ПРИЛОЖЕНИЕ К ООО НОО
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением английского языка
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МОУ ШКОЛЫ №3
___________________Е.В.ЛУКАШОВА
ПРИКАЗ №____________________
ОТ ___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
9 КЛАСС
НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИЛИ:
Коровина Е.С
учитель
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является программой общекультурной направленности, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 9 классов. При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко. Программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» в 9 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 33 часа в год (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. выстраивать образы через осознанное знакомство с текстами художественных произведений;
- делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с творчеством разных поколений;
- анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в театре;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных произведений как составляющей части культурного наследия нашей родины;
потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Содержание курса
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема №1 «Вводное занятие» (1 час) |
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Значение театра, его отличие от других видов искусств. | Беседа |
Тема №2 Мастерство актера (7 часов) |
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. | Коллективная |
Тема №3 Ритмопластика (3 часа) |
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». | Коллективная |
Тема №4 Культура и техника речи. (6 часов) |
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. | Коллективная |
Тема №5 Работа над спектаклем. (15 часов) |
Выбор пьесы, миниатюры, знакомство детей со сценарием, обсуждение.Распределение ролей. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиции песен, танцев. | Работа в парах |
Тема № 6 Итоговое занятие (1 час) |
Премьера | Коллективная |
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• участие в праздниках со спектаклями;
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Тематическое планирование 8 класс (68 часов)
№ | Содержание темы | Количество часов | № п/п |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства. | Теория 1 | практика |
2 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 1 | |
3 | Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов». | | 1 |
4 | Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка. | | 1 |
5 | Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей. | | 1 |
6 | Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля. | | 1 |
7 | О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня». | | 1 |
8 | Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен». | | 1 |
9 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. Пластический рисунок роли. | 1 | |
10 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | | 1 |
11 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | | 1 |
12 | Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений. | | 1 |
13 | Понятие о темпоритме речи. Дикция. Артикуляционная гимнастика. | | 1 |
14 | Пауза - условие прочтения художественного текста | | 1 |
15 | Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору). | | 1 |
16 | Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена. | 1 | |
17 | Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи. | | 1 |
18 | Чтение пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль». Распределение ролей (приступаем к постановке пьесы). | | 1 |
19 | Понятие о сценическом движении | 1 | |
20 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. | 1 | |
21 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | | 1 |
22 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | | 1 |
23 | Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | | 1 |
24 | О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 1 | |
25 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» | | 1 |
26 | Работа над учебным спектаклем. | | 1 |
27 | Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции | | 1 |
28 | О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача. | | 1 |
29-32 | Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | | 4 |
33 | Премьера спектакля по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» | | 1 |
Итого | | 7 | 26 |
Календарно-тематическое планирование 9 А класс
№ п/п | № занятия в триместре | Название раздела (количество часов), темы/занятия | Формы занятий | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 часов) |
Тема №1 «Вводное занятие» (1 час) |
1 | 1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства. | Лекция беседа | 01.09-05.09 | |
Тема №2 Театральная игра (7 часов) |
2 | 2 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | Лекция беседа | 07.09-11.09 | |
3 | 3 | Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов». | Тренинг | 14.09-18.09 | |
4 | 4 | Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка. | Тренинг | 21.09-25.09 | |
5 | 5 | Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей. | Тренинг | 28.09-02.10 | |
6 | 6 | Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля. | Коллективная работа | 12.10-16.10 | |
7 | 7 | О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня». | Тренинг | 19.10-23.10 | |
8 | 8 | Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен». | Работа в парах | 26.10-30.11 | |
Тема №3 Ритмопластика (3 часа) |
9 | 9 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. Пластический рисунок роли. | Беседа | 02.11-06.11 | |
10 | 10 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | Коллективная работа | 09.11-13.11 | |
II триместр (11 часов) |
11 | 11 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | Коллективная работа | 23.11-27.11 | |
Тема №4 Культура и техника речи. (6 часов) |
12 | 12 | Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений. | Тренинг | 30.11-04.12 | |
13 | 13 | Понятие о темпоритме речи. Дикция. Артикуляционная гимнастика. | Тренинг | 07.12-11.12 | |
14 | 14 | Пауза - условие прочтения художественного текста | Беседа | 14.12-18.12 | |
15 | 15 | Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору). | Коллективная работа | 21.12-25.12 | |
16 | 16 | Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена. | Работа в парах | 28.12-30.12 | |
17 | 17 | Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи. | Тренинг | 11.01-15.01 | |
Тема №5 Работа над спектаклем (15 часов) |
18 | 18 | Чтение пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль». Распределение ролей (приступаем к постановке пьесы). | Коллективная работа | 18.01-22.01 | |
19 | 19 | Понятие о сценическом движении | Беседа | 25.01-29.01 | |
20 | 20 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. | Беседа | 01.02-05.02 | |
21 | 21 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | Работа в парах | 08.02-12.02 | |
III триместр (12 часов) |
22 | 22 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | Коллективная работа | 22.02.-26.02 | |
23 | 23 | Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Коллективная работа | 01.03-05.03 | |
24 | 24 | О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Коллективная работа | 09.03-12.03 | |
25 | 25 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Коллективная работа | 15.03-19.03 | |
26 | 26 | Работа над учебным спектаклем. | Коллективная работа | 22.03-26.03 | |
27 | 27 | Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции. | Коллективная работа | 29.03-02.04 | |
28 | 28 | О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача. | Тренинг | 12.04-16.04 | |
29-32 | 29-32 | Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Коллективная работа | 19.04-23.04 26.04-30.04 04.05-07.05 11.05-14.05 | |
33 | 33 | Премьера спектакля по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» | | 17.05-21.05, 24 05 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от____________________
№
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________Штаба Н.В.
____________________
В пачке пронумеровано, прошито и
скреплено печатью________листа.
Директор МОУ школы №3
_________________Е.В.Лукашова
«_____»____________2018г.
15