке?
(- Свалить человека на землю;
- Сбить огонь, используя плотную ткань, воду, снег. Можно просто катать
пострадавшего по земле;
- Разрезать обгоревшую одежду, положить на обожжённые места стерильную повязку. При обширных ожогах завернуть пострадавшего в чистую ткань;
- Вызвать скорую помощь.)
28. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (Электроприборы и электропровода.)
29. Назовите пути передачи инфекции и одну болезнь, передаваемую половым путём. (Пути передачи: воздушно-капельный, водно-пищевой, контактный. Болезни: сифилис, СПИД, гонорея.)
30. Что произошло 26 апреля 1996 года в г. Чернобыле? (Авария на ЧАЭС.)
31. Первоочередные работы в зоне ЧС. (Аварийно-спасательные.)
32. Отрыв и падение горных пород. (Обвал.)
33. Сильнейший ветер со скоростью более 30 м/с. (Ураган.)
34. Нарушение целостности кожи. (Рана.)
35. Символ воинской чести. (Боевое знамя.)
36. Сбор и передача данных об обстановке в зоне ЧС. (Разведка.)
37. Нагромождение льдин, вызывающее подъём воды в конце зимы и в весенний период. (Затор.)
38. Простейший способ очистки воды. (Кипячение.)
39. Способ остановки кровотечения. (Наложение жгута.)
40. Клятва на верность Отечеству. (Присяга.)
Ведущий: Закончилась финальная игра. Я приглашаю на сцену команду-победительницу. (Происходит награждение.)
Все участники состязались с честью, выдержали предложенные им испытания, убедив нас, что у человека душа и тело должны существовать в гармонии. А мне остаётся пожелать вам дальнейших успехов в учёбе. До свидания! До новых встреч!
11
Использованная литература:
Игры, обучение, тренинг, досуг. Сборник под ред. Петрусинского В.В., М: Новая школа, 1994 г.
Основы безопасности жизнедеятельности: 3-4 классы. Учебное пособие для учащихся 3-4 классов/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебники для общеобразовательных организаций (5-11 классы)/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, изд. «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2013 – (Академический школьный учебник).
ОБЖ. Основы безопасности жизни. №№2-6 за 1996 г., №№1-3, 7-10 за 1997 г.
Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебники для общеобразовательных организаций (2-4 классы)/ А.А. Усачев, А.И. Березин – М.: АСТ: Астрель, 2008.
12