СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная мастерская

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Театральная мастерская" для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Театральная мастерская»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООО НОО


Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением английского языка



УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ ШКОЛЫ №3

___________________Е.В.ЛУКАШОВА

ПРИКАЗ №____________________

ОТ ___________________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ


«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

9 КЛАСС


НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД





СОСТАВИЛИ:

Коровина Е.С

учитель






Пояснительная записка

Программа курса по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является программой общекультурной направленности, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 9 классов. При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко. Программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» в 9 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 33 часа в год (33 учебные недели).


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;

- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;

- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;

- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;

- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. выстраивать образы через осознанное знакомство с текстами художественных произведений;

- делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с творчеством разных поколений;

- анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

- находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в театре;

- находить общее решение и разрешать конфликты;

- соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления.



Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования

  • понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных произведений как составляющей части культурного наследия нашей родины;

  • потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Содержание курса

Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

Тема №1 «Вводное занятие» (1 час)

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

Беседа

Тема №2 Мастерство актера (7 часов)

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.


Коллективная

Тема №3 Ритмопластика (3 часа)

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».


Коллективная

Тема №4 Культура и техника речи. (6 часов)

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Коллективная

Тема №5 Работа над спектаклем. (15 часов)

Выбор пьесы, миниатюры, знакомство детей со сценарием, обсуждение.Распределение ролей. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиции песен, танцев.

Работа в парах

Тема № 6 Итоговое занятие (1 час)

Премьера

Коллективная



Театральная игра

Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.

Ритмопластика

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.


Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»

• участие в праздниках со спектаклями;

• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;

• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);

• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.


Тематическое планирование 8 класс (68 часов)

Содержание темы


Количество часов

п/п

1

Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства.

Теория

1

практика

2

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

1


3

Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов».


1

4

Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка.


1

5

Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей.


1

6

Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля.


1

7

О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня».


1

8

Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен».


1

9

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. Пластический рисунок роли.

1


10

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».


1

11

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.


1

12

Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений.


1

13

Понятие о темпоритме речи. Дикция. Артикуляционная гимнастика.


1

14

Пауза - условие прочтения художественного текста


1

15

Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору).


1

16

Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена.

1


17

Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи.


1

18

Чтение пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль». Распределение ролей (приступаем к  постановке пьесы).


1

19

Понятие о сценическом движении

1


20

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе.

1


21

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».


1

22

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.


1

23

Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»


1

24

О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1


25

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»


1

26

Работа над учебным спектаклем.


1

27

Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции


1

28

О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача.


1

29-32

Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»


4

33

Премьера спектакля по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»


1

Итого


7

26





Календарно-тематическое планирование 9 А класс

п/п


занятия в триместре

Название раздела (количество часов), темы/занятия

Формы занятий

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 часов)

Тема №1 «Вводное занятие» (1 час)

1

1

Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства.

Лекция

беседа

01.09-05.09


Тема №2 Театральная игра (7 часов)

2

2

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

Лекция

беседа

07.09-11.09


3

3

Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов».

Тренинг

14.09-18.09


4

4

Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка.

Тренинг

21.09-25.09


5

5

Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей.

Тренинг

28.09-02.10


6

6

Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля.

Коллективная работа

12.10-16.10


7

7

О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня».

Тренинг

19.10-23.10


8

8

Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен».

Работа в парах

26.10-30.11


Тема №3 Ритмопластика (3 часа)

9

9

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. Пластический рисунок роли.

Беседа

02.11-06.11


10

10

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».

Коллективная работа

09.11-13.11


II триместр (11 часов)

11

11

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.

Коллективная работа

23.11-27.11


Тема №4 Культура и техника речи. (6 часов)

12

12

Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений.

Тренинг

30.11-04.12


13

13

Понятие о темпоритме речи. Дикция. Артикуляционная гимнастика.

Тренинг

07.12-11.12


14

14

Пауза - условие прочтения художественного текста

Беседа

14.12-18.12


15

15

Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору).

Коллективная работа

21.12-25.12


16

16

Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена.

Работа в парах

28.12-30.12


17

17

Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи.

Тренинг

11.01-15.01


Тема №5 Работа над спектаклем (15 часов)

18

18

Чтение пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль». Распределение ролей (приступаем к  постановке пьесы).

Коллективная работа

18.01-22.01


19

19

Понятие о сценическом движении

Беседа

25.01-29.01


20

20

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе.

Беседа

01.02-05.02


21

21

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».

Работа в парах

08.02-12.02


III триместр (12 часов)

22

22

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.

Коллективная работа

22.02.-26.02


23

23

Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Коллективная работа

01.03-05.03


24

24

О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Коллективная работа

09.03-12.03


25

25

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Коллективная работа

15.03-19.03


26

26

Работа над учебным спектаклем.

Коллективная работа

22.03-26.03


27

27

Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции.

Коллективная работа

29.03-02.04


28

28

О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача.

Тренинг

12.04-16.04


29-32

29-32

Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Коллективная работа

19.04-23.04

26.04-30.04

04.05-07.05

11.05-14.05


33

33

Премьера спектакля по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»


17.05-21.05, 24 05



ЛИТЕРАТУРА

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от____________________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________Штаба Н.В.

____________________







В пачке пронумеровано, прошито и

скреплено печатью________листа.

Директор МОУ школы №3

_________________Е.В.Лукашова

«_____»____________2018г.







15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!