Театрализованные игры.
Метод. рекомендации к организации и руководству.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня в группе или на прогулке в теплое время года ( с апреля по октябрь).
Театрализованные игры включают:
действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками)
непосредственные действия детей по ролям
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора)
изобразительную деятельность – носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы
персонажей
Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.
Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединяться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того чтобы дети средней группы могли играть сами, еще в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явится хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Игра «Блины пекут»
Двое детей стоят друг против друга и хлопают ладонями:
1. Одновременно двумя сразу
правая с правой
левая с левой
При этом они приговаривают:
Пеки блины румяные, румяные, горячие,
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие.
Игра «Ладушки-хлопушки»
Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая их иммитационными движениями.
Игра с пальчиками.
Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривает: песенку, потешку, скороговорку.
Цель - учить детей сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.
Игры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек, животных.
В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов (Барто, Маршака и др). В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают действиям его героев. Подобные игры доступны даже воспитанникам первой младшей группы.
В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, т.е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.
Целесообразно отбирать небольшие произведения: потешки, стихи, сказки, обязательно содержащие диалог. Сюжет их должен быть динамичным. Желательно даже подобрать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами, как в стихотворении Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».
Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку», причем дети должны сами выбрать одно из двух-трех названных произведений.
Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, слайды, грамзапись. Это поможет детям составить более четкие представления о героях произведений.
После чтения произведения воспитатель задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей. Если произведение большое, его следует готовить по частям.
Работа проходит индивидуально или с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие. Поэтому воспитатель повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.
После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движений передавать характер литературного героя, предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей. При распределении ролей можно использовать считалочки.
К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе – поддержать, принести нужный материал, подклеить, раскрасить.
В старшей и подготовительной группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.