каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса. -Кто играл все роли в театре? (мужчины) Поэтому они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски. -Почему маски были большие?.... Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя. -Что выражали маски в театре?..........одна изображала спокойное лицо, вторая – встревоженное, третья – искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, -Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной и зрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов. -Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. (Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.) - Театр отразился и в искусстве вазописи, скульптуры Др.Греции. (сл.) -Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы -Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. - Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. Из Франции маска перекочевала в Англию. XVI век являлся временем, когда ценилась «особая» красота. В погоне за модой дамы прибегали к разного рода ухищрениям. Одним из таких приспособлений были маски, которые выглядели очень жутко и буквально лишали слов. По словам писателя-священика Уильяма Харрисона, маска стала элементом высокой моды среди богатых и социально активных людей. Более того, «накладные лица» цепляли даже на детские куклы. В 1583 году христианский памфлетист Филипп Стаббс опубликовал брошюру под названием «Анатомия злоупотреблений». Среди различных разглагольствований, Стаббс описывает, как он с ужасом видит маски от солнца на женщинах: «Когда они куда-то идут, они используют маски, сделанные из бархата, которые закрывают все их лицо, и в которых есть отверстия для глаз куда смотреть. Так что, если повстречается человек, ранее незнакомый с этой модой, он может решить, что встретил монстра или дьявола, потому что не увидит ничего, кроме двух отверстий с глазами». -Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. -Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении. Самые известные маски венецианского карнавала- это персонажи итальянской комедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.) Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маска Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост. К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы. Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях-в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению. - Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами.. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений. Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например:японский театр но; индонезийский Ваянг; китайская Чао-опера; Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа. |