СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная маска. Знакомство с масками разных народов, времен. Творческое заданиек для детей театрального клуба,находящихся на дистанционном обучении.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная маска. Знакомство обучающихся с масками разных народов и времен.Развитие творческих способностей обучающихся при создании маски.

Просмотр содержимого документа
«Театральная маска. Знакомство с масками разных народов, времен. Творческое заданиек для детей театрального клуба,находящихся на дистанционном обучении.»



Тема занятия: «Театральная маска»

Цель занятия:  познакомить обучающихся с масками разных времен и народов.

Задачи: развитие знаний о театре как искусстве, развитие творческих способностей при создании маски.





Что же такое маска?

Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица или животного.


Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя.

История театральной маски насчитывает более двух тысяч лет — первые из масок, о которых существуют достоверные сведения, использовали в древнегреческом театре за несколько столетий до нашей эры. Актёры пользовались театральными масками по всему миру, поэтому неудивительно, что существует их великое множество и они могут разительно отличаться друг от друга. Удивляет скорее то, что порой маски, которые появились в самое разное время и в самых разных местах земли, оказываются чем-то похожи.


Маски играли важную роль в театральных традициях Греции .

Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.

Их изготовляли из дерева или полотна на

каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса.

-Кто играл все роли в театре? (мужчины) Поэтому они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски.

-Почему маски были большие?.... Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.

-Что выражали маски в театре?..........одна изображала спокойное лицо, вторая – встревоженное, третья – искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин,

-Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной и зрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа.

Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых.


Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

-Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду.

(Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.)

- Театр отразился и в искусстве вазописи, скульптуры Др.Греции. (сл.)

-Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы

-Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). 

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску.

- Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики.


Из Франции маска перекочевала в Англию. XVI век являлся временем, когда ценилась «особая» красота. В погоне за модой дамы прибегали к разного рода ухищрениям. Одним из таких приспособлений были маски, которые выглядели очень жутко и буквально лишали слов. По словам писателя-священика Уильяма Харрисона, маска стала элементом высокой моды среди богатых и социально активных людей. Более того, «накладные лица» цепляли даже на детские куклы. В 1583 году христианский памфлетист Филипп Стаббс опубликовал брошюру под названием «Анатомия злоупотреблений». Среди различных разглагольствований, Стаббс описывает, как он с ужасом видит маски от солнца на женщинах:

«Когда они куда-то идут, они используют маски, сделанные из бархата, которые закрывают все их лицо, и в которых есть отверстия для глаз куда смотреть. Так что, если повстречается человек, ранее незнакомый с этой модой, он может решить, что встретил монстра или дьявола, потому что не увидит ничего, кроме двух отверстий с глазами».

-Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения.

 Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.

-Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.

Самые известные маски венецианского карнавала- это персонажи итальянской комедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.)

Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маска Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.

К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы.


Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях-в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению.

- Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами..

Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений.

Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например:японский театр но;

индонезийский Ваянг;

китайская Чао-опера;

Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа.



Творческое задание:

Театральная маска

Ребята надеюсь, что информация для вас была интересна. Предлагаю вам принять участие в конкурсе рисунков «Нарисуй, маску радости»

Предлагаю устроить настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью.


Приближается праздник

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ,

который отмечается в первый день лета

1ИЮНЯ.

Ваша задача «включить» фантазию и выдумку и придумать маску радости к этому замечательному детскому, летнему празднику.


Приветствуется любая техника: рисование, коллаж и др., в общем что вы придумаете. Дерзайте! Удачи вам!















Дополнительная информация для любознательных.

Маски театральные как символ искусства. Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра - маски. Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого зрелищного заведения. Древнегреческие музы За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации – культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви – трагедия и комедия,

их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века – маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала. Родом из незапамятных времен Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук. Многообразие масок Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И конечно же, их было множество – существовали мужские и женские маски, героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно, с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой, надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и, кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку известны театральные маски. Рисунки, приведенные ниже, показывают самые распространенные изображения дуэта. Пронесенные сквозь века Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже. Золото высшей пробы Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль. Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного. Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской, олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и режиссерского мастерства. В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, ежегодного фестиваля «Золотая маска». Театральная премия «Золотая маска» У премии нет денежного эквивалента, главное ее достоинство – признание таланта и достижений коллегами. Детские маски У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы – все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.












Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.


VIII. Итог урока (3 мин.)

Выйдите и покажите нам свои работы

- Все маски получились необычными и красивыми, поэтому ваша работа может заслуживать только «5»

Получился настоящий маскарад, наполненный смехом и радостью. А нам остаётся подвести итоги урока.

-Понравился урок?

- Спасибо за урок! Убираем рабочие места.